Уже давно ни один номер мировых СМИ не обходится без тревожных сообщений о военных действиях, террористических актах, прочих инцидентах массового кровопролития в различных уголках мира. Если раньше эти сообщения приходили в основном из различных горячих точек, в своей массе сконцентрированных на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, странах к югу от Сахары, то теперь множатся аналогичные вести и из других стран и регионов, прежде казавшихся бастионами стабильности и безопасности.
В мировых экспертных кругах расхожим оборотом стала так называемая «новая нормальность», означающая привыкание к условиям, которые хуже или значительно хуже предшествующих. В области мировой политики такой «новой нормальностью» становится силовой способ решения конфликтов, будь то межгосударственные или гражданские. В памяти поневоле всплывают давно забытые термины из мировой практики XIX – начала XX века: «дипломатия канонерок», «политика большой дубинки» и так далее.
Самое печальное, что эта логика войны и насилия сейчас, когда XXI век уже набрал полный ход, действительно становится чем-то обыденным. Нас уже трудно удивить сообщениями о все новых столкновениях, терактах, массовых казнях «иноверцев», «санкционных войнах», «геополитических разломах».
Обрели былую актуальность войны за передел границ на суше и на море, которые, казалось, окончательно и бесповоротно сошли с мировой повестки дня. Многочисленные военные инциденты последних лет влекут за собой серьезные риски непреднамеренной и непропорциональной эскалации. Эти риски отчетливо видны на примере серьезных разногласий и напряженности на Корейском полуострове, в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, в отношениях между Россией и Турцией, Ираном и Саудовской Аравией, Индией и Пакистаном.
Уже вполне буднично воспринимаются и данные о росте мировых расходов на вооружение, даже на фоне столь неблагоприятной конъюнктуры в мировой экономике. Например, на днях Стокгольмский институт исследования проблем мира SIPRI обнародовал доклад, согласно которому в 2015 году мировые расходы на вооружение выросли на 1% и достигли 1,7 трлн долларов. Таким образом, мир находится на пороге очередного витка гонки вооружений. В качестве обобщения можно привести выводы доклада к Мюнхенской международной конференции по безопасности в феврале 2016 года, в котором отмечалось, что мировое сообщество столкнется с возрастающими рисками, в том числе международных военных конфронтаций, а также с усиливающейся нестабильностью. Более того, аналитики говорят о наступающем «периоде неясности и фундаментальной трансформации», возвещающем о начале более нестабильной эры для мирового сообщества.
В этих условиях Манифест Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Мир. XXI век» показал, насколько опасно и деструктивно привыкание к этой «новой нормальности». Обращение Главы государства стало своего рода «ударом в набат», мощно прозвучавшим на вашингтонском Саммите по ядерной безопасности с целью пробуждения международного сообщества от охвативших его летаргии и безучастности.
Как отметил Президент в своем Манифесте, «планета уже начала балансировать на заново отточенном острие «холодной войны» с губительными последствиями для всего человечества». Действительно, недоговороспособность ведущих глобальных игроков, страдающих от неудовлетворенных амбиций, стратегической близорукости, взаимной подозрительности и фобий, привела мир к «ренессансу войны». Текущая ситуация в мире характеризуется кардинальной сменой парадигм глобального и регионального развития, сопровождающейся беспрецедентным в современной истории кризисом доверия между ведущими игроками, наличием фундаментальной полярности интересов сторон по вопросу выстраивания новой архитектуры мирового порядка. Это тревожная реальность, и здравомыслящие силы во всех частях мира серьезно обеспокоены.
И здесь наш Президент не понаслышке знает, что такое война и вызванное ею людское горе. Мы хорошо помним его активную посредническую дипломатию во всех конфликтах на постсоветском пространстве – от Карабаха до Донбасса. Именно этот тяжелый опыт сподвиг Нурсултана Назарбаева на поистине титанические усилия по поддержанию и укреплению межэтнического и межконфессионального мира в Казахстане, сохранению стабильных межгосударственных отношений в достаточно противоречивом Центрально-Азиатском регионе. Наша страна по праву стала активным модератором в диалоге культур, религий и цивилизаций. Теперь настало время для новых, еще более масштабных и действенных коллективных мер, и Манифест Лидера Казахстана задает четкий алгоритм практических действий, долгосрочную стратегию мира для международного сообщества.
Другой трагический опыт, на этот раз среди бывших советских республик, затронувший исключительно Казахстан, – а именно десятилетия разрушительных для физического и морального здоровья нации ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – побудил Главу государства выдвинуть нашу страну в авангард международного антиядерного движения. К сожалению, на сегодня общепризнанным фактом стал тупик в сфере ядерного разоружения. В связи с этим большой интерес у международного сообщества вызвала озвученная Главой государства в ходе юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года важная инициатива о достижении безъядерного мира к 2045 году, то есть к 100-летию ООН.
Важным шагом в этом направлении, серьезным вкладом в укрепление глобальной стратегической безопасности стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2015 года Всеобщей декларации о построении мира, свободного от ядерного оружия. В рамках вашингтонского саммита лидеры Великобритании, Германии, Китая, США, Франции, Японии и целого ряда других стран приняли Совместное заявление, в котором отметили особый вклад Казахстана в ядерную безопасность мира путем создания Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ на своей территории. Астана также оказала политическую и практическую поддержку в реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе.
Далее на Саммите по ядерной безопасности угроза ядерного терроризма была названа одним из главных вызовов международной безопасности. В связи с этим весьма своевременным и востребованным стало озвученное с высокой трибуны ООН предложение казахстанского Лидера о создании единой мировой антитеррористической сети борьбы с этим злом.
Думаю, что выражу общее мнение моих коллег по Парламенту Казахстана о готовности каждого депутата внести свой вклад в продвижение духа и буквы Манифеста Главы государства средствами парламентской дипломатии. Убежден, что полноценная реализация этого концептуального документа стала бы весомым вкладом в претворение в жизнь Стратегии «Казахстан-2050», идеи «Мәңгілік Ел», концепции вхождения нашей страны в число 30 наиболее развитых государств мира. Решение этих исторических для Казахстана задач Президента требует создания благоприятных внешних условий для политических, экономических и социальных преобразований, защиты национальных интересов на международной арене. Без смены нынешней «логики войны и конфронтации» на «логику созидания и партнерства» решение этой задачи будет непростым.