Это предприятие имеет особый статус. И не только потому, что оно – первенец казахстанского вагоностроения, введенный в эксплуатацию в 2008 году Президентом РК. За минувшие годы, когда остро стоял вопрос с железнодорожным подвижным составом, в Экибастузе, на производственных площадях завода, оснащенного по последнему слову техники оборудованием ведущих мировых производителей, было выпущено около 5 000 универсальных полувагонов и два крытых вагона, что стало весомым подспорьем для страны.
Казахстан и сейчас ждет от КВК промышленные полувагоны, вагоны различного назначения и другую отраслевую продукцию, тем более что на прицеле у коллектива – железнодорожные цистерны и универсальные сорокафутовые платформы грузоподъемностью 60–75 тонн. Но так случилось, что по ряду причин (массовый спад производств и перевозок грузов, зависимость от зарубежных партнеров по комплектующим деталям и узлам) привели к практической остановке экибастузской вагоностроительной компании.
Как ранее сказал в одном из интервью руководитель группы антикризисного управления КВК Александр Керлах, с января 2015 года с конвейера КВК не вышло ни одного полувагона. В силу отрицательных трендов в экономике прекратились поставки в АО «КТЖ».
И вот в сентябре 2015 года была разработана антикризисная программа, включающая в себя проект выпуска вагонов в лизинг, не требующий больших инвестиций. В качестве заказчика рассматривалось AO «KTZ EXPRESS» – крупнейший национальный оператор, специализирующийся на перевозках в Китай и Европу. С этой компанией заключен пятилетний контракт на 7 500 платформ с ежегодным выпуском 1 500 единиц.

Но до этого коллектив завода практически не получал зарплату, работая или по сокращенному трудовому графику, или урывками.
– Благодаря поддержке Правительства была разработана программа восстановления жизнедеятельности производства и погашения долгов, в первую очередь по зарплате, – рассказывает заместитель акима области Николай Дычко, курирующий вопросы промышленности и индустриально-инновационного развития региона. – 2 сентября ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» погасило задолженность всем работникам предприятия. Сегодня проблема отсутствия платежеспособного спроса на продукцию решается через реализацию программы кредитования⁄лизинга грузовых вагонов, которая предусматривает финансирование их выпуска для дочерней компании АО «НК «КТЖ» – АО «КТЖ-Экспресс». Первым этапом этой программы стало выделение 17,5 миллиарда тенге в 2016 году. Тем самым после полутора лет простоя Казахстанская вагоностроительная компания возобновляет работу. Сейчас на предприятии идут проверка и наладка оборудования.
Аким области Булат Бакауов посетил завод. Ему доложили, что сейчас на предприятии полностью заняты работой около 150 человек.
– Когда производство будет возобновлено в прежнем режиме, полную занятость получат еще около 200 работников, – отметил заместитель директора компании Берикбай Амиржанов. – До этого все они трудились по 4 часа. Что касается нашей продукции, то до конца года на заводе планируют выпустить до 200 вагонов.
Спрашиваю заместителя акима области о том, что волнует коллектив: не получится ли так, что сегодняшнее трудовое оживление на КВК, когда иссякнут деньги транша, вновь сменится затишьем?
– Руководители предприятия заверили акима области в том, что этого не случится, – ответил Н. Дычко. – Так как прорабатывается и уже воплощается ряд долгосрочных программ по выпуску полувагонов и другого подвижного состава. В том числе и нового, как сорокафутовые платформы, которые в Казахстане ранее не изготавливались.
А еще, как представляется, у экибастузского ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» есть и другая перспектива – разворачивается реализация проекта «Шелковый путь». Тем самым продукция КВК будет востребована не только в Казахстане, но и часть ее со временем станет поставляться на экспорт.
Так, скорее всего, и будет. Главное, что вагоностроительный завод ожил и возобновил работу.