В ходе XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация Единого Будущего» Президент сказал, что в ближайшем будущем все казахстанцы будут ездить на электромобилях. И в качестве правоты своей точки зрения посоветовал перенимать опыт зарубежных стран, а также вносить и показывать всему миру, что мы умеем делать по «зеленой» энергетике в Казахстане.
К примеру, в Германии существует дифференцированная ставка налога в зависимости от величины удельного выброса вредного газа. Для электромобилей и гибридов вообще нет налога. В Лондоне для электромобилей – бесплатная парковка в центре и бесплатный въезд в город. В США налоговые льготы при покупке гибридов составляют от 400 до 3 400 долларов, при покупке электромобилей до 7 500 долларов. В текущем году налоговые льготы на ввоз гибридных автомобилей ввели даже в Грузии. Таких примеров в мире немало.
Однако казахстанские автомобилисты пока не готовы пересаживаться на электромобили. Так, на сегодня в стране практически отсутствуют законодательные меры стимулирования рынка экологически чистых автомобилей, а нормативно-правовая база лишь косвенно направлена на регулирование деятельности экологического транспорта.
Считаем необходимым принять специальную программу постепенного замещения неэкологического автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на экоавтомобили. Также необходимо увеличить выпуск экологически чистых автомашин и в первую очередь обеспечить бюджетные организации данными автомобилями на льготной основе. Тем самым стимулируя население приобретать экомашины.
Для покупательского спроса населения необходимо выполнить ряд мер. Снизить цену автомобилей, снизить таможенные пошлины, налоги и утилизационные сборы, которые составляют более 40% от розничной стоимости авто. Кроме этого, необходимо наладить сферу технического обслуживания данного вида транспорта.
Данные меры, без сомнения, приведут к улучшению экологической ситуации в стране.
В преддверии проведения ЭКСПО-2017 этот вопрос весьма актуален, и принятие государственных мер в развитии и поддержке условий приобретения и эксплуатации «зеленого» транспорта считаем крайне необходимым на сегодня.