Это непременно должно привести к повышению качества образования, предлагаемого молодым казахстанцам, чтобы они смогли реализовать амбициозную стратегию развития Республики Казахстан. Один из ключевых вопросов – роль независимых аккредитаций как внешней гарантии качества. Сертификация международными организациями по обеспечению качества быстро становится ключевым дифференцирующим фактором между ведущими казахстанскими университетами и остальными игроками рынка. Так как родители, спонсоры и студенты доверяют международным сертификатам, которые служат гарантией качества образования, предлагаемого в Казахстане лишь несколькими избранными университетами.
Когда рассматривается вопрос о том, в какой вуз отдать ребенка учиться или какому университету Правительству необходимо выделить финансирование, международные аккредитации дают заинтересованным сторонам в Казахстане уверенность в том, что их инвестиции (финансовые, эмоциональные, интеллектуальные) не будут потрачены впустую.
Стоит разобраться в том, что служит основой для такой веры. Во-первых, международные аккредитации будут оставаться эксклюзивными (элитными) еще на протяжении многих лет и будут присуждаться тому небольшому количеству университетов, которые претерпели огромные внутренние изменения и теперь могут предоставлять свои услуги на международном уровне, с соответствующей системой обеспечения качества.
Международные аккредитационные агентства гордятся тем, что отказывают огромному количеству университетов из-за слабой подготовки кадров, которая не соответствует стандартам аккредитационного агентства. А это одновременно повышает статус тех вузов, которые благодаря своим огромным усилиям получили международную аккредитацию. В мире образования существует три сверхэлитных аккредитационных агентства: EQUIS, AMBA, AACSB (так называемые Triple crown – «Тройная корона»), и среди тысяч бизнес-школ и вузов все эти три «короны» есть только у 80 из них, что говорит о невероятно высоких требованиях у названных аккредитационных агентств. Если бы каждая бизнес-школа обладала «тройной короной», то эта аккредитация не представляла бы никакой ценности. Эксклюзивность обеспечивает правильный отбор и исключение слабых кандидатов.
Во-вторых, международные аккредитации требуют реального обеспечения качества образования на международном уровне – у них нет бюрократии, поэтому никто не проверяет статистические данные и бессмысленные таблицы. Системы проверяются на внутреннюю логику и эффективность работы, а не на наличие печатей и бесконечных подписей. Вместо простого чтения предоставленных документов приглашенные аккредитационные группы разговаривают с людьми в университете, проводят встречи с высшим руководством, руководством среднего звена, административным персоналом, преподавателями, студентами, выпускниками и работодателями.
Только после «живого» знакомства с вузом члены иностранной комиссии могут дать достоверную оценку учебному заведению. В процессе общения с выпускниками и работодателями всегда проявляется истинный отзыв об университете. Если их отзывы не соответствуют ожиданиям комиссии после изучения предоставленного самоотчета и ознакомления с внутренней системой менеджмента и контролем качества, то встает вопрос о достоверности предоставленной информации, что ведет к провалу аккредитации. Университет, имеющий аккредитацию, это университет, который доказал, что работает на международном уровне, и его деятельность соответствует стандартам, которые представляют ведущие мировые академические системы.
В-третьих, программы в рамках аккредитации анализируются с западной точки зрения. Специальность – это не просто набор предметов и сухих силлабусов и не скрупулезные таблицы, контролирующие каждую минуту жизни студента или преподавателя. В западной системе образования каждая программа или специальность представляет собой единое целое, где есть связь между ожидаемыми результатами обучения и способами их достижения, прогрессирование сложности обучения и конкретные междисциплинарные связи. В зависимости от уровня программы углубляются содержание предметов, методы преподавания и система оценки знаний. Студентам дают более практические (а не теоретические) знания и задания, возрастают ожидания и требования к преподавателям.
Получение образования международного уровня – задача не из легких. Здесь не раздаются оценки за физическое присутствие в аудитории или за пересказ теории. Все, что касается учебного процесса, четко документируется и отслеживается, а экспертные комиссии и группы следят за соблюдением требований в каждом направлении работы университета. Эта система также характеризуется тем, что студенты очень много занимаются самостоятельно, а не просто записывают скучную лекцию под диктовку уставших преподавателей. Студенты берут на себя полную ответственность за свое развитие, так как это именно то, что ожидает их в реальной жизни на будущей работе. Обучаться на программах, получивших международную аккредитацию, сложно, но оно того стоит. Родители, отправляющие детей учиться по данным программам, и Правительство, решающее выделять стипендии, могут быть уверены в качестве результатов обучения, а их гарантии будут оправданы в лице высокообразованных выпускников.
В-четвертых, для международных аккредитационных агентств очень важно качество профессорско-преподавательского состава. Преподавателей проверяют не просто на наличие формальных квалификаций, а на их профессиональную компетенцию в виде активной и насыщенной научно-исследовательской работы, практического опыта в бизнесе, непрерывного профессионального развития и методики преподавания. Предметы должны проходить в интерактивной, а не в устаревшей форме, когда преподаватель вещает, сидя за своим столом. Студенты в свою очередь должны активно участвовать в занятии и делиться своими мнениями и идеями.
Что касается содержания предметов, то они должны включать современные международные компоненты, тесно связанные с реальной жизнью и бизнес-сферой. Аккредиторы уважают «ветеранов» образования, но только если те остаются активными в науке, участвуют в консалтинге или в бизнесе и, что очень важно, всегда в курсе стремительно развивающейся методики преподавания, которая бросает студентам вызов и стимулирует их. Аккредиторам также важно привлечение к учебному процессу практиков из бизнеса – менеджеры, ученые, предприниматели, госслужащие пользуются большим спросом, так как эти люди могут поделиться своим ценным опытом со студентами и делают это с удовольствием. А еще лучше, если эти практики участвуют в разработке учебных программ и в управлении университетом. Аккредитованные университеты – это университеты, которые предоставляют блестящее и качественное образование и безжалостны в устранении каких-либо недостатков в своей деятельности.
В-пятых, международные аккредитации очень дорогие. Конечно, некоторые могут утверждать, что национальная экономика лишь страдает оттого, что деньги вывозятся за границу, но это ошибочное мнение. Спросите у того, кто ездит на иномарке, пользуется импортным ноутбуком, мобильным телефоном или обучается за границей. Современная глобальная экономическая система основана на международных финансовых переводах за товары и услуги, а поскольку международные аккредитации – это иностранные службы, они представляют огромную ценность для университета-заявителя. Вузы, которые принимают решение пройти аккредитацию, выделяют средства, тем самым показывая свою решимость в повышении конкурентоспособности и укрепления своих позиций на рынке, а также экономическую эффективность и долгосрочную стабильность. Они посылают четкий сигнал: «Мы развиваемся, мы знаем, куда мы идем, мы идем вперед, и мы лучшие».
Все вышесказанное значит, что международные академические аккредитации вручаются только тем, кто их заслуживает. Весь процесс аккредитаций, начиная с подачи заявки, самоотчета, последующего прибытия аккредитационной группы, отчета группы после визита и, наконец, решение, – очень объективный и справедливый. Даже холодный и жесткий. Это проблема для многих университетов-заявителей, но в то же время она гарантирует реальное, высокое качество заинтересованным сторонам образования – родителям, спонсорам и Правительству.
Университет международного бизнеса (UIB) остается лидером по наличию международных аккредитаций в области высшего образования Казахстана, имея 11 аккредитаций от Австрийского агентства по обеспечению качества (AQAustria). В 2012 году UIB получил первые четыре аккредитации, а в 2015 году университет посетила аккредитационная группа с оценкой еще семи программ. Первые четыре программы сейчас готовятся к пятилетней реаккредитации. Аккредитационные группы оценили учебные программы UIB с европейской перспективы – изучили структуры программ, ожидаемые результаты обучения, то, как отдельные предметы способствуют формированию хорошего профиля выпускника, систему оценки знаний.
Аккредиторы встречались с высшим руководством и руководством среднего звена UIB, оценили систему управления университета, процедуры и документацию, убедились в том, что все соответствует высокому европейскому уровню. Особый интерес для аккредиторов представляют встречи с преподавателями и студентами, так как это позволяет оценить реальное академическое качество «поставщиков» и получателей знаний. Собеседования с выпускниками и работодателями показывают международным оценщикам, насколько UIB отвечает требованиям рынка труда, востребованность выпускников UIB, их карьерный путь и как работодатели видят Университет международного бизнеса со своей перспективы (как «покупатели» нашего выпускающего «продукта»). Сейчас UIB готовит еще несколько программ для аккредитаций как часть рыночной стратегии университета, а также идет подготовка к ре-аккредитации в 2016 году с последующим подтверждением непрерывности качества предлагаемого образования.
Родителям, принимающим решение, куда отправить своих детей для получения качественного образования, следует рассмотреть Университет международного бизнеса, так как это надежный центр профессионального академического образования, где к студентам относятся честно и справедливо, где преподаватели представляют международный уровень компетенции и где есть тесная связь с бизнесом и работодателями. Спонсоры, оказывающие поддержку высшему образованию с помощью грантов и стипендий, должны оценить международное признание качества образования как гарантию, что их финансовые затраты содействуют качественному высшему образованию человеческих ресурсов, так необходимых для Стратегии «Казахстан-2050».
Университет международного бизнеса продолжит работу над получением дополнительных аккредитаций как доказательство своей организационной силы и академической компетентности. Университет всегда находится в поиске различных аккредитационных агентств для получения оценки с разных перспектив (американской, европейской, азиатской), в разных сферах (бизнес, экономика, финансы, международные отношения, право) и на разных уровнях (на уровне каждой программы или специальности, на уровне факультета, на институциональном уровне). Каждая аккредитация усиливает деятельность UIB, а обратная связь, которую мы получаем от международных аккредитационных агентств, поможет нам в достижении главной цели – к 2020 году стать одним из 80 университетов мирового уровня, аккредитованных «тройной короной».