Общество

Кто научит строить в Казахстане? Великий волшебник Мерлин?

Строительный рынок страдает от дефицита кадров, специалисты обсуждают необходимость совершенствования системы профтехобразования.
О наличии кадровой проблемы на рынке строительства известно давно. Компании отрасли периодически поднимали этот вопрос на различных уровнях. Однако, как следует из распространенного недавно заявления Ассоциации застройщиков Казахстана (АЗК), острота вопроса по-прежнему крайне высока.


В заявлении ассоциации подчеркивается, что государство ставит перед застройщиками большие планы, «но на деле в Казахстане скоро некому будет строить дома». По мнению АЗК, из-за структуры профтехобразования в стране наблюдается глобальный дефицит кадров.

«В Казахстане учат всему, кроме строительных профессий. Ассоциацией застройщиков Казахстана не раз поднимался вопрос острого дефицита рабочей силы. Но воз и ныне там. Нам катастрофически не хватает крановщиков, отделочников, монолитчиков, каменщиков», – отмечается в заявлении АЗК.
По мнению ассоциации, назрела срочная необходимость изменения подходов к среднему специальному техническому образованию.

«В 2020 году учебными заведениями было выпущено 203 отделочника на 1 600 вакансий! 424 штукатура-маляра на 815 мест! 353 каменщика на 1 384 места! 330 сантехников на 800 вакансий! Выпущено 15 (пятнадцать!) бетонщиков, а дефицит на рынке – 2 615 мест! Обучено 46 машинистов крана в Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской областях. При этом в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, которые активно застраиваются, на машиниста крана не обучают вовсе!» – эмоционально комментирует президент АЗК Виктор Микрюков.

Ассоциация с сожалением констатирует, что в целом по республике за прошедший учебный год выпущено 144 тыс. человек, из которых всего 8 797 (около 6%) выпускников по специальностям, относящимся к строительству.

По мнению участников строительного рынка, для решения назревшей проблемы необходимо «на системной основе» заняться профтехобразованием.
«В целом считаем, что министерствам труда и образования необходимо провести совместный анализ отраслей, наиболее нуждающихся в квалифицированных кадрах, следующим шагом должно стать изменение действующих устаревших программ обучения с акцентом на формирование практических навыков у выпускников», – говорится в сообщении АЗК.

Согласно прогнозу Центра развития трудовых ресурсов, за период со второго квартала 2021 года по первый квартал 2022 года в Казахстане на электронной бирже труда по базовому сценарию ожидается размещение объявлений о 1,085 млн вакансий. Почти 17% из них придется на промышленных и строительных рабочих.
Среди проблем современного технического и профессионального образования (ТиПО), по мнению представителей строительной сферы, – устаревшие и не отвечающие требованиям рынка учебные программы, в связи с чем выпускников зачастую приходится переучивать после приема на работу. По мнению работодателей, стажировки на предприятиях должны проходить не только студенты, но и их преподаватели, чтобы быть в курсе последних промышленных наработок и своевременно актуализировать учебный процесс.

Представители стройиндустрии также считают необходимым популяризировать рабочие специальности как наиболее востребованные и гарантирующие трудоустройство.

Примечательно, что ответы на многие поднимаемые сегодня вопросы в области образования были даны еще в декабре 2012 года, когда Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев представил народу страны Стратегию развития до 2050 года.

Правительству было поручено начиная с 2013 года обеспечить развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Тогда же было отмечено, что профессионально-техническое и высшее образование должны ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах, что во многом должно решить проблему занятости населения.

Стратегия-2050 гласит, что социальная ответственность частного бизнеса, неправительственных и благотворительных организаций, частных лиц должна особенно проявиться в сфере образования. В первую очередь это касается помощи молодым людям, не имеющим возможности самостоятельно оплачивать обучение, в получении достойного образования.

В этом же документе отмечена необходимость создания сети государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования, разработки многоступенчатой системы грантов на обучение, создания по всей стране системы специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию, а также законодательного закрепления обязательной производственной практики на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе.

В стратегии также констатируется важность изменения направленности и акцентов учебных планов среднего и высшего образования путем включения туда программ по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации, а также создания ориентированных на предпринимательство учебных программ, образовательных курсов и институтов.


В русле данных поручений в Казахстане реализуется проект внедрения так называемого дуального обучения. Дуальная система решает две задачи сразу: совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1–2 дня в неделю в колледже, остальное время – на предприятии.

Как отмечает НПП «Атамекен», для предприятия это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучиванию и адаптации. К тому же у бизнеса есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными.

«Такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем своими», – подчеркивает палата.

Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

В свою очередь для молодых людей это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания – работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Для государства внедрение дуального обучения выгодно тем, что эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для отраслей экономики.
С целью повышения вовлеченности предприятий в проект развития дуального обучения Министерство образования и науки проанализировало ситуацию в этой сфере. Как выяснилось, для предприятий малого и среднего бизнеса основные причины низкой активности в дуальном обучении – это необходимость несения расходов на спецодежду, расходные материалы для практических занятий, на оплату труда наставников, обеспечение безопасности практикантов на производстве. Для того чтобы решить эти проблемы, министерство разработало проект методики подушевого финансирования. В нем учтено возмещение предприятиям расходов на оплату труда наставника, на спецодежду, на расходные материалы, страхование студентов.

В настоящее время понятие дуального обучения внесено в Трудовой кодекс, а Закон «Об образовании» обязывает не менее 60% производственного обучения и профессиональной практики проводить на производстве.

По информации НПП «Атамекен», в настоящее время дуальным обучением охвачены более 43 тыс. студентов из 442 колледжей, со стороны бизнеса в проекте участвуют более 4 тыс. предприятий.

Практический опыт работы образовательных организаций, готовящих кадры для промышленности и строительства, показывает, что при правильно поставленных профориентационной работе и учебном процессе можно вносить весомый вклад в подготовку кадров для экономики. Как сообщил «Казахстанской правде» директор Алматинского электромеханического колледжа Болатжан Бозымбаев, рынок труда действительно нуждается в специалистах рабочих профессий, в том числе в сфере строительства. Среди ряда специальностей колледж готовит сварщиков, электромонтажников, слесарей, то есть специалистов, востребованных на предприятиях из различных отраслей – в сфере машиностроения, строительства, электроэнергетике.

По его словам, практика показывает, что 100% выпускников колледжа из числа тех, кто не идет в армию или высшее учебное заведение, могут рассчитывать на трудоустройство. Причем многие из выпускников получают предложения о работе на тех же предприятиях, где они проходили производственную практику.
Строительная сфера, получающая поддержку государства, является одним из привлекательных вариантов трудоустройства, так как масштабное жилищное строительство в Алматы требует постоянной подпитки трудовыми кадрами.

– Случаев, чтобы наши выпускники после окончания учебы не могли найти работу по специальности, сейчас нет. На рынке труда очень высокая потребность в специалистах. Иногда наших выпускников приглашают на работу в другие регионы, где также есть кадровый дефицит, – отмечает Болатжан Бозымбаев.

Часто решение о поступлении в колледж и выборе специальности, по его словам, принимают родители абитуриентов, которые изучают рынок труда и прагматично подходят к вопросу образования для своих детей. Родители видят, что многие выпускники высших учебных заведений часто не находят возможности найти работу по своему профилю, тогда как получение рабочей специальности гарантирует ребенку в будущем стабильную работу и достойный уровень дохода

Автор:
Михаил Максимов
03:21, 6 Августа 2021
0
434
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное