Перед авторитетными участниками нашей рубрики мы поставили вопросы о зодческих приемах фасадного оформления жилища или офисных зданий, современности мозаик и муралов, применении граффити и фасадных систем. Мы спросили экспертов о том, не находится ли казахстанская архитектура на распутье касательно оформления жилища или офисных зданий, задались вопросом о вероятности использования панно в современных зданиях. Поинтересовались тем, как научить горожан воспринимать и понимать новации архитектуры и дизайна. А также постарались узнать методы городской власти, какими она готова решать проблемы зодчества на окраинах Астаны.
Одним из поводов к выбору темы стало мнение архитектора-дизайнера Ярослава Антонюка, написавшего в социальных сетях об уничтожении очередной мозаики авторства Михаила Антонюка, которого хорошо знали и помнят в бывшем Целинограде по выполненным группой художников тематическим мозаичным панно.
К сожалению, мозаика на больших объемах стала самым уязвимым видом художественного наследия, невзирая на дороговизну изготовления. Поэтому среди вопросов о влиянии архитектуры на социальное самочувствие горожан есть и попытка прояснить ситуацию с подобными панно при нынешнем богатстве выбора фасадного оформления.
По ряду данных, в Астане имелось десятка два мозаичных панно, витражей и росписей. Многие разрушены. Часть попала в круг внимания государства, например, мозаичные панно «Печать» и «Космос» на фасаде БЦ «Өркен», они охраняются государством.