​Архитектура человека

2720
Ирина Нос

Перед авторитетными участниками нашей рубрики мы поставили вопросы о зодческих приемах фасадного оформ­ления жилища или офисных зданий, современности мозаик и муралов, применении граффити и фасадных систем. Мы спросили экспертов о том, не находится ли казахстанская архитектура на распутье касательно оформления жилища или офисных зданий, задались вопросом о вероятности использования панно в современных зданиях. Поинтересовались тем, как научить горожан воспринимать и понимать новации архитектуры и дизайна. А также постарались узнать методы городской власти, какими она готова решать проблемы зодчества на окраинах Астаны.

Одним из поводов к выбору темы стало мнение архитектора-дизайнера Ярослава Антонюка, написавшего в социальных сетях об уничтожении очередной мозаики авторства Михаила Антонюка, которого хорошо знали и помнят в бывшем Целинограде по выполненным группой художников тематическим мозаичным панно.

К сожалению, мозаика на больших объемах стала самым уязвимым видом художественного наследия, невзирая на дороговизну изготовления. Поэтому среди вопросов о влиянии архитектуры на социальное самочувствие горожан есть и попытка прояснить ситуацию с подобными панно при нынешнем богатстве выбора фасадного оформления.

По ряду данных, в Астане имелось десятка два мозаичных панно, витражей и росписей. Многие разрушены. Часть попала в круг внимания государства, например, мозаичные панно «Печать» и «Космос» на фасаде БЦ «Өркен», они охраняются государством.

Аманжол Чиканаев, архитектор, член Архитектурного совета при Президенте РК, член Госкомиссии по памятникам и монументам РК, почетный архитектор РК:

– Наша архитектура находится на этапе коренных перемен и выбора стратегических путей своего дальнейшего развития. Появление большого количества «зодческих приемов» – признак наступления этапа перехода количественных изменений в качественные. Чтобы понять сложив­шуюся ситуацию, надо разобраться в ее причинно-следственной обусловленности. Вспомним недавнее прошлое, то, в каких условиях работали советские архитекторы и строители. Страна была закрытой, изолированной от влияния зарубежья, оторванной от достижений современной мировой строительной отрасли. Палитра средств для придания выразительности облику зданий ограничивалась продукцией местной строительной индустрии, которая выдавала скудный набор унифицированных железобетонных панелей и плит, обыкновенного и силикатного кирпича. В итоге все было серо и уныло до безобразия, то есть до полного отсутствия эстетичес­кого образа.

С обретением независимости и вхождением в глобальный мировой рынок в страну хлынул поток разнообразных, новых для нас строительных и отделочных материалов от производителей разных стран. Естественно, осваи­вать эти материалы мы стали, «одевая» типовые пятиэтажки и проектируемые здания то в сайдинг, то в алюкобонд, то в керамогранит, то в фибробетон. Попутно узнавали их свойства и соответствие нашим природно-климатическим условиям.

С начала двухтысячного года наша столица, город Астана, приковав к себе внимание зодчих и строителей всего мира, превратилась в глобального уровня полигон поиска и апробации новых градостроительных и архитектурных идей, строительных материалов и технологий. Лучшие архитекторы мира принимали участие в конкурсах на разработку проектов важных объектов столицы. Ведущие строительные фирмы стран Европы и Азии боролись за право строительства уникальных зданий и сооружений. Эти фирмы приносили с собой самые современные строительные технологии и строительные материалы и изделия, в том числе и применяемые в оформлении фасадов зданий и сооружений. От них мы научились многому, переняли технологии и приемы, методы и подходы к проектированию и строительству современных зданий.

Однако при переходе на современные строительные материалы и конструкции, не изучив их истинных свойств, а наивно доверившись рекламным проспектам, стали закупать материалы большими партиями и использовать в массовом строительстве. В итоге получали неприятные последствия.

Основная причина наших ошибок, на мой взгляд, – отсутствие профессиональных аналитиков в органах, контролирующих и регулирующих архитектурную, строи­тельную и градостроительную деятельность.

Попытки отдельных ученых обратить внимание застройщиков на подстерегающие их опасности практически не учитывались.

Так, например, профессор ЕНУ имени Гумилева Майдан Кусаинов несколько лет подряд публиковал статьи под общим названием «Мины замедленного действия». Безрезультатно. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и фактор отсутствия добросовестной конкуренции в условиях стихийных рыночных отношений, когда в погоне за прибылью фирмы больше интересовала цена продукции, а не ее качество.

О мозаичных панно можно говорить много. Мозаика выполняется из кусков цветной смальты, расплава стекла, в который добавляются пигменты. К сожалению, в Казахстане производство витражного стекла и смальты не налажено. Это дорогостоящая техника, требующая определенной профессиональной подготовки и художественного мастерства.

В прежнее время в Целино­градском художественном фонде работали известные на весь бывший СССР художники Михаил Антонюк и Василий Товтин, выпускники Харьковского института художественно-прикладного искусства, отлично владевшие техникой и технологией витражного и мозаичного искусства. Они ездили в Белоруссию на специализированный завод, где выпускались витражные стекла и производилась смальта. Там по их эскизам в необходимом количестве выпускалась смальта и отливались заготовки витражного стекла разных форм и цветов. Затем материалы доставлялись в Целиноград, и здесь из них собирались витражные и мозаичные панно.

Конечно, мозаика и витраж – более сложная и более долговечная художественная техника, чем граффити, которое в последнее время стало модным и интерес­ным направлением в оформлении торцов зданий. Можно ли использовать мозаичные панно в современной организации архитектурной среды города? Безусловно, не только можно, но и нужно! Единственное условие: они должны быть выполнены на высоком профессиональном и художественном уровне и соответствовать архитектуре здания, не входить в противоречие с ней, а органично вписаться и быть изюминкой.

Будущим архитекторам и дизайнерам, изучая архитектуру зданий, построенных в Астане и Алматы, есть чему поучиться и чем вдохновиться. Есть оригинальные композиционные решения фасадов, казалось бы, обычных зданий и сооружений, которые придают этим зданиям необычность и выразительность. Признаюсь: их очень мало, но они есть. Всяк желающий учиться может найти их и взять себе на заметку. Каждый должен искать свой художественный почерк и вырабатывать свой творческий стиль.

Особенное, вдохновившее меня, я увидел в Актау. Там мое внимание привлекло выразительной архитектуры белоснежное здание с изящными пилястрами и колоннами, с карнизами и капителями, украшенными барельефными формами тонкой художественной работы. Главный архитектор области Найзабек Жайлау рассказал, что облицовка, скульптурные рельефы и формы выполнены из местного материала – особо плотного известняка, практичес­ки не уступающего травертину. Материал обладает прекрасными эстетическими качествами, очень хорошо режется и поддается обработке. Месторождения его имеются у нас в Мангистауской области и в Азербайджане. Запасы колоссальны! По словам Найзабека, он вынашивает идею подвигнуть бизнесменов на организацию промышленного освоения этих месторождений и массового выпуска облицовочных плит и декоративных строительных изделий.

Рахима Чекаева, архитектор, профессор ЕНУ им. Л. Гумилева:

– Я уверена, что отечественная архитектура не на распутье. На мой взгляд, привлекает именно индивидуальность новостроек Астаны и Алматы, вызванная и климатическими условиями в том числе. В архитектуре фасадов домов или общественных зданий можно увидеть влияние тематики от суперсовременной до классической (хайтек, неоклассика, ренессанс, модерн, классика). В качестве примера, на котором мы обучаем студентов, можно назвать ЖК «Парижский квартал», который расположен в тихом микрорайоне «Ак Булак-2». Комплекс создан архитекторами в стиле «золотого века» французского искусства второй половины XVII века, во времена Людовика XIV. Выдержана не только визуальная стилистика, но и используемые при строительстве и отделке материалы: песчаник, травертин, медь, гранит, мрамор, дерево, стекло и тонкое плетение художественной ковки.

Если мы ранее видели типовые микрорайоны и внутри них типовые общественные здания, то сейчас большое разнообразие зодческих приемов.

Да, подчас для удешевления жилья казахстанские стройкомпании используют навесные фасадные системы. Но вот италь­янский и английский кварталы, или комплексы, разные по фасадному решению, здесь использованы дорогие, экологически чистые строительные материа­лы. Думаю, что казахстанские стройкомпании могут применять разные приемы для формирования фасадных решений целых кварталов, делать свое дело качественнее и интереснее. Если же постоянно использовать крайне недорогие и однотипные материалы, потеряется любая архитектурная идея.

Что касается мозаики как части монументального искусства СССР. В свое время интенсивное применение панно в формировании предметно-пространственной среды было обусловлено стремлением архитекторов и декораторов к насыщению интерьеров и фасадов зданий орнаментом и различными декоративными композициями.

В связи со строительством Астаны как столицы многие здания потеряли свое назначение, поэтому в то время современными материалами пытались освежить фасады и интерьеры зданий. Кое-где мозаичные панно остались, например на фасаде бывшей типографии, теперь бизнес-центра, сохранили мозаику на старом здании железнодорожного вокзала.

Красивое панно было в интерьере дворца «Жастар», но идет разговор, что дворец «Жастар» хотят снести, чтобы построить новый развлекательный центр. Это неправильно.

Историческое уникальное здание, построенное в 1970–1980 годы (архитектор А. Полянский), – в хорошем состоянии, и надо сохранить его для истории. Мы, члены комиссии по охране памятников при акимате Астаны, стараемся по возможности все это взять под защиту государства, присвоив определенный статус.

Наша кафедра 3 года подряд занималась изучением архитектуры городов Северного Казахстана. Выполняла проект по гранту МОН РК по теме «Трансформация архитектуры городов Казахстана (выявление и исследование региональных особенностей архитектурного наследия и современной архитектуры Казахстана, 2015–2017 гг.)».

При обследовании этих городов, архитектуры жилых, общест­венных и культовых зданий мы нашли очень много мозаичных панно в жилых и общественных зданиях (Костанай, Павлодар, Кокшетау, Петропавловск). Мы работаем со студентами, ищем материал по панно, мозаике, фреске по этим городам, исследуем, анализируем, рисуем и выполняем их чертежи, которые в будущем наши выпускники могут использовать, осовременив тематику.

В наших городах есть множество примеров архитектурного и дизайнерского оформления, на которых воспитываются будущие зодчие. В Астане это архитектурные проекты Нормана Фостера (Англия), Кисе Курокава (Япония), Манфреди Николетти (Италия), Никиты Явейна (Россия).

Из казахстанских архитекторов хочется отметить работы В. Лаптева, С. Рустамбекова, С. Джамбулатова и многих других. В. Лаптев – автор таких проектов, как здание Министерства финансов РК, здание дворца спорта «Казахстан», здание акимата, бизнес-центр «Азия», конькобежный стадион, Национальный космичес­кий центр, Музей истории Казахстана, и других. Хотя в свое время я была обижена на него, потому что при строительстве здания Министерства финансов он снес целый исторический квартал, деревянные жилые дома железнодорожников, построенные в 1940–1950 годы. Но он – один из моих учеников, и я горжусь им.

Горожане и гости столицы любуются набережной реки Ишим, а это работа творческой мастерской фирмы «Орта» архитектора С. Рустамбекова. Набережная реки стала красивым, уютным местом для семейного отдыха.

Очень многое сделано по проекту С. Джамбулатова и его мастерской. Хочется отметить новую мечеть, которая располагается на улице С-409 в районе «Сарыарка». Площадь молельного дома составляет 2 248 квадратных метров и может вместить около 750 прихожан. Дизайн мечети выполнен в духе казахского пост­модернизма, в нем присутствуют также традиционные узоры и элементы.

Бактыбай Тайталиев, руководитель управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Астаны:

– Касаясь различий в разнооб­разии архитектурных решений фасадов жилых зданий и офисов центральных районов и окраин города, следует сказать, что при согласовании эскизных проектов на градостроительных и предварительных советах наше управление предъявляет единые требования на соответствие Генеральному плану Астаны. А также ландшафт­но-визуальному анализу, транспортной ситуации, объемам и фасадам, социальной инфраструктуре, общественным пространствам и существующему контексту.

Мы стремимся обеспечить горожан равными возможностями в объектах обслуживания и жизнедеятельности. В Астане есть концепция 129 планировочных секторов, в которой город поделен на планировочные секторы с населением около 10 тыс. человек в каждом. В соответствии с действующими нормативами и передовым опытом ведущих городов мира составлен Перечень первоочередных минимальных условий, характеризующих оценку качества жизни населения города Астаны, состоящий из 36 объектов и услуг. Основная цель – размещение на территории каждого планировочного сектора полного перечня объектов и услуг. Подчеркну, что проект дает возможность инвесторам и предпринимателям размещать на территории планировочных секторов все необходимые объекты.

Далее. В Генплане развития Астаны предусмотрено размещение семи планировочных районов, рассредоточенных по территории города. Проще сказать, у Астаны появится семь своеобразных центров, точек притяжения общественной и социальной жизни. Каждый район получит свой центр, что позволит предоставить горожанам равные возможности в наличии объектов административно-делового, торгово-развлекательного, культурно-зрелищного, спортивного и паркового назначения, а также транспорт­но-пересадочных терминалов.

Что касается скверов, то у нас уже сейчас 8 городских парков, 69 скверов, 7 бульваров общей площадью 660 гектаров. В Генеральном плане развития Астаны предусмотрено увеличение площади скверов и бульваров до 4 900 гектаров, а общую площадь озеленения города, включая ландшафтно-рекреационные территории, – до 34 770 гектаров.

Каркасом озеленения, размещаемым внутри территории городской застройки, является непрерывный Кольцевой бульвар, проходящий по улицам Богенбай-батыра, Асана Кайгы, прос­пекту Тауельсиздик, улице № 25, восточному побережью озера Малый Талдыколь, улицам № 22-4 и Кумисбекова.

Исходя лучами от Кольцевого бульвара, размещены парки, скверы, бульвары, набережные с полным комплексом благоустройства, размещением в них малых архитектурных форм, элементов художественно-декоративного оформления и освещения.

По поручению Президента Рес­публики Казахстан незастраиваемые территории города образуют зеленый пояс – «зеленые клинья» с индивидуальной флорой и фауной, которые, соединяясь с парками, скверами, бульварами и набережными, образуют единый природный комплекс со всем многообразием зеленых насаждений Казахстана и находятся в пешеходной доступности от любой точки города.

Относительно фасадных систем, применяемых работающими в Астане застройщиками, скажу, что требования в решении фасадов зависят от размещения объектов на улицах общегородского, районного или местного значения. Как правило, выносится несколько вариантов фасадов и, по возможности, объемно-планировочных решений объекта, чтобы найти оптимальный вариант. При согласовании предпочтения отдаются естественным материалам, таким как гранит, мрамор. Часто мы рекомендуем применять высококачественные материалы, которые утверждаются на градостроительном совете или экспертами при согласовании эскизных проектов.

Относительно типового строительства. В Астане функционирует домостроительный комбинат GLB, использующий передовой опыт Германии и Финляндии и выпускающий полный спектр железобетонных изделий для крупнопанельного и сборно-каркасного строительства. Технология современного домостроительства не предполагает привязки к типовым секциям. Напротив, предлагается широкий выбор планировочных и фасадных решений, достигаемых за счет выпуска ЖБИ самых различных форм, конфигураций и моделей. Для фасадов же используются всевозможные текстурные мат­рицы и цветной бетон, придаю­щий зданию эксклюзивный архитектурный облик.

Если вести речь о возможностях городского бюджета в финансировании декоративного оформления фасадов популярными в свое время мозаичными панно, то отмечу: в текущем году в столице прошел фестиваль URBAN ART ASTANA, в рамках которого было создано 8 муралов. Мы понимаем, что искусство в городской среде – важный аспект жизни современного мегаполиса, оно укрепляет эмоциональную связь между городом и его жителями.

Насколько мозаичные панно монументальны, настолько современно изготовление муралов, своего рода фресок. Ведь стрит-арт демократичен, он старается быть ближе к зрителю. Для фестиваля URBAN ART ASTANA был разработан специальный механизм отбора работ, который включал в себя вовлечение горожан в принятие решений.

Так, путем народного голосования после экспертизы международного жюри, архитекторов и художников Астаны были выбраны эскизы, реализацию которых теперь можно увидеть на улицах столицы по адресам: улица Бейбитшилик, 1; улица Желтоксан, 6; улица Мамбетова, 5.

А мозаичные панно славились не только в те времена, они и сейчас являются гордостью Астаны. Часть из них, такие как «Космос» и «Печать», расположенные на фасаде административного здания по улице Бейбитшилик, 25, входят в Государственный список памятников истории и культуры города Астаны как объекты историко-культурного наследия.

Их охраняет закон наравне с другими 46 памятниками истории и культуры Астаны, из которых два имеют республиканское значение и 44 – местное.

То, что качество жизни влияет на здоровье общества, не вызывает никаких сомнений. Социологические исследования важны, и мы стараемся опираться на них, но их недостаточно для составления полной картины, это верхний уровень вовлечения общественности. Для полноты необходимо, чтобы портреты районов, их минусы и плюсы были составлены самими проживающими в них, для этого, конечно, необходимы определенные навыки и компетенции. Акимат совместно с управлением по вопросам молодежной политики города Астаны разработал программу «Сити менеджер». Цель ее – обучение и подготовка общественных лидеров, а также повышение степени включеннос­ти горожан в городские проекты и обеспечение коммуникации между сообществами и властью.

Популярное

Все
В Казахстане создаются кластеры высокого передела
Работать в лесу – одно, служить ему – совсем другое
Жилищная политика: обеспечить доступность прежде всего нуждающимся слоям населения
В 2024-м зарегистрировано более 17 тыс. случаев интернет-мошенничества
Юная Ксения – двукратная чемпионка Казахстана
«Астана» – первый обладатель Кубка лиги QFL
Театр Sensitive завоевал премию «Жан шуақ»
Торг неуместен
Летопись народного танца
В районном центре открыли современный кинотеатр
Задачи глобальные, темпы уверенные
Батыры нашего времени
Кубок планеты оспаривали в Астане
«Аттракцион», ушедший в прошлое
Обнаружена сибирская язва
Осужден глава туркестанской областной ветслужбы
«Сидеть дома скучно»
Гран-при «Казахской романсиады» уехал в Астану
Раз – сосенка, два – дубок, третьей будет яблонька…
Почти сто нарушений за сутки
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Кызылординский рис: от поля до стола
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Сорвало крышу: у «Казпочты» отсудили свыше 18 млн тенге
Тариф на свет останется прежним, а вот вода подорожает
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Назад в будущее
Подвиги героя в памяти
Не смолкнет в сердцах соловьиная трель
Грузовик со взрывчаткой взорвался на трассе в ВКО
Что делать, чтобы искусственный интеллект не сделал чиновников симулянтами?
Грустные думки аграрные
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Возврат активов: более 28 млрд тенге выделят для больницы в Риддере
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Шатры и юрты Великой степи

Читайте также

Завершился турнир на Кубок Главнокомандующего Нацгвардией п…
«Жошы хан. Повелитель великого улуса»: История, завоевавшая…
Качали, качают и… будут качать?
В тройке лидеров по объему обрабатывающей промышленности

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]