​Образование – базис успешности общества

1497
Аскарбек Кусаинов, академик, член Исполнительного комитета Всемирного совета обществ по сравнительному образованию, лауреат Государственной премии РК

Со дня обретения независимос­ти нашей республики прошло 26 лет. Если взять с позиции жизни одного человека, то это немало времени, ребенок, родившийся в те годы, стал крепким молодым человеком, а с позиции глобальной – это только начальный этап. Казахстан признан как лидер Центрально-Азиатского региона. Заметных успехов в экономике он добился благодаря перестройке всей экономической системы, которая в эпоху СССР опиралась на добывающие отрасли промышленности. Кроме экономических реформ были проведены политические, которые заметно повысили авторитет республики на международной арене.

Говоря о развитии системы образования нашей страны, сначала скажу о ее состоянии в первые годы независимости.

В 1991 году по приказу министра образования и науки Респуб­лики Казахстан Шайсултана Шаяхметова я был назначен начальником управления перспективного развития и новых образовательных технологий. Это были годы духовного подъема казах­станцев. Мы с чувством высокого патриотизма работали на благо Отечества. По долгу службы я занимался стратегическими вопросами развития образования. Как известно, в Советском Союзе были крупные НИИ, и перспективные вопросы по проблемам развития системы образования решались с учетом их научных рекомендаций. Оказалось, что в Казахстане был только один небольшой институт, занимающийся проблемами среднего образования, не было даже лаборатории по проблемам дошкольного воспитания, ТиПО, колледжей и вузов.

В 1992 году, когда работали над разделом «Образование» Национальной программы государственной поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, мы впервые почувствовали важность и необходимость таких НИИ. Однако из-за трудной экономической ситуации было сложно создать такие институты.

В те годы были приняты законы «Об образовании» и «О высшем образовании», Государственные стандарты общего среднего образования и высшего образования РК, Концепция государственной политики в области образования, гуманитарного образования, Целевая программа подготовки и издания учебников и УМК для общеобразовательных школ РК, программы «Дарын» и «Болашак». Все эти законы и подзаконные акты способствовали развитию непрерывного образования нашей независимой Родины.

Уровень образования – отправная точка экономического и научно-технического прогресса, залог успешного развития любого государства и общества. Отставание в области образования прямо сказывается на конкурентоспособности страны, на национальных перспективах и государственной безопасности. Поэтому развитие образования – задача общенацио­нальной значимости. Во всем цивилизованном мире государство и общество, которые стремятся к экономическому прогрессу и социально-политической стабильности, не только заинтересованы в развитии образования, повышении его качества, но и постоянно наращивают в нем свое присутствие.

Президент Нурсултан Назарбаев определил образование и науку стратегическими направлениями развития. «Страна, не умею­щая развивать знания, в ХХІ веке обречена на провал», «Лучший международный опыт подтверж­дает: базовым фактором высокого уровня конкурентоспособности страны являются благоприятные макроэкономическая политика, инвестиционный климат, равные конкурентные условия и самое важное – высокое качество образования и здравоохранения», – отметил Глава государства.

Качество образования – социальная категория, определяющая его соответствие потребностям различных социальных групп в развитии и формировании граж­данских, бытовых и профессио­нальных компетенций личнос­ти. В годы независимости было проведено большое количество образовательных реформ. Это был неминуемый процесс, так как практика не стояла на месте, постоянно шел поиск эффективных путей развития.

В ведущих странах мира техническое и профессиональное образование стало фактором успешной социальной адаптации молодежи и взрослых, локомотивом ин­дустриального развития страны. В странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности заинтересованных сторон – учебных заведений и работодателей. Мировая прак­тика показала эффективность дуальной системы образования. В Казах­стане в 2015 году законодательно закреплены принципы дуального обучения. Образовательную деятельность в парт­нерстве с предприятиями страны осуществляют около 350 колледжей, многие из которых достигли высоких результатов. К примеру, колледж APEC PetroTechnic в Атырау. Зарубежным партнером колледжа APEC с 2013 по 2017 год был Институт технологий Южной Альберты (SAIT Polytechnic) Канады. В результате совместной работы была создана модель подготовки кадров с внедрением новых технологий обучения, которая успешно прошла международную аккредитацию Cambridge International Examinations и первой в Казахстане вошла в сеть международных школ Cambridge.

В 2018 году планируются реализация мер для получения аккредитации IADC (International Association of Drilling Contractors – Международная ассоциация буровых подрядчиков) и создание на базе колледжа АРЕС международного учебного центра бурильщиков по стандартам IADC. Колледж APEC – одно из первых отечественных учебных заведений, успешно реализовавших проект по фандрайзингу в системе ТиПО с социальными партнерами по подготовке и переподготовке кадров для нефтегазовой отрас­ли. Разработан и утвержден план трансляции опыта колледжа APEC на систему ТиПО всех регионов.

В ХХІ веке, в эпоху глобализации, Казахстану нужны граждане, готовые нести ответственность как за себя, так и за Отечество, которые пользуются возможностью учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Граждане, способные и готовые применить лучшее из того, что было придумано и сделано человечеством для того, чтобы Казахстан вошел в число ведущих 30 стран мира. Подготовка таких граждан – это, безусловно, задача университетов. Наши вузы, понимая стоящие перед ними задачи, повышают качество подготовки кадров и свои рейтинги на международном уровне.

40 лет тому назад в странах ОЭСР, а затем в Японии, Южной Корее, Сингапуре пришло осознание надви­гающихся изменений, которые влекут за собой необходимость менять школу, причем радикально. Школа пос­тавляла в вузы выпускников, большинство которых были способны скорее зазубрить, запомнить (и потом забывать) информацию, а не усваивать. Получаемая в школе информация не превращалась в устойчивое знание. А слабость понятийного мышления даже усвоенному знанию не дала превратиться в компетенцию. Поэто­му вместо знаниевой парадигмы было принято решение внедрить дея­тельностную парадигму образования, ориентированную на результат.

Эта задача в странах – призерах в области образования к концу прошлого века была успешно решена. Поэтому по результатам важных международных исследований PISA учащиеся этих стран стабильно показывают высокие результаты, их выпускники ТиПО и вузов получают основательную подготовку, так как только на ее базе можно получить качественное профессиональное и высшее образование.

Основной задачей, стоящей перед системой среднего образования Казахстана при переходе от 11-летнего к 12-летнему обучению, было внедрение дея­тельностной парадигмы. Это архисложная задача, ведущие страны мира смогли ее решить только на основе системной работы в течение 10 лет.

В 2008 году по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева
была создана сеть элитных
Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ). История создания таких учебных заведений уходит корнями далеко в прошлое. Первая элитная школа для мальчиков в Великобритании появилась в 1394 году. До сих пор сохранились школы, воспитывающие человека, стойкого к невзгодам, склонного к исследованиям в разных областях, обладающего широтой взглядов. В классических элитных школах исключительно важным считается получение знаний, в ее основе – три составляющие: качественное знание, развитие творческих способностей и воспитание характера. Элитные учебные заведения готовят выпускников для того, чтобы они занимали лидирующие позиции в политике, бизнесе, экономике, юриспруденции и в различных отраслях науки. Считается, что наличие таких людей в правящих структурах власти обеспечивает высокий уровень компетентности в управлении страной.

Ярким примером развития элитного образования в Казахстане стала РФМШ им. О. Жаутыкова в Алматы. Успешно действуют 20 НИШ во всех областных цент­рах и крупных городах с интернатами для детей из сельской местности и малых городов. В них обучаются около 15 тыс. учащихся. Учебная деятельность НИШ направлена на развитие критического, междисцип­линарного мышления, коммуникативных и социальных навыков. Разработаны образовательные прог­раммы, система оценивания учебных достижений учащихся и повышения квалификации учителей. Для поддержки педагогов создан системно-методический комп­лекс, на котором размещены поурочные планы, инструменты оценивания, рекомендации, видеоматериалы.

Восемь НИШ имеют международную аккредитацию Council of International Schools, подтверждаю­щую высокое качество образовательных услуг и их соответствие международным стандартам. Учащиеся НИШ становятся победителями и призерами многих международных олимпиад по химии, математике, физике, биологии, информатике. За эти годы НИШ окончили около 6 000 учащихся. Все выпускники поступили в прес­тижные национальные и международные вузы: Назарбаев Университет, Принстонский университет, Korea Advanced Institute of Science & Technology (KAIST), Management Development Institute (MDI), Высшая национальная школа архитектуры (Страсбург), Гонконгский политехнический университет (PolyU), Пусанский национальный университет (Южная Корея), HAMK University of Applied Sciences (Финляндия).

В своем Послании народу Казахстана Президент Нурсултан
Назарбаев сказал: «Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами». Система среднего образования – сложная, она состоит из подсистем. На основе изучения деятельности лучших сис­тем образования нами определено 8 подсистем: стандарты и учебные программы, учебная литература, профессионализм педагогических кадров, мониторинг образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, эффективность НИР в области образования, система управления, материально-техническая база школ.

Одна из них – учебник. Автор всемирно известных учебников академик Андрей Колмогоров сравнил сложность создания хорошего учебника с конструи­рованием реактивного самолета. Если сложность одной из 8 подсистем равносильна конструированию реактивного самолета, то трудность работы по повышению качества всех подсистем, то есть по повышению качества образования нескольких миллионов детей, обучающихся в более чем 7 000 школ, равносильна конструи­рованию космического корабля. Разве можно создать космический корабль без науки? Конечно, нет. И так же невозможно повысить качество образования всех учащихся школ, не проводя на научной основе все работы, необходимые для повышения качества всех ее 8 составляющих, как это было сделано в странах – призерах в области образования поэтапно, для каждого переходного класса. Только в этом случае качество знаний учащихся казахстанских школ начнет повышаться и через 14–16 лет приблизится к качеству знаний учащихся 30 ведущих стран мира.

За годы независимости в Казахстане создано новое научное направление педагогической нау­ки – сравнительная педагогика. Ученые-компаративисты на основе изучения особенностей и исторического опыта развития отечественной системы образования (этого никто из зарубежных ученых сделать не может, так как они не знают наших национальных особенностей, менталитета и традиционных ценностей) и лучших международных достижений в сфере обучения разработали научно-практическую основу повышения качества среднего образования Рес­публики Казахстан. Мы надеем­ся, что эта разработка самым серьез­ным образом будет изучена и принята на вооружение.

В последние годы высказываются мнения о необходимости проведения тех или иных мер по повышению качества подготовки кадров. Мы должны осознать тот факт, что повысить качество всех колледжей и вузов возможно только на основе разработки и реализации Концепции повышения качества профессионального и высшего образования.

Как показывает мировая прак­тика, все страны с высоким качеством образования экономически успешны. Из этого можно сделать простой вывод: для того, чтобы иметь хорошее образование, страна должна быть богатой. Но если очевидно, что хорошее образование – функция благосостояния страны, то совершенно не факт, что глубокие и разносторонние знания требуют больших расходов. Например, в Греции и Южной Корее государство в расчете на одного ученика выделяет примерно одинаковую сумму, но Южная Корея во всех рейтингах в первой пятерке, а Греция – в конце списков. Причина в том, что система образования Южной Кореи развивается на научной основе.

В нашей стране при поддерж­ке Президента Нурсултана
Назарбаева выделяются достаточно большие средства на развитие школ и профессиональных училищ. Наши разработки показывают, что этих средств вполне достаточно для реализации Концепции и Комплексной программы повышения качества ТиПО.

Глава государства в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» сказал: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов» и обратил особое внимание на воспитание подрастающего поколения.

Чтобы обеспечить вхождение Казахстана в число 30 ведущих стран мира, в первую очередь надо вырас­тить воспитанное и образованное молодое поколение с высокими нравственными и патриотичес­кими качествами. В этом высока роль и ответственность системы среднего образования. 

Популярное

Все
«Астана» – первый обладатель Кубка лиги QFL
Театр Sensitive завоевал премию «Жан шуақ»
Юная Ксения – двукратная чемпионка Казахстана
Батыры нашего времени
Кубок планеты оспаривали в Астане
Гран-при «Казахской романсиады» уехал в Астану
В 2024-м зарегистрировано более 17 тыс. случаев интернет-мошенничества
«Аттракцион», ушедший в прошлое
Летопись народного танца
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Кызылординский рис: от поля до стола
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Тариф на свет останется прежним, а вот вода подорожает
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Сорвало крышу: у «Казпочты» отсудили свыше 18 млн тенге
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Назад в будущее
Не смолкнет в сердцах соловьиная трель
Грузовик со взрывчаткой взорвался на трассе в ВКО
Подвиги героя в памяти
Что делать, чтобы искусственный интеллект не сделал чиновников симулянтами?
Грустные думки аграрные
Возврат активов: более 28 млрд тенге выделят для больницы в Риддере
Искренность – сердце искусства
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Шатры и юрты Великой степи

Читайте также

Летопись народного танца
Гран-при «Казахской романсиады» уехал в Астану
Кубок планеты оспаривали в Астане
Батыры нашего времени

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]