​Человек многих талантов

1555
Юрий ПОМИНОВ, Павлодар

Начало биографии

Судьба Аби Саркыншаковича во многих отношениях уникальна: он из поколения детей войны, переживших холод, голод и ставших генералами индустрии. Сын далеко немолодых и к тому же неграмотных родителей, чье детство прошло на крошечном железнодорожном разъезде Ташкентской железной дороги в Кызыл-Ординской области, он, во многом отказывая себе, смог успешно окончить среднюю школу (редкость по тем временам!), поступить в Ташкентский (Среднеазиатский) институт инженеров железнодорожного транспорта, где был высокий конкурс. А как учиться, если школу закончил на казахском, а преподавание на русском языке? И только своим упорным трудом Аби сумел преодолеть эту и другие сложности учебы в техническом вузе.

Направление молодой инженер получил в МПС СССР в только что созданное Павлодарское отделение Казахской (Карагандинской) железной дороги. Было это в 1956 году, отделение же создано в 1954-м, так что они почти ровесники. Аби Саркыншаков стоял у истоков организации железнодорожного хозяйства области.

Первым жильем новоиспеченного специалиста стал двухосный товарный железнодорожный вагон. Зимой он промерзал насквозь: пока топишь – еще терпимо, а перестал – тут же тепло выдувает. Но обольщаться не приходилось: Павлодар в ту пору еще был «большой деревней», и многим тогда приходилось терпеть бытовые неудобства.

И хотя Аби стал первым в отделении специалистом коренной национальности с высшим образованием и мог сразу рассчитывать на инженерную должность, начать решил с дежурного по парку станции Павлодар, иначе говоря – стрелочника. Помнит, как развозили на лошаденке по кличке Вася керосин для семафоров, стрелок. Ох, и мерз же он, южанин, в свои первые здешние зимы, да еще с буранами, заносившими пути… Стрелочником пробыл недолго – назначили дежурным по станции, затем инженером, поездным диспетчером, дежурным по отделению дороги.

В середине 1960 года он уже начальник станции Павлодар, самый молодой в республике, ему всего 26 лет. Депутатом же горсовета стал еще раньше – в 24 года. Тогда же получил первую правительственную награду – медаль «За трудовое отличие». Участвовал в комсомольских делах – и в институте, и в Павлодаре, избирался членом бюро обкома комсомола. Об этом хорошо написал в своей книге «Штрихи к портрету» тогдашний первый секретарь обкома комсомола Михаил Исиналиев, ставший впоследствии министром иностранных дел Казахской ССР.

Первые в отрасли

Начинал Аби Саркыншаков, когда главной и единственной тягой в отделении были паровозы. А это – горы дымящегося шлака у депо, от которого желтела и чахла любая растительность. Территория деповских путей была пропитана мазутом, а земля – копотью… Дымовые завесы от паровозных топок… Плюс технологические шумы – гул, шипение пара, трест пневматических молотков. Какая там эстетика – работа не для слабонервных. Очень удручающее наследство досталось павлодарцам от северных соседей (Омской железной дороги), так как было запущенное железнодорожное хозяйство.

Но уже весной 1961 года в Павлодар прибыли первые три тепловоза серии ТЭ-3, положившие начало технической революции на железной дороге области. И ко всему этому был причастен начальник станции Павлодар Аби Саркыншаков. На ней в первый же год работы на тепловозной тяге было перевезено почти на треть грузов больше по сравнению с предыдущим «паровозным» годом, а расход средств на топливо снизился больше чем наполовину.

Позднее будет подсчитано: ни одно отделение железной дороги СССР не знало таких темпов развития, как Павлодарское, где за первые 30 лет работы объемы грузооборота выросли в 12 раз, а объемы отправления грузов в 90 раз.

За эти годы в регионе был создан один из самых динамично развивавшихся территориально-производственных комплексов в Советском Союзе – Павлодар-Экибастузский. В областном центре – тракторный, алюминиевый, химический и неф­теперерабатывающий заводы, в Ермаке (ныне Аксу) – ферросплавный завод, в Экибастузе – крупнейшие угольные разрезы и плюс во всех этих городах мощные предприятия тепловой энергетики.

Без железной дороги это, естественно, было бы невозможно, ведь она обеспечивала растущие потребности «китов промышленности» в перевозках нужного им сырья и производимой ими продукции. Достаточно сказать, что общий объем отправляемых грузов в середине 80-х годов прошлого века превышал 100 млн тонн, в том числе 90 млн экибастузского угля. Павлодарское отделение дороги стало крупнейшим в СССР по этому показателю. И ко всем данным рекордам лично причастен Аби Саркыншаков, более четверти века возглавлявший это отделение Казахской железной дороги. Поэтому вполне справедливо его называют железнодорожным генералом.

Плюс «социалка»

Отделение дороги во времена Саркыншакова – это не только станции, локомотивные депо и другие объекты, но и 17 тыс. железнодорожников, а вместе с обслуживающими социальными и другими подразделениями – 20 тыс. Это многоэтажные жилые дома, 27 детских садов, 11 школ, проф­техучилище, больницы и поликлиники. Трудно даже представить – сколько забот требовало это «вспомогательное хозяйство» отрасли. Его начальник отделения также всегда считал своим, заботился о нем, развивал, потому что четко знал: без решения социальных проб­лем нельзя рассчитывать ни на какие производственные успехи.

Так, например, во многом благодаря ему в Павлодаре был организован железнодорожный техникум (ныне колледж железнодорожного транспорта и коммуникаций), созданы детские железные дороги в Павлодаре и Экибастузе, лучший в отрасли санаторий-профилакторий для железнодорожников и пионерский лагерь на 400 мест для их детей. И это далеко не весь список. Кстати сказать, когда предприятия по решению Правительства стали сбрасывать «социалку» со своих балансов на плечи местных бюджетов, не имевших возможности их содержать, Аби Саркыншакович помог сберечь санаторий-профилакторий от полного разграбления и приспособить его для одного из детских учреждений системы образования.

При Саркыншакове с помощью руководства области и транспортных строителей появился в Павлодаре новый современный железнодорожный вокзал, а затем такой же в Экибастузе. Настоящий рывок был сделан за десятилетие, с середины 80-х до середины 90-х, в строительстве жилья для железнодорожников – силами отделения, а также в кооперации со строи­телями и другими парт­нерами. Таким образом, решена была полностью социальная проблема жилья в отделении, как и детских садов.

Аби Саркыншакович – обладатель высшей отраслевой награды – почетный железнодорожник СССР, заслуженный работник транспорта Казахской ССР. Он награжден орденами и медалями Советского Союза и суверенного Казахстана, удостоен звания почетного гражданина Павлодара и Павлодарской области. Всего же у него более 20 государственных наград, включая орден «Құрмет», ордена Ленина, Октябрьской революции, «Знак Почета».

«Жизнь моя – железная дорога»

Так назвал одну из своих четырех книг, посвященных истории не только Павлодарского отделения, но и всей железнодорожной отрасли Казахстана ее ветеран Аби Саркыншаков. Он, кстати, когда-то мечтал стать журналистом и свою первую заметку опубликовал в институтской многотиражке «За сталинские кадры» еще в 1952 году. С тех пор в его архиве хранятся сотни написанных им заметок, статей, размышлений, публиковавшихся в разные годы в местных, отраслевых, республиканских изданиях. В них – и новейшая история суверенного Казахстана. А по его книгам студенты пишут курсовые и дипломные работы. Он, добавлю, член Союза журналистов Казахстана.

Про него можно сказать: бывших железнодорожников не бывает. Ведь оставив по возрасту пост начальника отделения дороги – созданное им и его коллегами мощное уникальное предприятие с запасом прочности на десятилетия вперед – Аби Саркыншакович продолжил свою службу на железной дороге. Многие годы он остается членом консультативного совета национальной компании «Қазақстан темiр жолы» – одним из самых дееспособных и активных. Поэтому по праву может гордиться тем, что железная дорога стала одним из локомотивов индустриального развития в стране.

На митинге, посвященном сдаче в эксплуатацию железной дороги Аксу – Дегелен, Президент Казахстана ­Нурсултан Назарбаев назвал Аби Саркыншакова своим старым другом, и не без основания. Ведь знакомы они уже десятилетия, с того момента, как начальник Павлодарского отделения дороги отчитывался о его работе на заседании бюро ЦК Компартии Казахстана – с участием секретаря ЦК ­Назарбаева, курировавшего в республике промышленность, строительство и транспорт. Потом было много других встреч – в Москве, на съезде КПСС, в Алма-Ате и Астане, в Павлодаре. Аби Саркыншакович участвовал на всех инаугурациях Президента Казахстана. Они без преувеличения соратники – представители единого поколения созидателей. Весьма приятным сюрпризом для А. Саркыншакова стало поздравление его с 80-летием со дня рождения от имени Президента страны.

В своих книгах Аби Саркыншакович вспоминает, как еще в бытность СССР ставился вопрос об электрификации железной дороги Экибастуз – Павлодар в 80-е годы прошлого века. Этот проект даже был включен в основные направления развития СССР, утвержденные съездом ЦК КПСС. Но до осуществления этого дело так и не дошло. И о нем не раз напоминал руководству региона и отрасли ветеран-железнодорожник, приводил аргументы – технологические, экономические, экологические. По мере подъема экономики в стране удалось реализовать проект электрификации – давнюю мечту А. Саркыншакова. Он подчеркивает, что это стало возможным благодаря активной поддержке Главы государства, отметившего значение долгожданного проекта в своем Послании народу Казахстана.

А у Саркыншакова тут же родилась новая идея – добиться пуска электрички Астана – Павлодар –Астана. Ходили уже, конечно, поезда, но и мест в них не хватало, и шли они со многими остановками… Сложность же была и в том, что на подобные расстояния электрички обычно не пускают. И Саркыншаков как опытный стратег и тактик стал, что называется, «готовить вопрос» – в Павлодаре, а также в штабе отрасли. Немало трудностей пришлось преодолеть, зато ходит теперь пользующийся особой популярностью у пассажиров комфортабельный электропоезд всего с двумя промежуточными остановками в Ерейментау и Экибастузе из Астаны в Павлодар и обратно. А совсем недавно добавились к прежнему графику движения еще два дня в неделю. Это результат делового сотрудничества руководства области и национальной компании «Қазақстан темiр жолы».

Аби Саркыншакович еще смолоду был, если так можно выразиться, общественным человеком: комсомольским активистом, депутатом городского, а затем областного советов, членом обкома партии и даже членом бюро обкома, избирался депутатом областного маслихата первого созыва, входил и входит в состав разного рода общественных советов. Ему всегда и до всего есть дело: будь то бывший санаторий-профилакторий железнодорожников или их техническая библиотека, которые сохранены не без его активного личного участия, или всеми забытый старый товарный вагон, доживавший свой век на крошечной станции… На таких отправлялись на фронт солдаты в годы Великой Отечественной войны, и Аби Саркыншакович убедил нынешнее руководство Павлодарского отделения дороги отреставрировать вагон и превратить в еще один экспонат городского парка Победы.

Он – человек многих талантов, среди которых невероятная обязательность, умение выстраивать отношения с людьми и умение дружить, способность даже годы и годы спустя добиваться своего. Кругу его знакомств можно только позавидовать. Например, с выдающимся государственником – министром путей сообщения СССР, академиком Николаем Семеновичем Конаревым Аби Саркыншакович не прерывал связей до самой его кончины. А Конарев написал предисловие к одной из книг Саркыншакова.

Среди людей, с которыми встречался и общался Аби Саркыншакович, – вое­начальники и космонавты, ученые и люди искусства, литературы и композиторы.

А еще он счастливый глава семейства – муж, отец, дед и прадед. Всегда подчеркивает – как ему повезло с супругой Толеукыз Садвокасовной, с которой они идут по жизни более полувека.

Судьба Аби Саркыншаковича действительно уникальна, заслуги перед своей страной этого труженика и созидателя велики и неоспоримы. Он счастлив тем, что динамично развивается железнодорожная отрасль, которой он служит всю свою жизнь. 

Популярное

Все
Точкой роста должен стать туризм
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Более 16 млн тонн продукции АПК экспортировал Казахстан в 2024 году
Декада Наурызнама: День национального спорта отмечает Казахстан
К другим прицениться, свое показать
Укрепляя обороноспособность страны
Так звучит дружба
Семипалатинец Василий Фоминых – участник Парада Победы
Сегодня казахстанцы отмечают Жаңару күні
Глава государства осмотрел ярмарку ремесел в этноауле
Ерлан Аккенженов назначен министром энергетики РК
Образ будущего страны
От прямого субсидирования к льготному кредитованию
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
«Поменять коленку» можно в Улытау
Массаж и ЛФК с доставкой на дом
Переселение должно быть под контролем
Юбилейная выставка к 120-летию Урала Тансыкбаева открылась в Алматы
День сближения сердец
Какие страны упростили для казахстанцев визовый режим
Актау будет расширяться вдоль побережья Каспия
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
Мария Мудряк выступит с концертом в Павлодаре
В МСХ – новое назначение
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Какие лекарства станут выдавать бесплатно в Казахстане
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни
Цех с суррогатным алкоголем выявили в Костанайской области
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром
Премьер: Необходимо сократить расходы, лишние структуры через цифровизацию
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Принять, адаптироваться и научиться правильно реагировать
Новый аким области Абай проверил строительство моста в Семее
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Молодые ученые на особом счету
В столице прошел ежегодный зимний фестиваль «Бұрқасын-2025»
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства

Читайте также

Разъяснены правовые нормы
Нашли применение отходам из пластика
Воде – дорогу!
Из болота тащили... верблюда

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]