Каспий тревог и надежд

900
Лаура Тусупбекова

Протокол о сохранении био­логического разнообразия к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря позволит регулировать деятельность, оказывающую негативное воздействие на охраняемые виды животных и места их обитания. Ратифицировавшие протокол страны могут принимать и другие природоохранные меры, направленные на введение запрета на захоронение или размещение отходов и прочих веществ, а также регулирование любой деятельности, связанной со строительными или изыскательными работами.

– Сохранение биоразнообразия и экосистемы Каспийского моря является стратегическим прио­ритетом для нашей страны. В связи с этим принятый сегодня закон имеет важное значение. Мы надеемся, что предусмотренные в нем меры усилят сотрудничество пяти прикаспийских государств в этом направлении и внесут свой вклад в сохранение экосистемы моря, – сказал Маулен Ашимбаев.

В ходе обсуждения документа сенатор Женис Нургалиев, напомнив, что в стране усиливается роль общественности в процессах принятия управленческих решений, поинтересовался, касается ли эта тенденция вопросов экологии и, в частности, экологической защиты Каспия.

По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешева, статья 18 протокола предусматривает повышение осведомленности общественности о состоянии флоры и фауны Каспия после научных исследований. Кроме этого, обоз­начена задача по информированию общественности о придании статуса охраняемым районам. Также в рамках протокола предусмотрена разработка образовательных и информационных систем о состоянии биоразнообразия Каспийского моря.

– Более того, в Экологическом кодексе прописано, что любые планируемые объекты строительства на Каспийском море должны в обязательном порядке проходить общественные слушания. При этом уполномоченный государственный орган в облас­ти охраны окружающей среды в обязательном порядке размещает в Сети всю информацию по данному объекту, любой желающий может с этой информацией ознакомиться, внести свои предложения и замечания, которые в обязательном порядке должны быть учтены, – пояснил министр.

Выразив надежду, что эти меры действительно способствуют сох­ранению Каспия, депутаты все же обратили внимание главы экологического ведомства на то, что причины истощения биоресурсов Каспийского моря кроются не только в изменении экологии, а прежде всего в антропогенном вмешательстве в морскую экосистему, в частности, в увеличении добычи нефти на дне Каспийского моря.

Так, сенатор Ахылбек Куришбаев выразил обеспокоенность тем, кто и как будет оценивать био­логическое разнообразие казах­станской части Каспийского моря.

– Во всем мире такая работа относится к фундаментальным научным исследованиям, то есть изучением биоразнообразия занимаются специализированные научно-исследовательские учреждения, имеющие соответствующую научную базу, которые дают объективную и независимую оценку как государственные учреждения. У всех наших соседей по Каспию, в частности в России, Азербайджане, Иране, биологичес­кие ресурсы Каспийского моря изучают государственные научно-исследовательские институты. А мы эти функции отдали в конкурентную среду – частным организациям, – конс­татировал он.

Да, отметил сенатор, конкуренцию в науке нужно развивать, но это же фундаментальные исследования, связанные с установлением естественных закономерностей.

– Наверное, поэтому мы не можем на должном уровне защитить интересы экологии перед нефтяными компаниями, – считает депутат.

Он напомнил, что в Казахстане есть специализированный государственный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, но его ученые не могут заниматься исследованием биоресурсов Каспия из-за отсутствия морской научно-экспериментальной базы.

– Главной причиной катастрофического снижения численности осетровых видов рыб является обмеление рек Урал и Кигач, где сосредоточены нерестилища этих ценных пород рыб. По данным специалистов, площади нерестилищ за последние годы здесь снизились почти в 8 раз, – бьет тревогу Ахылбек Куришбаев.

Он привел факт, когда в целях соз­дания необходимых условий для размножения ценных пород рыб на соответствующих участках рек Урал и Кигач всегда осуществлялись дноуглубительные работы в советский период и пос­ле, однако в прошлом году они были сорваны, чем был нанесен серьезный ущерб и без того ограниченному развитию осетровых.

– Причем причиной этого являлось не отсутствие бюджетных средств, а несвоевременная подготовка проектно-сметной документации! – сказал он.

Следующий важный вопрос – кадровый. Контроль за сохраннос­тью биоресурсов обеспечивается государственной инспекционной службой. Но...

– У нас же численность инспекторов рыбного хозяйства из года в год уменьшается. Если раньше в Жайык-Каспийской бассейновой инспекции рыбного хозяйства работали более 300 инспекторов, то сейчас их всего 123. Как мы собираемся таким количеством инспекторов контролировать водные объекты на территории трех областей и биологические ресурсы Каспийского моря? – задался вопросом сенатор.

Популярное

Все
Итоги большого общественного пути
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Идеи, лаборатории и люди
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Глава государства прибыл в Ашхабад
Права человека не заканчиваются на пороге колонии
Гонка за квотами
У опытных лидеров – достойная смена
Соревнования для юных талантов
Труд как зеркало таланта
Сочетая академизм и современные практики
Аудит переходит на превентивную цифровую модель
Пионы среди зимы
Усиливается защита интеллектуальной собственности
Мегаполис, меняющий стандарты развития
Оскорбление есть – наказания нет
В интересах Казахстана и Ирана
Стипендии повысили студентам в Казахстане
Қазақ тілі: вчера и сегодня
Оляпка – хозяйка студеных вод
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В тройке лидеров
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
Арктический антициклон несет морозы в Казахстан
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
В Алматы выявляют «грязный» транспорт
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
В Бенине военные захватили власть
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
В Алматы открылось современное учреждение для несовершеннолетних осужденных
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]