Шестьсот героев

11237
Дулат Молдабаев

Об этом памятнике знают не­многие, поскольку находится он вдали от оживленных дорог. Спустя годы после того сражения предводителя тех 600 героев – Жангир-хана с почестями похоронят в Туркестане, рядом с мавзолеем Ходжи Ахмета Яссауи. Со временем на месте захоронения Салқам Жангира воздвигнут мавзолей, но памятник не доживет до наших дней. Тем не менее, несмот­ря на отсутствие материальных свидетельств, рассказ о подвиге небольшого отряда нашел место в анналах истории. Повествование о том сражении не лишено романтизма, а дошедшие до современного читателя подробности поражают воображение. Действия казахских батыров были настолько дерзкими и успех столь ошеломляющим, что пересказы о них разных авторов вызвали самые противоречивые комментарии. Автор «Исторического обозрения ойратов или калмыков в XV столетии до настоящего времени» русский монах и востоковед Никита Бичурин отнесся к известию о битве в горах, как к преданиям старины далекой, но все же был вынужден зафиксировать, что Хонь-Тайцзи (контайши) пошел в 1643 году на казахские земли с 50 тыс. войск, «но сей поход, не доставил ему больших выгод».

А предыстория сражения согласно свидетельству того же Никиты Бичурина такова: «По Сибирским летописцам Батор-Хонь-Тайцзи еще в 1635 году начал войну с туркестанским ханом Ишимом. Янгыр-султан, сын сего хана, взят был калмыками в плен, но каким-то случаем бежал и после сего не переставал своими набегами обеспокоивать калмыцкие кочевья».

Битва, в которой казахские вои­ны во главе с Жангиром в мес­течке Орбулак сражались против джунгарских завоевателей, лишь один из многих эпизодов более чем двухвековой борьбы казахов с джунгарами за тучные пастбища. Из истории известно, что джунгары стремились сформировать сильное централизованное и военное государство. И если верить Никите Бичурину: «Чжуньгары могли выставлять до миллиона войск». Вполне вероятно, что не все 50 тыс. джунгаров толпились в районе Орбулака, ведь контайшы имели обыкновение делить свои войска на части и наступали несколькими «крыльями» в разных направлениях. Скорее всего и Батор-контайши поступил так же, ведь такое количество людей трудно было прокормить в безлюдной местности, еще сложнее было найти пастбища для коней, ведь у каждого воина были и заводные лошади.

Как бы то ни было, силы врага превосходили отряд казахов десятикратно. Малочисленность же казахских воинов в свое время Мухамеджан Тынышпаев объяс­нял тем, что власть Жангира в то время еще не успела стать неограниченной, вполне даже вероятно, что в год битвы при Орбулаке Жангир еще не был провозглашен ханом. Но пос­ле невообразимой победы над джунгарами к имени Жангира, о котором говорят, что он был невысокого роста, прибавили еще одно – Салқам (внушительный).

Справедливо полагая, что такое соотношение сил не позволяло, как это было принято в те времена, сражаться в открытом поле, российский историк XIX века Алексей Левшин описал далекие для него события так, как ему рисовало воображение: «Жангир поместил одну половину между двух гор и ущельем, которое окопал глубоким рвом и обнес высоким валом. А с другою половиною скрылся сам за горою. Зюнгары, подойдя к укреплению, напали на оное, и в то время, когда они теряли множество людей в сражении, невыгодном для осады, по причине узкого прост­ранства, Жангир устремился на них с тыла. Неожиданность сего удара, отважность воинов, избранных для оного и отличные ружья, которыми все они были снабжены, нанесли Багатыру сильный удар».

Обратимся, однако, к Иоганну Фишеру, автору объемного труда «Сибирская история», написанного на немецком языке в 1757 году. История была составлена по материалам, привезенным другим немецким историографом на русской службе Герхардом Миллером из путешествия по Сибири. Переведенная на русский язык, она была опубликована в 1774 году.

Иоганн Фишер довольно подробно описал битву: «...Богатырь контайша, желая освободиться вдруг от сего тягостного неприя­теля, в означенном 1643 г. при помощи друзей своих собрал войс­ко, из пятидесяти тысяч человек состоя­щее, и с самого начала ­овладел двумя провинциями или народами, Алат-Киргизским и Токмакским, которых до десяти тысяч считалось. ­Янгир-султан в скорос­ти не мог собрать больше шестисот человек, но знал употреб­лять их с выгодою; ибо одной половине из них приказал окопаться шанцами в узком проходе между горами, а с другой скрылся за гору. И как он думал, так и сделалось: контайша наступил на шанцы, из которых храбро оборонялись; а между тем Янгир-султан напал на неприятеля с тылу и винтовками своими произвел между тем такое поражение, что с неприя­тельской стороны до десяти тысяч человек на месте пало. В то же время другой татарский князь Ялантуш пришел на помощь Янгир-султану с двадцатью тысячами человек. Сие побудило контайшу отступить назад, однако он удержал пленников, взятых им в сию войну, и увел их с собою в свои земли».

Вот эти алатауские и токмак­ские кыргызы, уведенные джунгарами в плен, и стали для русских посланников Григория Ильина и Кучемберды Кучеева источником информации об Орбулакском побоище. Судя по рассказам, Жангир использовал новую тактику в бою – залповую стрельбу из ружей. Между тем Иоганн Фишер рассказывает о том, что казахские сарбазы выкопали шанцы. А земляное фортификационное сооружение шанец, как известно, использовалось для защиты артиллерийских орудий. Не говорит ли это о том, что у Жангира были пушки?

Во всяком случае в последую­щие годы джунгары будут уделять немалое значение артиллерии, да и огнестрельному оружию в общем. В своем «обозрении» Никита Бичурин повествует: «В 1640 году Батор-Хонь-Тайцзи составил Степное уложение: замечательнейший из всех законов есть постановление, чтобы в каждый год сорок юрт сделали себе двое лат, а если не сделают, и за то наказываются взысканием с них одного верблюда и одной лошади. Таким образом, по истечении 20 лет не осталось бы в Северной Монголии ни одной юрты, которая не имела бы, по крайней мере, одной брони».

Далее он повествует: «В сем же году (в год Орбулакской битвы) Батор-Хонь-Тайцзи отправил в Москву посольство с грамотою к царю Михаилу Федоровичу. Слог и содержание грамоты показывают простоту и прямодушие. В подарок Российскому царю посланы им две рысьи кожи, наручья (часть брони, прикрывающая руки от локтя до кисти) и две лошади. В соответствие сим вещам он просил прислать: панцирь, винтовку, четырех самцов и восемь куриц индейских. Сие посольство не было пропущено в Москву, да и в обратный путь отпущено без пос­ланника с Российской стороны.

В 1650 году Батор-Хонь-­Тайцзи еще отправил двух послов в Тобольск. Небольшое количест­во самых плохих подарков, назначенных для царского двора, составляли главный и важный предлог проникнуть в Москву, между тем как требования с его стороны были обширные и выше обыкновенных. Он просил двух плотников, двух каменщиков, двух кузнецов, двух ружейных мастеров, колокол, винтовку, свинец, шумихи, двадцать свиней, пять боровов и десять куриц индейских. Из сего видно, что подобно предку своему Чингис-хану, построившему Хара-Хоринь (Каракорум) китайскими художниками, Батор-Хонь-­Тайцзи хотел русскими топорами соорудить дворец, достойный столь великого государя и законодателя, каким он представлял сам себя. Но предположение его не сбылось, послам отказано в пропус­ке в Москву».

Тем не менее со временем в джунгарском войске появится артиллерия, обзаведутся джунгарские воины и ружьями. В казахском же войске, к сожалению, после гибели Жангир-хана его начинания не получат развития.

Популярное

Все
В Стокгольме и Осло вручили Нобелевские премии
Президент Ирана прибыл в Акорду
Новый цифровой маршрут: как Казахстан превращает транзит данных в стратегическое преимущество
В Актау впервые зарегистрирован случай посмертного донорства
В США запустили сайт по продаже «Золотой карты Трампа»
США собираются проверять соцсети у въезжающих иностранцев
Что изменилось в жизни казахстанцев: взгляд общества на реформы в год Независимости
Спецназу «Бүркіт» - 26 лет
Какие документы подписал Казахстан с Ираном
Возврат активов: 15 млрд тенге выделили на водоснабжение сел Жамбылской области
Единую школу по зимним видам спорта создают в Астане
Пациенты с орфанными заболеваниями в Алматы будут обеспечены лекарствами в 2026 году
ВАП зафиксировала факты избыточного изъятия активов Фонда соцстрахования
Арестован глава стройкомпании в Семее за хищение более 1 млрд тенге у дольщиков
Токаев поблагодарил иранскую делегацию за копии ценных древних рукописей о Казахстане
В области Абай полицейские эвакуировали 24 человека с трассы
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Более 20 тыс. исполнительных надписей оформили нотариусы в сговоре с МФО
Задержан водитель, скрывшийся после смертельного наезда
Токаев передал наилучшие пожелания аятолле Али Хаменеи
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В тройке лидеров
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Арктический антициклон несет морозы в Казахстан
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
В Алматы выявляют «грязный» транспорт
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
В Бенине военные захватили власть
Президент поздравил чемпиона мира по таеквондо Бейбарыса Каблана
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]