На службе Отечеству Президент страны Нурсултан Назарбаев не раз говорил, что нам нужна армия, оснащенная самым современным оружием, обладающая высокой мобильностью,
обученная и подготовленная к действиям в любых условиях. Выступая в Военной академии Вооруженных сил РК в Алматы в январе 1998 года, Глава государства напомнил собравшимся, что в наследство казахстанцам досталась огромная страна не только с историческими и архитектурными памятниками, но и неисчислимыми природными богатствами. И каким оставим это государство потомкам мы, ныне живущие, целостным, сильным, в окружении друзей или слабым и разрозненным, зависит во многом от того, в какой мере мы сумеем поддерживать устойчивую национальную безопасность.
– Суверенитет и территориальная целостность – вот первые и неотъемлемые признаки любой страны, и поэтому я, как Глава государства и Верховный Главнокомандующий, выступая перед вами, защитниками Отечества, прежде всего подчеркиваю необходимость неукоснительного сохранения и отстаивания этих завоеваний. Но не бряцанием оружия, не игрой мускулов перед миром, а наличием боеготовой армии миролюбивого государства, в то же время готового дать достойный отпор любым посягательствам на независимость, честь и достоинство страны, – сказал тогда Президент РК.
Перед казахстанцами стояла задача строительства Вооруженных сил с учетом характера и масштабов возможных угроз безопасности республики. Военные стратеги времен Советского Союза во многом исходили из того, что основным способом развязывания войны будет внезапная агрессия. В соответствии с ней в мирное время создавались мощные группировки войск на основных направлениях вероятного театра военных действий.
Руководство Казахстана тоже учитывало фактор внезапности, но оценивать его необходимо было уже в соответствии с реальной обстановкой. Потому реформирование Вооруженных сил республики и военное строительство разделили на два этапа. Первый – переходный период, когда состав и численность армии были значительно меньше необходимого уровня оборонной достаточности. Это в основном было связано с экономическими возможностями, и компенсировать снижение общих боевых качеств войск было решено за счет приоритетного развития Военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны, разведки, связи и частей радиоэлектронной борьбы, в совокупности составляющих основу системы предупреждения угроз и сдерживания. Второй этап включал создание мобильных, хорошо оснащенных и обученных войск.
С обретением суверенитета Казахстан столкнулся с новыми для него вопросами внешней политики, обороны и национальной безопасности, и специфика геополитического положения, уровень развития экономики и военного строительства делали доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на свои силы и дипломатию. Исключительно важно было поддерживать взаимовыгодные дружественные отношения на принципах полного доверия с сопредельными государствами, прежде всего с Россией и Китаем, ставшими для страны воротами к мировым коммуникациям. Казахстан был к этому готов, вместе с тем руководство выступало за развитие широких связей с другими странами на основе международной справедливости и партнерства. Диверсификация военных связей в строго выверенных пределах, активное включение в систему европейской безопасности также были в интересах республики.
Таким образом, с объявлением независимости Казахстан создал вооруженные силы, которые во всем цивилизованном мире символизируют суверенитет государства. Тем не менее систему национальной безопасности необходимо было строить на таких принципах, как гарантированное обеспечение безопасности республики, ее государственной и территориальной целостности путем политических мер и экономического взаимодействия; адекватность организации вооруженных сил и уровня оснащенности техникой и вооружениями реальной военной опасности на основе принципа оборонной достаточности; соответствие построения системы национальной безопасности принципам правового государства и нормам международного права с учетом национально-исторических традиций и мирового опыта.
Концепция XXI века Немаловажное значение Президент страны придавал вопросу государственной границы, прежде всего в отношениях с Китаем. Эта проблема досталась нам в наследство от Советского Союза, который на протяжении многих десятилетий так и не сумел выработать какого-либо конструктивного и компромиссного ее решения. Для урегулирования вопроса Казахстан избрал путь переговоров на основе консенсуса и с учетом взаимных интересов. В связи с этим было принято решение вести обсуждение мер доверия в районе границы с Китаем в многостороннем формате с участием всех заинтересованных сторон – в рамках объединенной делегации постсоветских республик в составе Казахстана, России, Кыргызстана и Таджикистана. Таким образом, возникла «Шанхайская пятерка» как механизм разрешения имевшихся к моменту распада СССР территориальных вопросов по границе с КНР.
После продолжительных переговоров в апреле 1996 года в Шанхае главами пяти этих государств было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Наступил новый этап взаимоотношений Казахстана с Китаем, основанный на принципах взаимного доверия и сотрудничества. Президенты пяти стран подписали еще один документ о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Таким образом, оба договора, заключенные сроком до 2020 года, стали первыми военно-политическими документами на континенте, положившими начало сотрудничеству в военной сфере с целью обеспечения стабильной обстановки на границе.
Казахстанская дипломатия не обошла стороной и вопросы военно-политической обстановки в районе таджикско-афганской границы, где наша страна выступила гарантом межтаджикских мирных соглашений, подписанных в Москве в июне 1997 года. Еще одним большим вкладом Казахстана в международную безопасность в тот период стало подписание на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, а также завершение процесса вывоза с нашей территории ядерных боеголовок. Таким образом, Казахстан получил гарантии территориальной целостности и уважения суверенитета от США, России, Великобритании, Франции и Китая, зарекомендовав себя как конструктивное государство, придерживающееся мирного курса.

Однако это не давало гарантии избавления от угрозы военной опасности. Существование ядерного оружия, военные блоки, конфликты малой и средней интенсивности, трансграничная преступность и международный терроризм, контрабанда оружия, наркотики сохраняли возможность возникновения военной угрозы и конфронтации для мирных стран. При формировании модели безопасности для Казахстана и Центрально-Азиатского региона государство исходило из необходимости проводить многовекторную внешнюю политику, направленную на снижение уровня военного противостояния, устранение имеющихся и возникающих противоречий, поиск точек соприкосновения с соседями.
Со временем назрела необходимость проработки новой военной доктрины оборонительного характера. В течение 2000–2003 годов по мере экономического роста в стране Вооруженные силы получили достаточно средств для перевооружения и технического оснащения. К началу 2000 года было выработано новое понимание военной реформы – концепция армии XXI века.
Разумеется, принимавшиеся меры по обеспечению армии в то время не в полной мере удовлетворяли запросам. Необходимо было укрепить экономику, сделать предприятия прибыльными и увеличить доходную часть бюджета. Но уже тогда Глава государства делился своим видением будущих Вооруженных сил – немногочисленных по составу, но мобильных, оснащенных и высокотехнологичных, с хорошей огневой мощью, способных совершать быстрые и эффективные маневры и в кратчайшие сроки решать любые задачи на просторах страны. Это подразделения, оснащенные автоматизированными системами управления войсками и оружием, современными средствами связи и навигации. Это профессиональная армия, где должны служить истинные патриоты, для которых честь и независимость Родины всегда превыше всего. Это армия, в которой не должно быть должностных преступлений и злоупотреблений, служба в которой будет мечтой молодых людей – престижная и почетная.
(Продолжение следует)