
«Дебют» – так назвал художник свою первую персональную выставку, открывшуюся в Государственном музее искусств им. А. Кастеева. Несмотря на то что это первая персональная встреча Алмаса со зрителем, его творчество известно благодаря активному участию в разных групповых экспозициях. Сегодня он представил 15 живописных полотен, написанных в последние два года.
– Представленные работы являются отражением внутреннего мира художника, – считает куратор выставки Самал Мамытова. – Первое, что бросается в глаза при взгляде на полотна, – это экспрессивные композиции со сложным ракурсом и динамикой. Мастеру присуще обобщение и монументализация натуры. Он стремится передать не только внешнее сюжетное отражение, но и внутреннее содержание и смысл.
Кистью и палитрой Алмас мастерски демонстрирует окружающий мир на своих полотнах «Пробуждение», «Красная книга», «Новая мелодия», «Путь художника», что человеческие фигуры можно ваять, словно скульптор, с помощью цвета, теней и полутеней. Это придает остроту драматическому диалогу чувств и мыслей героев и увлекает нетривиальным рисунком и объемом главных образов, когда для остальных предметов холст становится словно тесным.
С этой точки зрения интересен «Автопортрет», где акцент неожиданно сделан на кисти живописца. Она увеличена и приближена к зрителю. Видны жилы, которые словно дрожат от избытка энергии. Но одновременно мужская рука крепка и спокойна. Кажется, будто кисть художника с нервными пальцами сейчас взлетит и в воздушном танце создаст вдохновляющий шедевр. Удивительна экспрессия этого неожиданного главного героя, словно приглашающего к рукопожатию. Сам Алмас называет руку «важным инструментом творческого процесса».
– Руки ярко свидетельствуют о человеке, его трудолюбии, отношении к другим людям, поэтому для меня стало важным детально рассказать о ней, – говорит художник.
Диапазон его творческих тем широк. Среди них – отец и сын, любовь, острые проблемы общества. И, конечно, человек и его борьба с жизненными трудностями и самим собой. Неудивительно, что каждый из таких образов на картинах пронизан неким вселенским духом. Таким образом, Алмас стремится к монументальности композиции, философскому осмыслению, чем к внешнему бытовому описанию, сознательно удаляясь от детализации. Пример тому – композиции «Защитник семьи», «Диалог», «С небес», «Пост», «Разговор по душам», «Перед согласием».
Алмас Нургожаев родился в 1988 году в селе Кеген Алматинской области. В 2007-м окончил Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева, затем КазНАИ им. Т. Жургенова. Алмас – призер конкурса молодых художников «Энергия. Молодость. Искусство», который проходил в рамках фестиваля творческой молодежи «Жастар» Фонда Первого Президента РК. Сегодня член Союза художников Казахстана преподает в колледже декоративно-прикладного искусства, где успешно начинался его творческий путь.