​Байтурсынов университет: обещаем выполнимое и выполняем обещанное

1855

О роли региональных вузов в повышении качества подготовки кадров в условиях новых глобальных вызовов в интервью «Казахстанской правде» рассказывает и.о. Председателя Правления-Ректора  Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова Алма Дощанова.

– Алма Иргибаевна, возглавляемый Вами университет сегодня называют новой страницей в отечественном образовании. Каковы вехи ведущего регионального вуза страны на пути к обретению им нынешнего статуса?

– Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Региональный университет был образован в 2020 году путем слияния КГУ имени А. Байтурсынова и КГПУ имени У. Султангазина. История вуза, между тем, насчитывает почти 82 года, на протяжении которых менялись названия и статусы. Сначала это был учительский, потом педагогический институт, позже государственный и,наконец региональный университет. Происходили слияния:Костанайский государственный университет и один из лучших аграрных вузов СССР – Костанайский сельскохозяйственный институт, (2020 г.), а также разделения:Костанайский государственный университет и Костанайский государственный педагогический институт(2004 г.). Наверное, символично, что пандемийные вызовы встречает объединенный многопрофильный университет в формате НАО, то есть с новыми возможностями академической и финансовой самостоятельности, инновационными образовательными программами и принципиально новой стратегией развития. Объединяясь, оптимизируя затраты и диверсифицируя доходы, вуз увереннее смотрит в будущее сквозь эпоху больших перемен.

Не зря говорят, что история пишется людьми. История нашего университета немыслима без таких известных на ниве образования деятелей, как первый директор учительского института И. Найденов, первый ректор сельскохозяйственного института П. Чужинов, первый ректор государственного университета З. Алдамжар, почетные профессора Д. Найманов, С. Колдыбаев, К. Жакып, А. Шаяхмет, В. Пионтковский, Г. Бикташева, Ш. Саркисян и многих других выдающихся личностей, чей самоотверженный добросовестный труд служил и продолжает служить на благо университета.

– Согласитесь, что уровень экономики страны определяют регионы, конкурентоспособность которых в свою очередь они и призваны демонстрировать. Знания становятся столь же важными, как и полезные ископаемые, энергетические ресурсы и инвестиции. Иными словами, региональный вуз должен быть центром развития инновационных подходов в области управления и научных разработок, предоставлять своим выпускникам качественное классическое образование. Понятно, что решение этой задачи – дело не одного года. Выбрана ли траектория развития вашего вуза в этом направлении и какие шаги уже сделаны?

– Как экономист, скажу, что уровень экономики страны определяет каждый из нас, честно работающий на своем месте и инвестирующий в себя, а значит, в развитие страны. В этом году нашей Независимости исполняется 30 лет – возраст, когда детские болезни и юношеский максимализм уже позади, а сил и навыков вполне достаточно для любого начинания. За эти годы высшее образование поменялось до неузнаваемости. Мы прошли через приватизацию, создание огромной сети частных вузов, неоднократную смену стандартов образования. Получили новые законы и новые требования к качеству образования. Вошли в пространство Болонского процесса. Компьютеризировались и оцифровались. Стали по иной шкале оценивать работу студентов и объем дисциплин, проверять все письменные работы на плагиат… И плавно подошли к экономике знаний и Индустрии 4.0.

Современное высшее образование – очень конкурентная среда, даже на национальном уровне. Вне зависимости от формы собственности все гражданские вузы должны работать по одним правилам, включая и выдачу дипломов собственного образца. Однако при этом в стране слишком много вузов, и конкуренция зачастую далека от добросовестной, базирующейся на академической честности. И двухступенчатая модель формирования инновационных центров, когда сначала создаются региональные вузы, затем они преобразуются в центры академического превосходства, должна кардинально изменить ситуацию. Именно региональные вузы, модернизировавшие материально-техническую базу, смогут обеспечить нелинейный рост экономики регионов. Кстати, статус регионального получили всего четыре вуза Казахстана, и он обязывает нас вносить еще больший вклад в развитие региона.

Мы стремимся занять лидирующие позиции в национальном рейтинге региональных многопрофильных вузов. Придерживаясь философии кайдзен, мы стратегически модифицировали систему управления, полностью перестроив бизнес-процессы. Понимая, что имидж вуза зависит от каждого его сотрудника и студента, формируем корпоративную культуру, воспитываем чувство сопричастности.

Разработали и реализуем инновационную модель педагогического образования в форме научно-образовательного педагогического кластера «вуз, колледж, школа, дошкольные организации». Обеспечиваем поддержку обучающимся с особенными образовательными потребностями в Центре инклюзивного образования. Открыли диссертационный совет. Строим пять общежитий на 1 024 места. Совместно с ПАО «Камаз» реализуем подписанный на межправительственном уровне проект строительства инжинирингового центра. Развиваем региональный Smart-центр как бизнес-инкубатор для предпринимателей новой формации. Успешно поддерживаем статус национального лидера в реализации проектов повышения качества образования TEMPUS, ERASMUS, ERASMUS+. Запустили проект «Серебряный университет», позволяющий людям преклонного возраста получить актуальные компетенции в различных направлениях.

Достижения вуза можно перечислять долго. Однако главное на сегодня – не сбавлять набранных темпов, поддерживать наработанную динамику. Проект создания центров академического превосходства дает такую возможность.

– Какие модели взаимодействия «вуз – работодатель» уже реализуются вами, есть ли такие, которые прошли проверку временем? Насколько удалось вам приблизиться к современному рынку труда? Удалось ли найти такие механизмы, которые позволяют нарабатывать навыки прикладного практического и коммерческого использования знаний и при этом сохранить академическое образование?

– В последние годы выросла цена гранта, увеличились заработная плата преподавателей и стипендия. Со сменой организационно-правовой формы на НАО у вуза появляется дополнительная возможность материальной мотивации преподавателей и действующих сотрудников предприятий. Рейтинговая система мотивации сотрудников, существующая в КРУ уже около 20 лет, также способствует повышению эффективности взаимодействия: уровень доплаты может быть сопоставим с должностным окладом.

Сейчас, наверное, сложнее сказать, в каких из основных процессов мы обходимся без работодателей. Уже традицией стала прозрачная и продуктивная коллаборация: от разработки образовательной программы до трудоустройства выпускников университет тесно взаимодействует с производством.

Считаем, что оценкой степени сближения вуза и рынка труда должна служить востребованность выпускников. Напомню, Костанайская область – приграничная, а это значит, что часть выпускников после получения диплома выезжает на работу или обучение в Россию и не участвует в оценке трудоустройства. Кроме того, по программам, связанным с добычей и переработкой полезных ископаемых (а это привлекательная для выпускников отрасль и один из «китов» региональной экономики) мы не обучаем. Однако доля трудоустроенных выпускников КРУ стабильно на 10–15 % превышает среднереспубликанский показатель. Наверное, это достойное сближение?

На площадках регионального Smart-центра только в текущем учебном году реализовано около 10 стартапов. Победители регулярных конкурсов бизнес-проектов получают финансовую поддержку для реализации своих идей.

Совсем недавно завершился конкурс по разработке программы развития, организованный кондитерским гигантом АО «Баян-Сулу». Жюри в лице руководства фабрики не смогло найти лучшего среди равных, поэтому первое место было присуждено сразу трем проектам наших студентов-маркетологов. Авторы получили вознаграждение с перспективой трудоустройства, а их проекты соответственно приняты к реализации.

Навыки практического применения знаний нарабатываются как в ходе практических занятий на производстве, так и на практиках – педагогических, исследовательских, профессиональных. Расширяется перечень программ профессиональной сертификации. Отработаны механизмы гибкого планирования учебных занятий, позволяющие студентам и преподавателям полноценно погружаться в атмосферу производства. Разумеется, такое интенсивное взаимодействие возможно только при наличии действительного, а не формального партнерства с работодателями. Без ложной скромности – у Байтурсынов университета оно есть.

– Вы согласны с мнением о том, что формальные показатели результативности учебного процесса далеко не всегда соответствуют реальным знаниям? Беспокоит ли это Вас, как руководителя вуза?

– Если формальными показателями результативности считать оценки, то, наверное, соглашусь. В обучении всегда есть субъективная составляющая: у кого-то затруднения с устным или письменным выражением мыслей, кто-то теряется в условиях лимита времени.

Если под формальными показателями результативности обучения подразумевать размер оплаты труда выпускника, то скажу больше: почти всегда не соответствуют. Думаю, в мире крайне мало людей, способных искренне, в здравом уме и твердой памяти заявить: мои доходы полностью соответствуют моим реальным знаниям.

Если же подойти к вопросу с другой стороны – что такое реальные знания? Знания по конкретному предмету, по направлению деятельности, общие знания о мироустройстве? Как их выявить, оценить? Насколько они важны? Ведь глобальный тренд – формирование у студентов soft skills, неформальных навыков, как необходимого условия успешной карьеры. Именно навыков, способностей решать задачи. То есть использовать имеющиеся знания, найти недостающие… В конце концов, собрать команду, обладающую нужными знаниями и способную применить их в нужном месте, времени и соотношении.

– Как сформировать эти навыки у наших студентов, не потеряв при этом логику формальных показателей, – вот действительно важный вопрос. Основоположник современной системы высшего образования Вильгельм фон Гумбольдт был убежден, что только настоящий ученый может быть педагогом высшей школы. Актуально ли такое требование к отечественной профессуре в нашу цифровую эпоху?

– Мнения основоположников всегда актуальны. И всегда нуждаются в уточнении, «привязке к местности». Образование фон Гумбольдта строилось на вольнолюбивых идеях эпохи Просвещения. Высшее образование было элитарным и получали его или дворяне, по праву рождения, или буржуа, по праву капитала. А настоящим ученым считался человек, получивший классическое образование (то есть прослушавший ряд лекционных курсов, с обязательными греческим и латинским языками) и занимающийся исследованиями, далеко не всегда при университете.

Сейчас, помимо собственно исследований и публичного их обсуждения в достойных изданиях, от ученого требуется способность коммерциализировать результаты своих изысканий. Требуются навыки работы в команде, зачастую международной, – времена исследователей-одиночек прошли. А в идеале ученый должен обладать и актуальным профессиональным опытом в своей отрасли. То есть, используя спортивную терминологию, современный ученый должен быть «играющим тренером». Цифровизация же дает ученому новые технологии, модернизирует исследовательский инструментарий, не меняя сути научного познания мира.

Не стоит забывать и о том, что парадигма «образование на всю жизнь» сменилась на другую – «образование всю жизнь». Эффективность корпоративных университетов подтверждает мысль о том, что в образовании бизнес-тренеры и действующие профессионалы важны, как минимум, не менее настоящих ученых.

Один известный тренер как-то рассказывал журналисту, каким должен быть идеальный футболист: выдержанным, дисциплинированным, вежливым, соблюдающим режим и выполняющим все требования своего тренера… А на восклицание журналиста «Разве бывают такие футболисты?» ответил, что таких спортсменов сколько угодно. Только в футбол играть они не умеют.

Настоящий, «идеальный» ученый, конечно, может и должен быть педагогом высшей школы. Однако высшая школа сейчас – явление массовое и, если требовать, чтобы педагогами в ней были только настоящие ученые, придется проводить реформы много масштабнее тех, что в свое время провел в прусском образовании Вильгельм фон Гумбольдт. И результаты этих реформ перечеркнут все достижения отечественного и глобального образования последних тридцати лет.

– Инициатива МОН ввести индекс Хирша как основной показатель активности и узнаваемости педагога – очень нужный шаг. Появилась ли у ваших преподавателей потребность чаще публиковаться или они расценивают это как обременительную повинность?

– На сегодняшний день индекс Хирша определяет состоятельность ученых всего мира. Это индикатор, который объединяет количество статей ученого и их цитируемость. Активность преподавателей нашего университета, естественно, возросла. Если ранее ученые не задумывались и публиковали научные статьи в сборниках конференций, то сейчас они задаются вопросом, будет ли сборник индексироваться в наукометрических базах данных. И это является определяющим фактором публикации. В последние 5 лет преподаватели концентрируют свои публикации в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Knowledge, Springer, Scopus.

КРУ имеет свои научные журналы «3i: интеллект, идея, инновация», «Вестник КГПИ», которые включены в базу данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), что также влияет на публикационную активность авторов. В соответствии с требованиями МОН РК к научным изданиям, к работе должны быть привлечены рецензенты и члены редакционного совета, имеющие индекс Хирша либо цитируемость в международных базах данных или отечественных системах цитирования.

Индекс нужен для работы в национальных научных советах, для получения грантов на исследования, для осуществления научного руководства. Это, наконец, количественная оценка личного бренда исследователя.

Все это подтверждает осознанную потребность ученого в повышении своего индекса Хирша.

– Сейчас время, когда родители и выпускники школ стоят перед сложной задачей: выбрать достойный университет, в котором можно получить хорошее образование, стать востребованным специалистом, чтобы обеспечить себе счастливое будущее. Вузы включились в соревнование за абитуриентов. Что бы Вы сказали, обратившись в выпускникам школ и их родителям, почему бы пригласили их поступать именно в ваш вуз?

– Байтурсынов университет – вуз с историей и традициями. Среди наших выпускников есть крепкие профессионалы своего дела: сенаторы и телеведущие, акимы и журналисты, собственники и руководители крупных фирм, главные инженеры, заслуженные педагоги и многие другие. Качество образования подтверждается результатами рейтинга НПП «Атамекен», известностью бренда вуза в Казахстане и за его пределами, Euro Ace Label – знаком соответствия лучшим европейским практикам.

Мы обеспечиваем производственную практику, проводим практические занятия и трудоустраиваем выпускников на ведущих предприятиях региона.

Да, по-прежнему готовим агрономов. Но – цифровых. Работающих с дронами, метеорологическими программами, использующих опыт мировых лидеров аграрного производства. А еще – мехатроников, робототехников, логистов… Всего, более 170 программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

К слову, у пандемии оказался неожиданный побочный эффект – уровень биологических познаний среднего человека существенно вырос. Аналитики прогнозируют рост спроса на биотехнологов, вирусологов и т. д. В этой связи отмечу, что исследования, проводимые нашими учеными на уникальном оборудовании НИИ прикладной биотехнологии, по-прежнему обеспечивают продвинутый уровень программ биологического цикла.

Бесплатные спортивные секции с профессиональными тренерами, исследовательские группы, танцевальная студия, студенческий театр, КВН, гранты для талантов, собственный медицинский центр, беспрецедентный Smart-центр, бизнес-инкубатор, военная кафедра, безлимитный интернет, подписки на мировые научные базы данных – доступ ко всему этому и многому другому получают наши студенты.

К 2025 году мы станем вузом из ТОП-3 Национального рейтинга региональных многопрофильных университетов и безусловным лидером высшего образования севера Казахстана. Будем готовить машиностроителей для всей страны в собственном инжиниринговом центре, продолжим инновационные биотехнологические, педагогические, информационные, маркетинговые исследования. Упрочим положение главного бизнес-инкубатора региона. Предложим программы двойного диплома с крупными зарубежными вузами.

Решили стать педагогом? Биологом? Айтишником? Юристом? Маркетологом или менеджером?

Или еще колеблетесь? Приходите. Ваш успех – наша забота.

Беседовала Алина Светина

Популярное

Все
Установлен рекорд по самому длительному трудовому стажу в Казахстане
В Усть-Каменогорске начинается отопительный сезон
От «Оян, қазақ!» до «Тез өлмен!»
Граждан Узбекистана приговорили к заключению за похищение индийца
Сердце свиньи успешно пересадили человеку в США
Видеообзор рабочей недели Касым-Жомарта Токаева
Казахстанцы собрали деньги на авиабилет оставшемуся на улице футболисту из Кот-д’Ивуара
Информация по срокам стажа во вредных условиях для назначения спецсоцвыплат – фейк
Уголь как драйвер, или Кто ставит нефти подножку?
Токаев поздравил казахстанцев с Днем труда
Первую медаль на Азиаде завоевал Казахстан
Актюбинская область и Джалал-Абадская область Кыргызстана стали побратимами
Стала известна соперница Рыбакиной на турнире в Токио
Франция учит казахский язык
Земля и космос «Ульбы»
В апреле выбрали акима. И как?
Почему бизнес против повышения ставки НДС?
Авиарейсы в аэропорту Актау переносятся на утро и вечер из-за ремонта ВПП
Две медали завоевали на Азиаде дзюдоисты Казахстана
7 тыс. тонн соли и свыше 51 тыс. кубов песка заготовлено в РК для зимних дорог
Новый мировой рекорд Криштиану Роналду
Мощным возбудителем роста опухолей оказался витамин С
Фильм "Міржақып. Оян, қазақ!" вышел в прокат
На юго-востоке Турции упал метеорит
В МЧС рассказали подробности пожара в банном комплексе в Алматы
Спас девочку-подростка от суицида военнослужащий водитель в Астане
Необходима энергетическая стабильность
Говори – и все получится!
Мать и двоих детей нашли убитыми в сгоревшем доме в Алматинской области
Новый взгляд на старые проблемы: как изменится казахстанская экономика?
Свое будущее блогер Иван Червинский связывает с Казахстаном
Хасангалиев бы гордился «соловьем» Никитой
Путинцева вышла в финал турнира WTA в Осаке
Семь важных шагов развития здравоохранения страны
Когда волк не помощник
Как мы будем пользоваться цифровым тенге
Казахстанские бизнесмены перенимают опыт Кремниевой долины
Режим ЧС в селе Абайской области: сибирская язва у пациента не подтвердилась
Военные Карабаха сдают вооружения и технику
Объявлены победители национальной премии URKER-2023

Читайте также

Из кандидатов в лауреаты
Подготовка к выборам
Векторы тюркской интеграции
Свет от энергии солнца

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]