Без поверки счета «кусаются»

3554
Юлия Пулина, область Улытау

Январские начисления за отопление неприятно удивили примерно половину жезказганцев. И это при том, что официально тариф
еще не подняли.

фото из архива "КП"

Члены сразу нескольких кооперативов собственников квартир (КСК) оказались обескуражены стоимостью услуг за теплоснабжение. Что такое: тариф подняли или, может, ошибка в расчетах и показаниях общедомового прибора учета (ОПУ)?

Жильцы потребовали объяс­нений у председателей КСК. Те в свою очередь переложили ответственность на АО «Предприятие тепловодоснабжения Жезказгана» (АО «ПТВС»).

Как выяснилось, проблема заключается в том, что ОПУ половины жилых многоэтажных домов города не проходили поверку годами. Осенью вопрос неоднократно поднимался на заседаниях в акимате, однако найти ответственных за приборы учета оказалось не так-то просто.

На минувшей неделе председатели КСК под давлением потребителей обратились за разъяснениями и просьбой помочь в ОЮЛ и ИП «Казахстанская Ассоциация предпринимателей и сервисных услуг», члены которой занимаются обслуживанием ОПУ и кому, согласно квитанциям, эта услуга ежемесячно оплачивается.

На собрании вице-президент ассоциации Ринат Бикаев озвучил ряд фактов. Во-первых, по его данным, более 75% общедомовых приборов учета тепловой энергии в Жезказгане просто не работают. Во-вторых, последняя поверка ОПУ проводилась в 2017 году.

– Проблема существует с 2015 года, – подчеркнул он. – Установка ОПУ тепла проводилась дважды. Второй раз – за счет самих потребителей, которые выплачивали стоимость приборов в течение 24 месяцев. Руководство АО «ПТВС» утверждает, что все приборы учета тепла переданы на баланс КСК, однако на самом деле приема-передачи не было. Председатели кооперативов категорически отказываются признавать, что счетчики находятся на их балансе.

В акте приема-передачи должна быть указана стоимость приборов. Однако она до сих пор остается тайной – как для оплативших их потребителей, так и для КСК.

Приборы дорогостоящие, если что-то случится – украдут, сломают, вандалы испортят, то даже полиции нужно предоставить необходимые сведения для оценки ущерба, утверждают председатели. И хотя приборы учета ими на баланс якобы не приняты, для удобства жителей заключены договоры на их обслуживание с сервисными компаниями.

Как отметил Ринат Бикаев, история с парком приборов тянет на уголовное дело. Этот кейс ассоциация ведет с 2019 года, и ее юристы пытаются доказать, что сама установка приборов учета тепловой энергии была незаконной. Данный вопрос также неоднократно поднимался членами общественного совета и депутатами.

По словам члена ассоциации и директора ТОО «Горэлектросети Жезказгана» Сергея Дякина, дело не только в том, что поверка не проводилась почти семь лет, а в том, что за ОПУ, оплаченные горожанами, никто не хочет отвечать.

Стоимость поверки одного прибора стартует от 50 тыс. тенге. Получается, АО «ПТВС» перекладывает не только ответственность, но и финансовые затраты на КСК, а значит, на самих потребителей. При этом на каждом счетчике стоят пломбы предприятия тепловодоснабжения, а значит, ОПУ являются расчетными и подучетными АО «ПТВС».

Возмущение жезказганцев счетами за тепло закономерно, уверен Сергей Дякин. Вместо того, чтобы решить, наконец, спорный вопрос с ответственностью за приборы, руководство ПТВС с 1 января 2024 года не принимает данные по расходам тепла от КСК на бумажных носителях. Расчеты по расходу тепла были сделаны предприятием-монополистом по нормам, а не среднесуточным показателям прошлого периода. Причем нормы, как правило, в два раза превышают те самые показатели. И это является грубейшим нарушением правил регулятора.

По мнению представителей ассоциации, такие поступки недопустимы в разгар отопительного сезона, когда приборы учета нельзя снять и отправить на поверку. Также Ринат Бикаев и Сергей Дякин подчеркнули, что еще осенью предлагали привести парк приборов учета в порядок, включая поверку, за свой счет. Однако их предложение было проигнорировано.

Во всей этой неразберихе прямо затронуты права потребителей, поэтому члены ассоциации оставляют за собой право обратиться в компетентные органы.

В попытке разобраться в ситуа­ции «Казахстанская правда» обратилась к директору АО «ПТВС» Жезказгана Биркену Кулманову. Он в свою очередь категорически отвергает претензии членов ассоциации и председателей КСК.

По данным АО «ПТВС», проблемы с начислениями возникли у тех потребителей, чьи КСК так и не удосужились провести поверку ОПУ.

– Четвертого октября 2023 года на совещании в акимате я уведомил всех председателей КСК о необходимости поверки приборов. Был дан срок – до 1 января 2024 года, – отметил он. – Как правило, поверки делают раз в четыре года, сроки вышли. Ранее мы принимали просроченные данные ОПУ, но эти показания нельзя считать достоверными. На сегодняшний день в Жезказгане 454 счетчика охватывают учетом 573 жилых многоквартирных дома из 662. 227 ОПУ, которые обслуживает сервисная компания ТОО «Toleu Generatio», прошли поверку в прошлом году. То есть примерно половина потребителей оплачивает счета по показаниям счетчиков. Что касается остальных жезказганцев, то председатели их КСК были предупреждены о том, что без своевременной поверки начис­ления будут производиться по установленным нормативам. Однако другие сервисные компании, члены ОЮЛ и ИП «Казахстанская Ассоциация предпринимателей и сервисных услуг» ни заявок, ни сертификатов не предоставили.

Пунктом 26 Правил пользования тепловой энергией определено, что «отсутствие клейма государственного поверителя или истечение срока поверки приборов, входящих в состав узла учета, лишает права данный прибор считать коммерческим, потребитель считается безучетным, расчеты с ним производятся по проектным нагрузкам (для теплоснабжения) или действующим нормативам (для водоснабжения)». Расчет потребления по среднесуточному расходу за предыдущий период, как предусмотрено пунктами 30 и 31 Правил пользования тепловой энергией, производится только в случае снятия приборов коммерческого учета на поверку или невозможности снятия с них показаний. Уведомлений от КСК о снятии приборов на поверку не поступало, в связи с чем АО «ПТВС» вынуждено произ­водить начисление по проектным нагрузкам, то есть нормам потреб­ления, установленным местными исполнительными органами.

– Мы требуем поверки, чтобы получать актуальные данные, – подчеркнул Биркен Кулманов. – Предприятие несет серьезные убытки, поэтому, с одной стороны, мы корректируем свои затраты, а с другой – ищем, куда утекают наши средства.

Стоит отметить, что в мае-июне 2023 года АО «ПТВС» вернули из доверительного управления ТОО «Корпорация Казахмыс» в акимат. И хотя «Казахмыс» закрыл долги предыдущего периода, всего за полгода на предприятии тепловодоснабжения сложилось свыше 2,106 млрд тенге кредиторской задолженности. По предварительным расчетам, годовой убыток может составить 3,9 млрд тенге. Причина в том, что расходы ПТВС значительно превышают доходы.

– Чтобы урегулировать ситуацию, мы подали заявку на увеличение тарифной сметы по водоснабжению и тепловой энергии, – сообщил директор АО «ПТВС» Жезказгана. – В среднем, надеемся, нам утвердят повышение на 7%.

Руководитель также пояснил, откуда такой дефицит финансовых средств на предприятии: 814 млн тенге – это разница между фактической зарплатой и той, что заложена в утвержденную тарифную смету. Зарплату повышал «Казахмыс», но снизить ее сегодня, когда цены растут, невозможно, тем более что на предприятии работают 740 человек.

– Еще 239 миллионов тенге убытков сформировалось за счет роста стоимости электроэнергии и воды Кенгирского водохранилища, которую мы покупаем у ТОО «Казахмыс дистрибьюшн», – отметил он. – Наши тарифы были защищены в 2021 году на пять лет, вся разница ложится в убытки. Для примера: еще 214 миллионов тенге убытка – это услуги, которые не были предусмотрены тарифом, – охрана стратегичес­ких объектов, некоторые виды страхования, материалы на эксплуатацию, содержание автомобилей спецтехники и другое.

Решит ли ожидаемое повышение тарифа на 7% все проблемы предприятия, покажет время. Однако сегодня руководство ПТВС настаивает на том, что ни в коем случае не препятствует сервисным компаниям проводить поверку приборов. И сделать это можно уже сегодня, подчеркнули в ПТВС.

– Что касается ОПУ, то нас давно пытаются затянуть в эту проб­лему, – отмечает директор АО «ПТВС». – Но наша задача лишь проверить, правильно ли установлен прибор, поверен ли, опломбировать после монтажа. Все ОПУ переданы на баланс КСК – есть подписанные председателями кооперативов документы, они могут прийти и ознакомиться. Что касается средств за поверку, то потребители ежемесячно оплачивают услуги сервисных компаний, в эти расчеты входит и поверка. И это также подтверждается договорами, подписанными сторонами.

Мнение жителей Жезказгана по данной ситуации однозначно: проблемы взаимоотношений между КСК и коммунальными предприятиями вновь решаются за счет потребителей. Каждый хочет получать качественные услуги и платить по счетам ровно столько, сколько набегает по счетчикам. Пока же часть горожан жалуется на холод в домах, и абсолютно все – на некачественную горячую и питьевую воду.

Сегодня в Жезказгане обсуж­дается не только повышение тарифа на услуги АО «ПТВС» на 7%, но также возможное внедрение трех- или четырехуровневого тарифа на услуги. К этому вопросу придется вернуться ближе к осени, однако с учетом ситуации уже сегодня стоит подумать о том, чтобы установить индивидуальные счетчики тепла и воды в квартиры.

Вот в этом вопросе единодушны все стороны спора вокруг ОПУ – и КСК, и сервисные компании, и руководство АО «ПТВС».

Популярное

Все
С портретов смотрят ветераны
Танец в небе: журавли вернулись
Вечная весна Алпысбая Казгулова
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Как убивали Шерзата Болата
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Вековой юбилей отметила фронтовичка из Караганды
По-прежнему бодр духом ветеран
Крупный металлургический завод начали строить в Жамбылской области
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
Наукограды способны повысить конкурентоспособность страны
В Италии выпустили коллекцию одежды с элементами казахской символики
Шанс для технологического прорыва
Казахстанская разработка представлена на EXPO 2025 в Японии
Химпром Мангистау: курс на модернизацию и устойчивое развитие
Повысить безопасность и минимизировать ущерб
Вековому юбилею посвящается
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана

Читайте также

Разработку единого словаря для НПА обсудили на семинаре в А…
Я читаю, следовательно – живу
Лучших юных стрелков определили в столице
Алименты в Казахстане: почему проблема по-прежнему остается…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]