За 25 лет Независимости в стране сформировался бизнес-класс, в развитии малого и среднего бизнеса достигнуты большие успехи. В Казахстане сегодня активно действуют 1,2 млн субъектов малого и среднего бизнеса.
– В целом предпринимательство стало опорой нашего государства, – подчеркнул Н. Альтаев, приведя основные показатели развития малого и среднего бизнеса в РК. Так, только за последние 10 лет количество активно работающих субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 206%, число занятых в этом секторе экономики выросло на 168%. Наибольший темп роста показал выпуск продукции МСБ, который повысился на 1 027%.
По данным зампредседателя правления НПП, производительность труда в МСБ увеличилась на 614%. Малый и средний бизнес является также одним из крупнейших работодателей в стране. На конец 2015 года более 3 млн человек работали в предпринимательстве.
– Глава государства несколько лет назад поручил довести до 2050 года долю малого и среднего бизнеса до 50% по выпуску ВВП, – напомнил спикер. – Тогда эта цифра казалась фантастической. И если в 2006 году данный показатель исчислялся 9,8%, то уже по итогам 2015 года доля малого и среднего бизнеса составила 25,6% в структуре ВВП. Понятно, что нам еще есть к чему стремиться.
В свою очередь Тулемис Шотанов отметил, что предпринимательство в РК развивалось в три этапа. На первом этапе, до 1997 года, происходило его становление, на втором, до 2005 года, проводились институциональные реформы, создавалась законодательная база, а уже с 2006 года идет полноформатное развитие предпринимательства.
– Многие иностранные коллеги, партнеры, приезжая в Казахстан, отмечают, что у нас созданы уникальные условия для развития бизнеса, – поделился он. – Приведу пример. На сегодня в Казахстане в каждом из 188 районов действуют центры поддержки предпринимателей, в которые могут обратиться потенциальные бизнесмены за необходимой им информацией.
А предпринимателю необходимы прежде всего информация, обучение и консультирование, финансирование и сбыт продукции. В этом отношении НПП стремится оказать полный пакет услуг, представить весь инструментарий. Скажем, информация предоставляется деловым людям посредством созданного на площадке НПП уникального ресурса – региональной карты развития предпринимательства. Более того, при каждом центре обслуживания предпринимателей открыты бизнес-школы. Для повышения доступности финансовых средств в 5 регионах НПП создала микрофинансовую организацию. Что касается сбыта отечественной продукции, то определены три самых перспективных рынка с большой плотностью и численностью населения – это КНР, РФ и Иран. Дочерняя структура НПП – Внешнеторговая палата Казахстана – содействует предпринимателям в выходе на внешние рынки.
Как сообщил зампредседателя правления Нацпалаты Т. Шотанов, «Атамекен» разработал концепт «Правительство для бизнеса», один из подразделов которого предусматривает создание справочника. В нем начинающий предприниматель может указать вид деятельности, оборот своего бизнеса и получить подробные сведения о том, на какие меры господдержки ему стоит рассчитывать.