Бронзовые хранители истории

1219
Михаил Тё, Жамбылская область

Шаг вперед

Искусственный сплав двух металлов – меди и олова – открыл новые горизонты для развития человека в казахских степях. Как писал в своей книге «Великий шелковый путь на территории Казахстана» известный отечественный археолог Карл Байпаков, изобретение бронзы стало эпохальным событием, ведь в руках людей появился материал, которым можно было обрабатывать другие и использовать для создания самых разных предметов.

Декоративная обработка сплава особенно ярко выражалась в создании ювелирных изделий и элементов одежды. Судя по артефактам, в ту далекую эпоху жили весьма искусные мастера. Изделия характеризуются превосходным художественным вкусом, высокой детализацией и завершенностью форм.

В Областном историко-краеведческом музее собрана довольно богатая коллекция бронзовых предметов бытового назначения. К ним относятся различные сосуды, найденные со следами копоти, светильники, отличающиеся своей ажурнос­тью, серп для сбора урожая с изогнутым лезвием и крючком для креп­ления к деревянной ручке, котлы на высоких поддонах и другие изделия.

Для их изготовления древние мастера по металлу нередко пользовались разными сложными методами, в том числе так называемым способом утраченной модели. Его суть заключалась в применении восковой или сальной модели, которую затем обмазывали глиной. Когда та подсыхала, в форму наливали жидкий металл, а после его затвердевания форму разбивали. Таким образом в основном выливали изделия крупных размеров: котлы, столы-жертвенники, светильники…

Лампа Аладдина и огнедышащий змей

Светильники заслуживают особого внимания в бронзовом собрании, ведь они отличались разнообразием форм и искус­ной отделкой. По сравнению с керамическими чирагами их бронзовые собратья выглядят более изысканными и дорогими. Учеными установлено, что такими светильниками, как правило, пользовалось зажиточное городское население. В то время как бедняки могли позволить себе только глиняные предметы освещения.

– Бронзовые светильники обыч­но ставились на красивые высокие подставки, изготовленные тоже из сплава олова и меди. При раскопках их находили, как правило, в одном месте. Археологи считают, что обнаруженные артефакты были изготовлены местными мастерами, – сказала заместитель директора Областного историко-краеведческого музея Жанна Косалиева.

Большое впечатление на посетителей производит пятирожковый светильник, который выставлен в музейной экспозиции. В его основе – цилиндрическая емкость с круглым отверстием. Верхняя часть резервуара украшена классическим орнаментом в виде виноградной лозы. У светильника три массивные устойчивые ножки: две парные расположены спереди ближе к бокам и одна сзади по центру. Напротив рожков к сосуду прикреплена ручка в виде кольца с «отростками». Его форма отдаленно напоминает образ сказочного огнедышащего пятиглавого змея с хвостом, загнутым в кольцо.

Среди экспонатов эпохи бронзы можно увидеть и светильники более простых форм. Так, в коллекции есть образец с приплюс­нутой сферой в основе и круг­лым отверстием в ней сверху. От нее вперед отходит длинный рожок, а позади расположена ручка с небольшим отверстием для пальца. Внешне форма светильника похожа на волшебную лампу Аладдина из известной восточной сказки, правда, на трех высоких ножках с шариками на конце, какие обычно рисуют у инопланетного космического корабля.

Еще один средневековый прибор ночного освещения в виде современного ковша был бы не особо примечателен, если бы не одно «но». Ученых привлекла его богато декорированная ручка. По всей длине прямого держателя выбит растительный узор со сквозными прорезями. У сосуда есть три ножки, прикрепленные по краям днища. До наших дней светильник дошел в несколько поврежденном виде. Боковая стенка емкости сломана. Но на верхнем ободке сохранилось «ушко», позволяющее предположить, что, возможно, у сосуда когда-то была еще и крышка.

Волк, косуля и танцовщица

Весьма необычным экспонатом региональной сокровищницы артефактов является бронзовый кувшин с головой волка на венце. Сосуд имеет тулово грушевидной формы и вытянутую горловину. В месте перехода – опоясываю­щий валик. Примечательно, что ручка и крышка у кувшина отсутствуют. Уникальный артефакт датируется X–XI веками. Его обнаружили на территории Байзакского района в 1951 году.

Случайной, но не менее ценной находкой стала фигурка животного, обнаруженная местной жительницей в Мойынкумском районе. Установлено, что это скульптурное изображение косули. Предмет, выполненный в традиционном для местных племен зверином стиле, ученые относят к сакскому периоду –
VIII–IV вв. до н. э.

– По всей Средней Азии косуля считалась хранителем границ, здоровья и безо­пасности. У саков, живших в Семиречье, были бронзовые жертвенники. Кроме того, у них были специальные курильницы. Возможно, косуля – фигурка именно с жертвенника или курильницы, – предполагает Жанна Косалиева.

По ее словам, в некоторых случаях такие предметы хоронились с покойником или же являлись сос­тавными элементами жерт­венно-культовых обрядов, связанных с огнем.

Настоящей гордос­тью жителей области по праву считается статуэтка, названная «Таразской танцовщицей». Бронзовая фигурка изображает молодую женщину в движении, предположительно исполняющей танец. Примечательно, что артефакт является своего рода отголоском проникновения эллинистической культуры.

Одна рука девушки согнута в локте и поднята над головой. На ней, на запястье и выше локтя, можно различить браслеты. К сожалению, находка была поврежденной – кисть этой руки оказалась отбитой. Другая рука опущена и находится на уровне бедер. На талии девушки четко виден широкий пояс с круглой пряжкой, на которой изображен цветок лотоса. Волосы стянуты тугим узлом и спадают на плечи. Нижняя часть ног отсутствует. Уникальная статуэтка, датируемая IX–X веками, найдена в двадцатом столетии случайно при строительстве стадиона в городе Таразе. Она была погребена на глубине 1,5 м вместе с круглодонными бронзовыми чашами.

Доспехи саков

Невозможно пройти и мимо воинского снаряжения эпохи бронзы. Оно по-настоящему завораживает и словно переносит на несколько веков назад.

Как писал Карл Байпаков, оружейное дело среди ремесленников получило довольно широкое развитие. Они делали луки небольших размеров со стрелами, кинжалы, акинаки, копья, боевые топоры различной конструкции. Также изготавливали доспехи. Например, защитное снаряжение сакского воина состояло из бронзовых шлема, щита, пояса, к которому крепился колчан со стрелами.

Наконечники стрел были разных размеров и форм. Так, встречались лавролистной или ромбической формы. У некоторых стрел боевая головка была выполнена в виде трех радиально расходящихся лопастей.

– Бронзу отличают твердость, красивый золотистый оттенок и низкая температура плавления, благодаря чему она стала весьма распространенной в средневековье, – сказала Жанна Косалие­ва. – Ее открытие позволило произвести настоящий переворот не только в экономике и декоративно-прикладном искусстве, но и в военном деле. Уже на ранних этапах развития андроновской культуры мастера медных и бронзовых дел освоили искусство литья, ковки и чеканки.

Для сражений и охоты древние ремесленники изготавливали в основном ножи, топоры, наконечники стрел и копий… Их украшали геометрическими орнаментами в виде колец, треугольников, ромбов, подбирали для них интересные формы. Чтобы изготовить наконечники стрел и копий, кинжалы, снаряжение, древние мастера применяли литейные формы, состоящие из двух или трех разъемных сторон.

Одним из наиболее ценных экспонатов регионального музея считается воинский шлем, обнаруженный в 1950 году в Кордайском районе. Ученые относят его к VII–IV вв. до н. э. Масса артефакта составляет 3 кг. В нижней его части проделано несколько отверстий.

– Предположительно он принадлежал воителю из сакского племени. Это один из трех сакских шлемов, найденных на территории бывшего Советского Союза. Артефакт не имеет аналогов в других регионах, – отметила заместитель директора Областного историко-краеведческого музея.

Обращает на себя внимание и воинский щит, имеющий несколько выпуклую, полусферическую форму. Его диаметр составляет около 70 см. Такие щиты батыры применяли для отражения вражеских стрел и защиты в ближнем бою. Они были наиболее удобными для всадника и не стесняли его движений.

С лицевой стороны экспонат богато орнаментирован вдавленными узорами в виде растений, ромбов и розеток. По краю нанесены надписи арабским шрифтом. В центральной части изначально были прикреплены четыре выпуклых круглых «шишака» с бирюзовой инкрустацией высотой до трех сантиметров. Они крепились к основанию щита мощными заклепками и служили надежной защитой от ударов рубящих видов оружия. К сожалению, у найденного артефакта один из них утрачен.

Часть бирюзовых зерен выкрашена. На одном краю щита прикреплены две металлические рельефные накладки в виде полумесяца. С внутренней части сохранились три подвесных кольца для крепления ручки-держателя. Сама же она отсутствует. Находка датируется XVIII–XIX веками.

В целом в искусстве литейщиков по-прежнему наблюдались геометрические, зооморфные и растительные мотивы. Такого характера орнаментами они украшали не только оружие, светильники и сосуды, но и зеркала, бляшки, ложки, подвески, медальоны, перстни, серьги…

Надо сказать, что художест­венная чеканка и литье на протяжении нескольких столетий продолжались в формах, прочно утвердившихся еще в
XIV–XV веках. Очевидно, что традиции мастеров бронзовых дел не были утрачены полностью, а, несколько изменившись, сохранились и перекочевали в современное декоративно-прикладное искусство.

Популярное

Все
Бибисара Асаубаева стала второй на Гран-при ФИДЕ в Тбилиси
В Экибастузе до сих пор не могут побороть гнус
Основатель Telegram Павел Дуров задержан во Франции
Новое общественное пространство открыли в Астане
Участок улицы Сыганак в столице частично перекрыт
На сколько вырастет пенсия в 2025 году
В ЕС назвали необоснованным объявление результатов выборов президента Венесуэлы
В ФРГ арестован подозреваемый в нападении в Золингене
Экипаж Starliner застрял на МКС до 2025 года
Казахстанский десантник завоевал «золото» на ЧМ по гиревому спорту
Как государство сокращает свое присутствие в экономике
Двое водителей устроили драку на дороге в Павлодаре - ВИДЕО
Школьники и льготники смогут ездить без карточек в автобусах Астаны
28 августа жители Земли увидят парад из шести планет
Создание новых квазигоскомпаний временно запретят в Казахстане
Впервые за 10 лет Капчагайское водохранилище наполнили на 100%
Жумангарин выехал на поля Акмолинской области
В Казахстане обсуждают порог репродуктивного возраста женщин
Макрон высказался об аресте Дурова
Большое путешествие на маленьких авто
Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию
Какие тайны знал Рашид ад-дин?
Стали известны имена обладателей грантов на 2024-2025 учебный год
Гражданин США Мелвин Граф отправился в Северный Казахстан, чтобы восстановить историю жизни своего отца
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Всемирные игры кочевников: какие состязания пройдут во Дворце единоборств им. Ж. Ушкемпирова в Астане
Несколько участков дорог перекроют в Астане
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Появится парк на «Колесных рядах»
В Костанае прошел региональный «Форум сельских женщин Казахстана»
Землетрясение в 6,8 баллов произошло у берегов Филиппин
Интеграция отвечает общим целям
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией

Читайте также

Гвардейцы Талдыкоргана оказали первую помощь
Храбрость гвардейцев не знает границ
Вдоль красавицы Ульбы
В спорткомплексе есть все

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]