![](/media/uploads/publication2/786/48/78648-image.jpg)
Напомним об анатомическом атласе мозга, созданном интернациональной командой ученых в рамках европейской разработки Human Brain Project. За $1 млрд ученые создали детализированную карту человеческого мозга Big Brain. Расчет не только на то, что она поможет медикам. Такой атлас существенно ускорит процесс создания сверхразума. Митио Каку уверен, что мозговые чипы, обеспечивающие непрерывную подачу информации, – «технология недалекого будущего».
Даром преподаватели…
Выступая популяризатором прикладных наук, ученый полагает, что сверхразум появится еще до 2050 года. Превосходить лучшие умы человечества он будет способен, конечно, за счет вживленных чипов. Таким образом, прослеживаются рассуждения о том, что учеба уже не будет базироваться на запоминании. Митио Каку утверждает, что всю необходимую информацию можно будет получать через трансформированные в крохотные линзы очки Google Glass. Поэтому ученый говорит о том, что совсем скоро школьники и студенты на экзаменах смогут искать ответы на вопросы в Интернете.
Достаточно моргнуть, и нужная информация перед глазами. Сразу двойная польза: не надо будет перегружать мозг знаниями, основной процент практически не используется; мозг сам «перекинет» освободившийся умственный резерв на развитие аналитического мышления, способности аргументировать и принимать верные решения.
Здесь можно порассуждать над тем, какой процент человечества пожелает сам отвечать за свое образование, без подобных нынешним отделам образования контролеров. Соответственно и прикинуть, сколько миллионов людей откажутся от такой ноши, как ответственность за свою жизнь, знания и навыки.
Митио Каку, к примеру, уверен, что люди станут более автономными и займутся самообразованием, реально осознавая, какие именно знания им нужны. Профессор предположил, что все нужные консультации можно будет получить у некоего устройства, которое он в своих прогнозах называет «умной стеной». Вполне возможно, что в ближайшее десятилетие такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться в квартирах, офисах, на улицах.
«Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится ученый, который может дать вам всю нужную информацию. Такая система будет применима не только в области образования, но и в других сферах: медицине, юриспруденции, дизайне, психологии и пр. Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся», – считает футуролог.
Диплом не нужен
Физика будущего, что следует из изысканий и лекций американского ученого, это не столько высокотехнологичные производства или исследования дальнего космоса. Физика будущего – это переустройство нашего сознания, заключенного в физическую оболочку и пользующегося физическими способами добывания сведений о мире. Например, уже существуют университетские онлайн-курсы и иное дистанционное обучение. У профессора Каку есть сложившееся мнение: пока на таких программах высок процент бросивших учебу. Скорее всего, отсев связан с тем, что люди еще не умеют работать без наставника или контролера. Тем не менее скорректированная онлайн-система образования может быть внедрена и освоена довольно быстро, по словам Митио Каку, «за ней образование предстоящих 50 лет». Кстати, футуролог бывает довольно резок, заявляя, что о посетителях лекций в традиционных учебных заведениях будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».
Диплом будет не нужен. В этом американский ученый однозначно уверен, потому что образование потеряет временные и пространственные рамки. А набор навыков и компетенций определит некая квалификационная комиссия либо унифицированная шкала баллов. Таким образом, ключевым элементом становится накопленный интеллектуальный багаж, а информационные технологии сделают прозрачными сведения о заслугах человека.
Где кнопка у виртуального педагога?
Предыдущие прогнозы футуролога относились к образованию молодежи и студентов. А что же дети? Смогут ли они учиться автономно? Митио Каку уверен, что будущее за детскими образовательными сервисами. Он считает, что в ближайшие 15 лет возможности внесистемного образования – внешкольного, онлайн-курсов – станут безграничны. На смену учителю со своим багажом знаний, а равно и комплексов, придет педагогика онлайн.
При этом профессор описывает кардинально отличающуюся от привычной картину онлайн-обучения, когда все сидят перед компьютерами и глядят в мониторы. Предстоит измениться самой среде, в которой живут люди. Иными станут и интерфейсы, которым предстоит взаимодействовать с обучаемыми.
Согласно его представлениям, информационно-коммуникационное наполнение получат сами города будущего, и это им предстоит принять на себя роль активных участников образовательной среды.
Коль скоро дети лучше воспринимают новое через игру, то для них появятся «большие игры», которые месяцами будут проходить «в реальных городских или специально подготовленных пространствах». Учебники станут обладать искусственным интеллектом, который сможет подобрать нужные образовательные материалы, соотносясь с потребностями каждого конкретного ученика. Кстати, схожие разработки уже есть, например обучающий планшет для трехлетних детей «МалышОК», соответственно, база готовится не только в Америке, откуда рассказывает о физике будущего футуролог Митио Каку.
Следуя за его мыслью, можно обрести уверенность в том, что общество стремится от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Кстати, профессор в своей книге привел мнение экс-премьера Великобритании Тони Блэра, утверждавшего, что Англия «получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт».
Думаю, с футурологом согласятся в том, что при желании позиционироваться в будущем равными среди равных уже сейчас важно развивать в гражданах креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. И нам самим не следует опасаться «выделиться» и быть непохожими на других, надо брать на себя всю полноту ответственности за свое будущее и не страшиться следовать по новому пути.