Чемпионом Азии и Океании по авиамодельному спорту в классе свободнолетающих моделей стал специалист Президентского центра астанинец Сергей Астрелин

6303
Игорь Бургандинов

О чем и поведал фото­корреспонденту «Казахстанской правды» как фотограф – фотографу. Ибо «специалист» означает в данном случае именно эту профессию, полеты же наяву – пожизненное хобби. В чемпионах и призерах Казахстана Сергей Николаевич ходит много лет, мастер спорта, как-никак, а вот на международный уровень вышел недавно.

фото из архива Сергея Астрелина

– История началась в прошлом году, на чемпионате мира во Франции, когда к нам подошел монгольский товарищ и пригласил команду Казахстана принять участие в чемпионате Азии, который они постараются­ организовать у себя в стране, – рассказывает авиамоделист.

Кстати, тогда команда заняла шестое место, а наш герой принес, как говорится, в копилку больше всего очков. Позже федерация авиамодельного спорта FAI подтвердила место проведения, ребята отправили заявку, оплатили вступительный взнос и начали готовиться. Собирались ехать вшестером, даже деньги заплатили за всех (1 700 EUR с «копейками», если кому интерес­но), но двое потом по личным обстоятельствам отправиться на соревнования не смогли…

Решили ехать на машинах, посчитали, что так будет дешевле, и знали, что поселятся вдалеке от места соревнований и авто понадобится в любом случае.

На открытии звучала народная музыка...

В итоге оседлали две транс­портные единицы: супруги Олег и Марина Репниковы свой «Ниссан-Патрол», а два Сергея,
Астрелин и Подлесный, – «Мицубиши» будущего чемпиона, загрузив по максимуму все, что могло понадобиться для ремонта и обслуживания техники. В специальные ящики упаковали «бое­вые» самолеты.

– Хоть и взял с собой целую кучу инструментов, включая утюг, паяльник, дрель, клей, но все предусмотреть оказалось невозможно, – говорит Сергей. Но об этом чуть позже.

Путь неблизкий: в один конец около 3 500 км. Добирались трое суток, задержавшись на таможенном переходе Россия – Монголия. Таможня работает с 9 до 18, приехали в 15, уперлись в очередь, сутки потеряли…

Сергей Подлесный – партнер и тренер

Заселились в забронированный заранее гостевой домик и юрту. В этом месте Сергей Подлесный снимал жилье в 2015 году, когда ездил на чемпионат мира (он опытный уже товарищ). А Олег Репников – неофит: это его первые международные соревнования.

И они начались! На подступах к чемпионату Азии и Океании было еще три состязания, начиная с Кубка Монголии. Здесь Олег Репников сумел выйти в финал (он в другом классе выступал, резиномоторном), но дальше пошли срывы, и призового места добиться не удалось, опыта не хватило. Сергей Астрелин тоже пробился, но в финале при заправке перед решающим стартом лопнул топ­ливный бак (такое бывает: бак резиновый, емкостью 20 мл всего, заправляется шприцом, и топливо под давлением подается в двигатель). А в финале на подготовку к старту дается всего семь минут, и если бы был наготове еще один самолет, возможно, результаты были бы другие. А так пришлось довольствоваться третьим местом.

Старый знакомый американец Рон. Ему уже за 80...

Тут про технику уместно рассказать и разъяснить, что такое класс таймерных свободнолетающих моделей F-1С. Суть дела такова. Модель самолета имеет складные крылья, моторчик объемом 2,5 куб. см, он раскручивается до 30 000 оборотов в минуту, издавая торжествующий крик. Взлет вертикальный. Максимальное время работы мотора – четыре секунды, после выключения двигателя модель должна потерять скорость, а потом, расправив крылья, перейти в горизонтальный планирующий полет на высоте, которую удалось достичь (обычно это 110–130 м), и продержаться в воздухе в соответствии с регламен­том несколько минут. И так в каж­дом туре, которых несколько. Если в туре задано время четыре минуты, то максимальное чис­ло очков – 240 по числу секунд. Может случиться и меньше, но это почти всегда непопадание в финал. Единственная связь с самолетом – кнопка DT, которая по радиоканалу прерывает полет модели на любой стадии, все остальные манипуляции происходят по командам таймера. Значит, модель должна быть идеально «облетана», то есть отрегулирована в процессе многочисленных тренировок.

Очень важно запустить модель строго вертикально

Чемпионат Азии и Океании длился три дня. В первый день соревновались планеры, на следующий – резиномоторные модели и на третий – тот самый класс F-1С, самый сложный, капризный и интересный.

В Монголии очень неустойчивая, сложная для полетов погода: с утра туман, потом солнце, затем ветер, дождь, опять солнце. Это создавало дополнительные трудности. Поле огромное, самолеты улетали у некоторых на 5–6 км. Ломался самолет. Не помогли даже взятые с собой инструменты. Пришлось просить помощи у монголов.

– В главный день был туман, едва нашли место соревнований, такой он был плотный, – рассказывает авиамоделист. – Монгольские пастухи-мотоциклисты подсказали. Соревнования начались на час позже. Первые четыре тура отлетал на максимум, а на пятом (всего семь туров было) случился срыв: не добрал 10 секунд…

Главный подиум: 1 – Казахстан, 2 – Монголия, 3 – Китай

Думал спортсмен, что «все пропало», но оказалось, проблемы были у всех. В итоге набрал наи­большее количество очков и стал чемпионом! А также помог коман­де Казахстана занять третье место.

– Очень хорошее судейство, замечательные люди. Доброжелательность зашкаливает! – вспоминает Сергей Николаевич. – Открытие чемпионата потрясающее! Танцы шамана с бубном, «Подмосковные вечера» даже спели! Судейство, питание на поле – все было четко организовано. Поле совершенно шикарное, просторное и ровное. Долина между гор. Не то, что в Европе, где были случаи, что модели попадали в такие мес­та, откуда их трудно было дос­тать, а то и невозможно…

На награждение приехали снаряженные в обратный путь. Кубок, медали, гимн и флаг Казахстана – все было! В 16.00 выехали. 1 900 км за один присест, сам за рулем. Музыка, семечки, кофе, энергетики, мысли не дают заснуть! Через сутки с небольшим проехали границу России и только там заночевали в придорожном кемпинге.

Что и говорить, мощный «челлендж» получился! А в планах уже чемпионат мира в следующем году. Он в Румынии будет. И маленькая надежда: а вдруг удастся съездить не совсем за свой счет, вдруг помогут? Ведь если поднимают флаг Казах­стана и исполняют гимн в честь спортсмена, это немалого стоит. Не так ли?

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Афганистан и Пакистан вступили в вооруженный конфликт
Казахстанцев предупредили о сроках пребывания в России
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Казахстан – ключевой энергетический партнер для ЕС
Умерла Дайан Китон
Президент направил телеграмму поздравления Королю Испании
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

Определены финалисты Международной премии «Волонтёр года»
Республиканский чемпионат для молодёжи с особыми образовате…
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
30 лет МЧС Казахстана: когда безопасность становится частью…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]