Актуальные вопросы дняСегодня в нашей стране ведется массовое строительство индивидуальных жилых и административных зданий, объектов сервиса, торговли и культуры. Мы научились строить здания высотой более 30–40 этажей, поскольку располагаем кадрами, ресурсами и технологиями. Причем возводим высотные сооружения и в сейсмоопасной зоне. В настоящее время в рамках программы по усилению транзитного потенциала в республике строится и реконструируется большое количество линейных инженерных сооружений, в частности, автомобильных и железных дорог с устройством объектов инфраструктуры, на возведении которых в основном используются местные материалы, расходуются значительные средства. В объеме ВВП Казахстана доля строительной отрасли составляет от 6 до 8,5%. С учетом влияния отрасли на развитие смежных отраслей, в том числе малого и среднего бизнеса, роль строительной сферы в экономике страны является существенной. Но проблема заключается в том, что в этой динамичной практике нет участия научных институтов, взаимодействие с которыми давало бы отрасли существенные бонусы как на нынешнем этапе, так и в будущем.
Практикам известно как «дважды два», что любое здание, спроектированное и построенное с неэффективными несущими и ограждающими конструкциями, потребует в дальнейшем значительных затрат на его содержание. В частности, затраты на содержание, техническую эксплуатацию, включая ремонт, через 7–10 лет начинают превышать стоимость строительства объектов. За примерами далеко ходить не надо, их у нас немало. При этом спрашивается: а имеет ли право на существование наша отраслевая наука и нужна ли она вообще в нашем глобализованном мире?
Между тем любое здание и сооружение – это сотни тонн бетона и металлоконструкций, которые окружают нас. При этом существует понятие «прогрессирующее обрушение», связанное с тем, что обрушение одного объекта может вызвать аналогичный деструктивный процесс и других рядом стоящих зданий. Следует также добавить и издержки, связанные с низкой температурой в помещениях и некомфортными условиями для проживания в домах, построенных с некачественными системами теплоизоляции, отопления и вентиляции, применением в качестве отделочных недоброкачественных и вредных для здоровья людей материалов. Этот список можно было бы продолжить, но достаточно сказать, что развитие строительной науки и ее эффективное использование на практике могло бы снять многие из ныне существующих вопросов. Но для того, чтобы наука могла идти рядом в процессе созидания объекта, нужны соответствующие условия. В мире это понятие определяется системой технического регулирования отрасли, в нашем случае – строительной.
К сожалению, сегодня в составе высшей научно-технической комиссии при Правительстве РК нет специалистов строительного профиля. В составе национальных научных советов, которые являются коллегиальными органами, созданными по направлениям науки, в соответствии с государственными приоритетами социально-экономического развития Республики Казахстан также нет соответствующих экспертов по строительству.
При существующей системе грантового финансирования научных исследований пройти процедуры утверждения основных направлений и конкурсов на грантовое финансирование по строительным темам практически невозможно, так как в составе советов нет ученых от строительной науки, которые могли бы компетентно оценить предлагаемые разработки и рекомендовать их участие в конкурсе.
Согласно приказу МНЭ РК, с 1 июля 2015 года до 2020 года начат переходный период внедрения новой нормативной базы, включая Еврокоды, что допускает параллельное существование новой и старой нормативной базы. В целом это позитивный процесс, но парадоксально здесь то, что мы сейчас вынуждены изучать собственный опыт, чтобы интегрироваться в мировой строительный рынок. В течение более 20 лет постсоветская строительная наука не принимала участие в научных исследованиях по совершенствованию методов расчета и проектирования, в то время как западные страны двигались вперед на фундаментальной основе советской строительной науки. При этом они получили единые общепринятые Евросоюзом нормативные документы по расчету строительных конструкций – Еврокоды, которые мы пытаемся внедрить в своей практике сегодня. Собственно, это один из уроков игнорирования практикой фундаментальной отечественной строительной науки. Поле деятельности для строительной науки огромно, особенно сейчас в рыночной среде. Можно начать с планирования в строительной отрасли и отчетности. Как известно, сегодня несовершенство системы сметного ценообразования в строительстве приводит к значительным проблемам, нарушениям и злоупотреблениям со стороны субъектов строительного рынка. На наш взгляд, в системе планирования и отчетности необходимо внедрять параметрический метод и на его основе обеспечивать программный подход. Полагаем, что в этом случае большинство вопросов отпадут сами по себе.
Можно предложить вести планирование государственных закупок по программным укрупненным показателям стоимости и целевым индикаторам. Отчетность вести не по смете, а по плановым укрупненным индексам. Тогда мы будем иметь объект, завершенный с высоким качеством и в запланированные сроки, а не искать в конце работ черную кошку в темной комнате.
Заслуживает серьезных научных исследований и вопрос реформирования системы сметного ценообразования и определения реальной стоимости объекта как основы для повышения качества строительства и развития субъектов рынка.
Но возможен ли переход с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования без изменения системы планирования? А вопрос упрощения разрешительной системы в строительстве, который давно у всех на устах? Словом, для ученых строителей и экономистов здесь масса работы.
Миг в огромном процессе созиданияНа качество строительной продукции, сроки возведения объектов и эффективность принятых решений большое влияние оказывает определение оптимального объема услуг в сферах нормирования надзора, контроля и оценки соответствия, оказываемых субъектами рынка, на основе параметрических принципов технического регулирования. То есть здесь нам необходимо стремиться в соответствии с опытом экономически развитых стран к поэтапному отходу государства от управления процессами в строительной сфере. В этом смысле достаточно сказать, что в США государство вообще не участвует в управлении строительной отрасли, все решается на уровне субъектов строительного рынка. И это тоже очередное направление научных исследований.
В завершении хотелось бы внести несколько предложений по источникам финансирования строительной науки. Во-первых, для открытия ученым пути к грантовому финансированию одним из национальных научных советов мог бы быть Национальный научный совет «Строительство». Во-вторых, с целью эффективного сотрудничества с государствами ЕАЭС можно было бы определить тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ межгосударственного значения и совместно решать вопросы их финансирования. В-третьих, определить базовые научные организации строительной отрасли Казахстана (по направлениям: архитектура и градостроительство, производство строительных материалов, строительные конструкции, технология и организация строительства, экономика строительства, зеленое строительство ) и предусмотреть в бюджете целевое ежегодное финансирование этих структур для решения конкретных научно-технических задач отрасли. В-четвертых, проработать возможность передачи некоторых научных организаций в доверительное управление крупным субъектам рынка или их объединениям (по опыту объединения НК «КТЖ» с «КазАТК»). И последнее – изучить опыт финансирования разработок нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов за счет бюджетов саморегулируемых организаций.
Хотелось бы также сказать, что нам, старшему поколению, прошедшему длительную службу в строительной сфере, кажется, что здания и сооружения – это живые организмы, которые рождаются, живут, стареют, лечатся и умирают. Это надо иметь в виду на каждом этапе работ со строительными объектами и инженерной инфраструктурой.