Чтобы ухабов стало меньше

3156
Рысбек Жантыкеев
старший корреспондент отдела экономики

Накануне сезона дорожных работ началось инспектирование асфальтобетонных заводов

фото Игоря Бургандинова

Каждый новый сезон дорожных работ несет с собой надежды на решение застарелых проблем, а вместе с ними и обоснованную тревогу населения: получится ли у дорожников провести ремонт качест­венно, а не абы как? Многое здесь зависит от используемых материалов. И вот позитивная новость: отраслевым министерством дано поручение проверить все действующие в Казахстане 415 асфальтобетонных заводов (АБЗ) на соответствие утвержденным в рес­публике техническим нормативам.

Чтобы воочию продемонстрировать процесс работы, связанной с контролем качества производимого в стране асфальта, на днях под эгидой РГП «Национальный центр качества дорожных активов» (НЦКДА) был организован пресс-тур для журналистов на асфальтовый завод УБ 340 в Астане.

…После зимнего затишья на его территории, где сконцент­рирована производственная и складская инфраструктура, готовится к выпуску первая в нынешнем году партия асфальта. Однако, прежде чем будет запущен технологический процесс, специалистами Национального центра качества автодорог проверяются на соответствие нормативам используемые на линиях сита, фильтры, дозаторы, термометры. В целом инспектирование проводится по 16 показателям, включая индексы экологичности производства. Кстати, если выявляются несоответствия нормам, то запуск откладывается до полного устранения недочетов. Забегая вперед, скажем, что завод УБ 340 прошел аттестацию.

По словам директора предприятия Айдоса Тулеубаева, завод был запущен в 2018 году и представляет собой образец нового поколения АБЗ. Производственные мощности представлены современным итальянским оборудованием. Правда, произведено оно в Германии и соответствует всем современным требованиям, имеет технологический ресурс для обновления и улучшения свойств производимого асфальта.

Причем технические показатели завода не могут не впечатлять: он способен выдавать до 340 тонн свежего асфальта в час. Поэтому в Астане предприятие считается самым крупным, оно отпускает свою продукцию не только подрядным организациям, занятым ремонтом дорог столичного мегаполиса, но и в регионы республики. А требования к работе АБЗ с каждым годом растут.

С наступлением тепла параллельно с подготовкой технологического оборудования к работе представители УБ 340, на котором побывали журналисты, начинают очередной сезон с выездов на карьеры, где производят отбор проб песка. Затем они направляют их на экспертизу в Национальный центр качества. Только после того, как лабораторией этой головной организации подтверждается соответствие сырья технологическим кондициям, песок, как и другие компоненты будущего асфальта, начинают завозить на завод.

В настоящее время в столице базируется 18 асфальтных заводов. Каждый сезон требования к смеси претерпевают изменения. С 2024 года в нее стали закладывать полимеры. Только они из всего перечня компонентов, из которых и формируется асфальт, являются завозными. Все остальное – щебень с карье­ра, минеральный порошок, добавки – отечественного происхождения.

На сакраментальный для наших сограждан вопрос, почему же дороги, в которые вкладываются миллионы бюджетных тенге, разрушаются быстрее, чем окупаются затраты, директор АБЗ отвечает: все требования к качеству асфальта выдержи­ваются. Каждый год происходит обновление технологических процессов. К примеру, нынче поменяли сита для отбора щебеночного материала.

Ну а что касается ухабов... Тут не стоит сбрасывать со счетов резко-континентальный климат.

По информации директора департамента контроля качества НЦКДА Куаныша Толеуханова, в целом в задачи центра входит проведение экспертизы качества работ и материалов на автомобильных дорогах, ведомственные проверки сделанного ремонта, диагностика и инструментальное обследование, мониторинг безопасности дорожно-транс­портной инфраструктуры на автострадах международного и республиканского значения, внедрение новых технологий и технологическое сопровождение опытных участков.

Как считает директор департамента, положение с качеством проводимых ремонтов на дорогах безусловно меняется к лучшему. Внесены поправки в соответствую­щие нормативно-технические документы. Если дорожный объект не соответствует требованиям
НЦКДА, то он не может быть сдан в экс­плуатацию. Такая прак­тика позволила в 2024 году снизить количество выявленных несоответствий нормативам на 16% в сравнении с 2023-м. С годами подрядчики осознали, что за качество придется отвечать по всей строгости.

Проведенная в 2024 году инс­пекция всех существующих в республике 415 АБЗ выявила, что из них 170 не вполне соответствуют действующим нормативам. Как выяснилось, у них нет систем дозации материалов, не откалиброваны весы, не работают термометры. В этой связи на имя акимов регионов, руководителей областных департаментов были направлены соответствующие письма. Далее уже местные исполнительные органы принимали решение о приостановке работы заводов до полного устранения выявленных недостатков.

Аналогичный порядок принятия мер практикуется цент­ром и по выявленным изъянам дорожного ремонта. Только в этом случае ремонтная халтура не должна приниматься организациями-заказчиками, то есть местными исполнительными органами.

Как было сказано выше, особенность нынешнего дорожного сезона состоит в том, что с марта силами центрального аппарата и областных филиалов НЦКДА начата масштабная проверка всех асфальтных заводов республики. К середине мая эта работа будет завешена. Всю информацию по результатам инспектирования АБЗ разместят на официальном сайте КаздорНИИ. Проверки НЦКДА охватят 100% дорог республиканского и 97–98% – местного значения.

Популярное

Все
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Мошенников осудили, деньги вернули
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Отзвук души, прошедшей сквозь время
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Кокшетаусцы – в числе лучших
Алмагуль Батталиева и Нагашыбай Мирас представят Казахстан на «Славянском базаре»
Город мира
Жемчужина культурного наследия
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
Алматы сохранит статус студенческого города
«Город мечты» глазами детей
Раскрыты технологические тайны получения селена
Провели «Чистый четверг»
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Жанбота Алдабергенова вошла в число кандидатов на выборы в комиссию спортсменов МОК на ОИ-2026
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
Антикор присоединили к КНБ
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок
В Актобе завершился XI Международный военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын»
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

Нарушения в сфере оборота алкоголя в Астане превысили 200 м…
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за пре…
Почти 17 млрд тенге неэффективно потратили на подготовку сп…
За последние три года свыше 780 новых компаний вышли на вне…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]