Чтобы ухабов стало меньше

3678
Рысбек Жантыкеев
старший корреспондент отдела экономики

Накануне сезона дорожных работ началось инспектирование асфальтобетонных заводов

фото Игоря Бургандинова

Каждый новый сезон дорожных работ несет с собой надежды на решение застарелых проблем, а вместе с ними и обоснованную тревогу населения: получится ли у дорожников провести ремонт качест­венно, а не абы как? Многое здесь зависит от используемых материалов. И вот позитивная новость: отраслевым министерством дано поручение проверить все действующие в Казахстане 415 асфальтобетонных заводов (АБЗ) на соответствие утвержденным в рес­публике техническим нормативам.

Чтобы воочию продемонстрировать процесс работы, связанной с контролем качества производимого в стране асфальта, на днях под эгидой РГП «Национальный центр качества дорожных активов» (НЦКДА) был организован пресс-тур для журналистов на асфальтовый завод УБ 340 в Астане.

…После зимнего затишья на его территории, где сконцент­рирована производственная и складская инфраструктура, готовится к выпуску первая в нынешнем году партия асфальта. Однако, прежде чем будет запущен технологический процесс, специалистами Национального центра качества автодорог проверяются на соответствие нормативам используемые на линиях сита, фильтры, дозаторы, термометры. В целом инспектирование проводится по 16 показателям, включая индексы экологичности производства. Кстати, если выявляются несоответствия нормам, то запуск откладывается до полного устранения недочетов. Забегая вперед, скажем, что завод УБ 340 прошел аттестацию.

По словам директора предприятия Айдоса Тулеубаева, завод был запущен в 2018 году и представляет собой образец нового поколения АБЗ. Производственные мощности представлены современным итальянским оборудованием. Правда, произведено оно в Германии и соответствует всем современным требованиям, имеет технологический ресурс для обновления и улучшения свойств производимого асфальта.

Причем технические показатели завода не могут не впечатлять: он способен выдавать до 340 тонн свежего асфальта в час. Поэтому в Астане предприятие считается самым крупным, оно отпускает свою продукцию не только подрядным организациям, занятым ремонтом дорог столичного мегаполиса, но и в регионы республики. А требования к работе АБЗ с каждым годом растут.

С наступлением тепла параллельно с подготовкой технологического оборудования к работе представители УБ 340, на котором побывали журналисты, начинают очередной сезон с выездов на карьеры, где производят отбор проб песка. Затем они направляют их на экспертизу в Национальный центр качества. Только после того, как лабораторией этой головной организации подтверждается соответствие сырья технологическим кондициям, песок, как и другие компоненты будущего асфальта, начинают завозить на завод.

В настоящее время в столице базируется 18 асфальтных заводов. Каждый сезон требования к смеси претерпевают изменения. С 2024 года в нее стали закладывать полимеры. Только они из всего перечня компонентов, из которых и формируется асфальт, являются завозными. Все остальное – щебень с карье­ра, минеральный порошок, добавки – отечественного происхождения.

На сакраментальный для наших сограждан вопрос, почему же дороги, в которые вкладываются миллионы бюджетных тенге, разрушаются быстрее, чем окупаются затраты, директор АБЗ отвечает: все требования к качеству асфальта выдержи­ваются. Каждый год происходит обновление технологических процессов. К примеру, нынче поменяли сита для отбора щебеночного материала.

Ну а что касается ухабов... Тут не стоит сбрасывать со счетов резко-континентальный климат.

По информации директора департамента контроля качества НЦКДА Куаныша Толеуханова, в целом в задачи центра входит проведение экспертизы качества работ и материалов на автомобильных дорогах, ведомственные проверки сделанного ремонта, диагностика и инструментальное обследование, мониторинг безопасности дорожно-транс­портной инфраструктуры на автострадах международного и республиканского значения, внедрение новых технологий и технологическое сопровождение опытных участков.

Как считает директор департамента, положение с качеством проводимых ремонтов на дорогах безусловно меняется к лучшему. Внесены поправки в соответствую­щие нормативно-технические документы. Если дорожный объект не соответствует требованиям
НЦКДА, то он не может быть сдан в экс­плуатацию. Такая прак­тика позволила в 2024 году снизить количество выявленных несоответствий нормативам на 16% в сравнении с 2023-м. С годами подрядчики осознали, что за качество придется отвечать по всей строгости.

Проведенная в 2024 году инс­пекция всех существующих в республике 415 АБЗ выявила, что из них 170 не вполне соответствуют действующим нормативам. Как выяснилось, у них нет систем дозации материалов, не откалиброваны весы, не работают термометры. В этой связи на имя акимов регионов, руководителей областных департаментов были направлены соответствующие письма. Далее уже местные исполнительные органы принимали решение о приостановке работы заводов до полного устранения выявленных недостатков.

Аналогичный порядок принятия мер практикуется цент­ром и по выявленным изъянам дорожного ремонта. Только в этом случае ремонтная халтура не должна приниматься организациями-заказчиками, то есть местными исполнительными органами.

Как было сказано выше, особенность нынешнего дорожного сезона состоит в том, что с марта силами центрального аппарата и областных филиалов НЦКДА начата масштабная проверка всех асфальтных заводов республики. К середине мая эта работа будет завешена. Всю информацию по результатам инспектирования АБЗ разместят на официальном сайте КаздорНИИ. Проверки НЦКДА охватят 100% дорог республиканского и 97–98% – местного значения.

Популярное

Все
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Акмолинский боец стал чемпионом мира по боксу
В отдаленные аулы Приаралья пришла питьевая вода
ЦОУ полиции с умными камерами запущен в Косшы
Стрельба в университете США: минимум двое убитых
Прибыль банков Казахстана увеличилась на 8,5%
Спасатели спустили с гор двух туристов
Казахстан завоевал 68 медалей на V юношеских Азиатских Пара играх
Пожилой мужчина потерялся в степи и провел ночь в холодном автомобиле
В селах Приаралья развивается гостиничный бизнес
Последствия буйства стихии ликвидируют в Атырауской области
Трамп пообещал ответные действия после гибели трех граждан США в Сирии
Казахстанский мушкетёр первенствовал на юниорском Кубке мира
Клуб открылся в отдаленном селе Кызылординской области
Морские биологи впервые зафиксировали совместную охоту косаток и дельфинов
ТРК Президента и Al Jazeera развивают стратегическое сотрудничество
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Президент Ирана прибыл в Акорду
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
В Бенине военные захватили власть
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
Итоги большого общественного пути
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Мы третьи в мире!
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Почти половину МСБ в Казахстане возглавляют женщины
В Туркестане заложили капсулу будущего завода по выпуску дж…
Поддержка бизнеса: оффтейк-контракты на 2,3 трлн тенге закл…
Кредитование – стержень национальной экономики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]