– Международные террористические организации потерпели поражения в Сирии и Ираке. Как следствие – фиксируется отток боевиков и членов их семей в другие регионы, в том числе страны исхода. Но вернувшиеся в основном продолжают придерживаться радикальных взглядов, – отметил тогда Нургали Билисбеков.
Между тем религиозная безопасность для любой страны является основополагающей. И вопросы социализации «возвращенцев» остаются главной задачей управлений по делам религий в регионах, теологов, правоохранительных органов. Профилактика, работа по реабилитации этих лиц зачастую ведутся индивидуально. Однако сотрудники спецслужб говорят о том, что в стране еще очень высокий уровень пропаганды экстремизма и терроризма, который может способствовать радикализации части казахстанского общества. При этом влияние радикальных религиозных течений, по мнению представителей Министерства по делам религий и гражданского общества, весьма велико именно в западных регионах РК. За последние несколько лет только из Атырауской области в места боевых действий выехали 54 человека.
– Большая часть из них – женщины – выехали 33 казахстанки, – рассказывает руководитель управления по делам религий Атырауской области Кайролла Кушкалиев. – Страну покидают целыми семьями. Из общего количества выехавших было 12 семей, где воспитываются более 60 несовершеннолетних дошкольного и школьного возраста.
Проводимая работа позволила на сегодня вернуть в регион 2 семьи, которые покинули Казахстан 4 года назад. Но женщины вместе с детьми вернулись на родину без мужей. Одна семья выехала за пределы региона в 2013 году. В течение 4 лет они пребывали в Сирии и Турции. А в 2017 году эти люди вернулись в Атырау. Глава же этой семьи находится в заключении в миграционном управлении Турции. Другая семья с 4 детьми уехала из Казахстана в 2015 году. Через год эта женщина, без мужа, но уже с 5 детьми, вернулась вновь в Атырау. Супруга убили в Сирии.
Стоит отметить, что проблему создают не только выезды казахстанцев в конфликтные боевые зоны, но и отсутствие контроля над обучением молодежи в зарубежных религиозных учреждениях. Так, по данным прошлого года, 123 гражданина РК получали религиозное образование в 13 странах, из них 76 – уроженцы Западного Казахстана, в большинстве своем атырауские. На этом основании ДУМК предлагает не только обязать граждан получать религиозное образование исключительно внутри страны, но и запретить прием на работу в мечети тем, кто самостоятельно получил религиозное образование за рубежом. Направление муфтията на учебу в магистратуре и докторантуре за рубежом должно выдаваться только тем, кто получил базовое религиозное образование в Казахстане.
Работа по возврату студентов из сомнительных религиозных учебных заведений арабских стран продолжается и в Атырау. На сегодня за пределами региона находятся еще 25 молодых людей.
– По нашим данным, они обу-чаются в сомнительных идеологических учебных заведениях арабских стран: в Египте, Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, – уточняет Кайролла Кушкалиев. – К слову, в 2016 году их насчитывалось 35 человек, 10 студентов вернули на родину в прошлом году. Информационно-аналитическим центром нашего управления в целом проводится разъяснительная работа с родителями студентов. Некоторые из них понимают, встревожены тем, что их дети могут получить неправильное религиозное образование, другие просто не идут на контакт. Есть молодые люди, которые обучались в таких идеологических заведениях по 7–8 лет! С ними очень сложно вести работу. Они стоят на своем, придерживаются псевдосалафитских взглядов. Впрочем, несмотря на сложности в этой работе, религиозную ситуацию в регионе в общем считаю удовлетворительной.
Еще одним способом привлечения в ряды последователей нетрадиционного ислама сегодня является агитация через социальные сети. Если в 2016 году было заблокировано 24 аккаунта с экстремистским содержанием, то в 2017-м таких сайтов и аккаунтов выявлено уже 218. Только за I квартал текущего года зафиксировано более 50 аккаунтов. В данный момент они проходят соответствующую экспертизу.
По официальным данным, спецслужбами Казахстана с 2013 года было предотвращено 38 терактов. А в колонии Атырауской области по террористическим статьям отбывают наказание 37 осужденных. И работа по выявлению лиц, пытающихся вербовать последователей для международной террористической организации ДАИШ (Исламское государство), продолжается. Так, в прошлом году по этой статье были осуждены 2 жителя Атырау. По данным уголовного дела, 45-летние Абдурашид Идрисов и Руслан Темирбулатов пытались наставить на путь джихада 2 человек из своего окружения, когда попали в поле зрения казахстанских спецслужб. В качестве инструментов они использовали религиозные проповеди, демонстрацию видеороликов о боевых действиях членов запрещенной международной террористической организации ДАИШ в Сирии и Ираке и незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе Российской Федерации. Их персонажи критиковали официальное духовенство, призывали к вооруженному джихаду и к нетерпимости к представителям любых других религиозных конфессий. Оба подсудимых в суде признали свою вину и раскаялись. С учетом этого, а также того, что у обоих на иждивении престарелые матери и несовершеннолетние дети, суд № 2 города Атырау на основании статей 256 («Пропаганда терроризма») и 259 («Вербовка лиц в целях организации террористической деятельности») УК РК приговорил обоих подсудимых к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима.
В сложившейся ситуации высказываются мнения по ужесточению законов для лиц, дестабилизирующих религиозную безопасность страны. В прошлом году 27 человек, родственники осужденных по террористическим статьям, подписали обращение на имя руководителя региона и Министерства по делам религий и гражданского общества. Так вот, одна из авторов этого письма, мама осужденного по 256 статье УК РК, написала, что полностью поддерживает государственную политику в сфере религиозной деятельности. «Из-за мягкости прежних законов мы пострадали от салафизма, наши дети стали жертвами чуждой идеологии из-за религиозной безграмотности. Мы хотим, чтобы эти ошибки больше не повторялись, чтобы не страдали матери и дети», – сообщалось в обращении.
Мама другого осужденного считает, что реформирование законодательства в религиозной сфере жизненно необходимо, только так можно остановить молодых людей от необдуманных поступков. По ее словам, она никогда не была религиозной и поэтому, когда 17-летний сын вдруг увлекся исламом и стал высказывать радикальные мысли, встревожилась не на шутку. В результате сына «упустили», и он оказался в Сирии в рядах радикальных боевиков. Причем юноша, по словам матери, сам рассказывал, что довольно быстро понял ошибочность своих взглядов, но вырваться на родину не получалось. В конце концов сдался силовикам Афганистана, теперь отбывает 20-летний срок в местах заключения. Поэтому важно сейчас поддержать изменения в законодательстве, чтобы ошибки ее ребенка не совершали другие.
При этом важно, чтобы законодательные инициативы по религиозной безопасности шли по всем направлениям. В стороне не должна оставаться и выдача лицензий на оказание образовательных услуг. Так, выяснилось, что сейчас немало частных детских садов Атырау открыты приверженцами религиозных течений. И как построен у них воспитательный процесс, мало кому известно.
– Открыть детский сад или мини-центр может любой желающий. А как там ведется обучение и по какой программе? Это никто не контролирует. Мы в курсе, что в городе функционируют несколько детских садов, где, возможно, преподают по религиозным направлениям, но, чтобы вмешаться, необходимы изменения в законе. Нужно вернуть лицензирование этой сферы. Соответствующее предложение мы направили в министерство, – прокомментировал Кайролла Кушкалиев.
...Сегодня практически в каждом цивилизованном государстве есть те законы, что регулируют общественные отношения в религиозной сфере. В этом контексте особую важность приобретает законопроект, разработанный в МДРГО РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Очевидно, что многие из предполагаемых поправок позволят оградить в первую очередь детей от неконтролируемой религиозной пропаганды – с одной стороны. Но с другой – будут способствовать повышению уровня ответственности родителей за детей, их духовное и моральное воспитание.