​«Дон Кихот»: через века и страны

921
Наталья КУРПЯКОВА
фото Карлы Нур

Хитроумный идальго Ламанчский

История печального дона из рыцарских времен, написанная еще в начале XVII века, в общих чертах знакома каждому. Дон Кихот – странный мечтатель, готовый по-своему бороться за справедливость, сражаться с ветряными мельницами – вызывает самые теп­лые чувства. Он трогательно смешон (Сервантес писал пародию на рыцарские романы) и подкупает искренностью, незащищенностью, доверчивым желанием найти в мире красоту и гармонию. В честь него столетия спустя даже появилось понятие «донкихотство».

Внимательных читателей массивной книги, пожалуй, не так уж и много, что не помешало роману быть признанным в 2002 году лучшим в мировой литературе. Рыцарь печального образа очень популярен. Роман был многократно экранизирован, по его мотивам созданы балеты, оперы, симфоническая поэма. Балет «Дон Кихот» – живой, искрящийся, радостный – не только известен более других, но и любим зрителями. И особенно потому, что в финале спектакля их ждет хеппи-энд, столь редкий на сценах театров оперы и балета. Такой вот «хитроумный» ход придумали в 1869 году композитор Людвиг Минкус и балетмейстер Мариус Петипа.


Почти обычная история

В балете «Дон Кихот» центральной стала история двух влюбленных – бедного цирюльника Базиля и дочери трактирщика Китри, которую отец собирается выдать замуж за богатого дворянина Гамаша. Появление в Барселоне, на площади у кабачка Лоренцо, фантазера Дон Кихота и его слуги Санчо Пансы добавит в сюжет и юмористических, и лирических красок.

В Astana Opera за основу взята постановка Александра Горского. Новая хореографическая редакция принадлежит народной артистке России, художественному руководителю балета Astana Opera, ректору Казахской национальной академии хореографии Алтынай Асылмуратовой.

– Вся прелесть «Дон Кихота» и секрет долголетия заключаются в его насыщенной эмоциональности и комических аспектах, – отмечала балетмейстер-постановщик. – Пуб­лика увидит бурлящую жизнь Барселоны. В каждом месте, в каждом уголке сцены будет что-то происходить, как если бы мы воспроизвели кадр из жизни.

Проделана огромная работа и с ведущими солистами, и с исполнителями партий Дон Кихота, Санчо Пансы, богача Гамаша, кордебалетом. Спектакль позволяет каждому исполнителю проявить себя. Зрители увидят прекрасные номера (па-де-де из «Дон Кихота» – одно из самых известных, часто исполняемых и знакомых даже не любителям балета), сложные вращения, головокружительные поддержки, захватывающие дух прыжки.

Постановка предполагает два сос­тава. Для Бахтияра Адамжана и Армана Уразова партия Базиля будет дебютной.

– Это история веселых молодых людей. Нам не нужно искать в глубине души какие-то особые эмоции – их мы переживаем каждый день, мы будем собой, – говорит Б. Адамжан. – Каждый день жители испанского города выходят на площадь. Тогда не было Интернета, социальных сетей, но они находили, чем себя развлечь. Отец не разрешает Китри и Базилю, который беден, быть вместе. Но любовь все побеждает. Такие истории встречаются и сегодня.

Заслуженный деятель Казахстана Мадина Басбаева танцевала партию жизнерадостной, беззаботной Китри в театре им. К. Байсеитовой.

– В 2014 году знаменитый французский хореограф Шарль Жюд пригласил меня исполнить ее на премьере в театре «Бордо», где я провела четыре спектакля, – рассказывает М. Басбаева. – Но на родной сцене Astana Opera буду танцевать, конечно, с особым чувством. Китри и Базиль – пара, забавляющая публику милыми ссорами, разыгранной смертью главного героя и многим другим. Наиболее сложной для исполнения представляется картина «Сон Дон Кихота» и па-де-де из сцены свадьбы – это чистая классика.

Заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина познакомилась с партией Китри в Москве, работая в труппе Русского национального балета.

– Китри – серьезная роль, технически сложная, игровая, ее танцуют опытные балерины, – считает она. – Здесь много сложных поддержек, фуэте. Мужские партии в «Дон Кихоте» также интересны, но все-таки большая нагрузка приходится на женские. Нам нужно показать безупречную классическую чистоту линий.

Алтынай Асылмуратова подчеркивает, что это очень стильный балет, требующий тонкого вкуса. Базиль и Китри – более «оттанцованные» партии. Важно, чтобы Дон Кихот (Жанибек Иманкулов) был Дон Кихотом, Санчо Панса (Бостан Кожабеков, Бейбт Баянбаев) забавным, чтобы образ Гамаша (Рахметулла Науанов) получился ярким, он вносит в спектакль комедийную тональность. «Хочется подарить зрителям ощущение тепла, солнца, света», – говорит А. Асылмуратова.

– Спектакль, несомненно, приносит радость, веселье, хорошее настроение зрителю, – согласен с ней педагог-репетитор, заслуженный артист России Константин Заклинский, работавший над всеми мужскими партиями. – Игровые персонажи – Дон Кихот, Санчо Панса, Гамаш, Базиль – требуют актерского мастерства. Артистам нужно делать все четко, музыкально, убедительно.

Высший класс должен показать и кордебалет. Зрители увидят два новых танца – Цыганский и Фанданго на музыку А. Симона, поставленные педагогом-репетитором Еленой Шерстневой. Дирижером-постановщиком «Дон Кихота» выступил Арман Уразгалиев.


Встречают по одежке

Как обещают, публику ждет множество сюрпризов. И можно не сомневаться, что спектакль будет удивительно зрелищным, ведь художник-сценограф – легендарный Эцио Фриджерио.

– В Astana Opera уже собирается целая коллекция его работ, что не может не радовать, – отмечает руководитель по художественно-постановочным работам Виктор Караре. – Маэстро – 86 лет, и он по-прежнему ищет новые пути сценографических решений, а мы воплощаем в жизнь его идеи.

Зрители из зала воспринимают декорации как единое целое, даже не подозревая порой, как сложны они в изготовлении. Только представьте, в сцене на площади высота готовых декораций, отражающих особенности архитектуры XVIII века, достигает 12 метров, или высоты 5-этажного дома. Стоит обратить внимание на настоящий фонтан (его изготовлением занимался Бекзат Рахамбердиев), две железные люстры весом по 50 кг каждая. Разумеется, будет мельница, приходящая в движение от дуновения ветра. А в волшебном лесу «обитает» огромный паук.

Как всегда, не покладая рук трудились в бутафорском цехе. Спектакль богат реквизитом: специалис­ты изготовили столы и скамейки, кибитки, доспехи, шпаги, ножи, корзины, бочки, бокалы, плетки, кастаньеты, веера, стопки книг, гитару... И огромную рыбу, ее зрители увидят в самом начале спектакля, когда Дон Кихот соберется обедать.

Кстати, за работой мастеров наб­людал сам благородный рыцарь, восседающий на стуле. Ну как его назвать чучелом? Это настоящий и важный участник спектакля. Когда главный герой борется с ветряной мельницей, принятой им за великана, ее лопасти разносят в щепки копье и прокручивают самого Дон Кихота. В кино для таких случаев есть каскадеры, в театре готовят «дуб­ликат» актера. Руки и ноги муляжа свободно двигаются, для него сшит собственный костюм, и над его лицом отлично потрудились гримеры.

Уже восьмой спектакль создает в Astana Opera известный художник по костюмам, лауреат премии «Оскар» Франка Скуарчапино, которая много работала в Испании и стремилась в постановке передать весь колорит ее культуры.

Заметим, что опытнейший мас­тер впервые готовит костюмы для «Дон Кихота». Хотя, как рассказала она сама, незадолго до смерти Рудольф Нуреев собирался поставить этот балет вместе с ней и ее супругом – художником-сценографом Эцио Фриджерио.

– Я видела множество постановок «Дон Кихота» и искала возможность подчеркнуть испанскую легкость, не «утяжеляя» балет, – объясняет Ф. Скуарчапино свою задачу. – Хореография балета – классическая, имеющая свои каноны. «Дон Кихот» – это тради­ционная Испания, не модернизированная. Мы должны показать Испанию, которую все могут узнать. Мне также хочется добавить «поэзии» в костюмы.

– К каждому артис­ту, не только солисту, но и танцовщику кордебалета, стараюсь найти индиви­дуальный подход, – продолжает Франка Скуарчапино. – Я уже несколько лет знаю труппу, артисты верят в меня, и это помогает, вдохновляет. Процесс совместного творчества – всегда обмен. Мне очень нравится работать в театре Астаны. Я благодарна коллективу, который стал для меня родным.

Около 200 костюмов изготовлены в мастерских столичного театра.

– В спектакле основную роль играет цвет, – комментирует ассистент художника по костюмам Асель Дос­муратова. – Франка Скуарчапино выбирала яркие оттенки, насыщенные краски. При изготовлении пачек мы также играли с цветом: зеленый смешали с желтым, фиолетовый с холодным оттенком голубого. Сочетали красный с зеленым. Например, тореадоры изображаются в обычных спектаклях в красных цветах, у нас их костюмы будут разноцветными.

Удивят публику в спектакле светоэффекты, видео- и фронтальные проекции, анимация (художник по свету – Якопо Пантани, художник по проекциям – Серджио Металли). Да, на сцене появятся и живые ослик и конь – верный Росинант, вместе с которым Дон Кихот путешествует по векам и странам.

Сегодня его с нетерпением ждут в Астане.

Популярное

Все
На перекрестках братских встреч
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Раскопки археологического комплекса «Рахат» привлекли внимание гостей из Китая
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Десятое дыхание
Есть у девушки мечта
Мост между Востоком и Западом
В Талдыкоргане есть музей, который посещают и ради фасада, и ради сокровищ, собранных внутри
Обнаружено погребение знатного воина-номада
Зимовка Букаша
Казахская душа немецкой келин
Нужны прогнозы на 20 лет вперед
Вход в «особый» мир открыт
Аманша Мендыгалиев – достойный пример для молодежи
Фонтаны – душа Шымкента
Где совесть?
Ветеран войны – создатель музея
За карьерой не гонится, но работу выполняет на совесть
Алем Молайган односельчане зовут «народным специалистом»
Жизнь, посвященная труду
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
Память, звучащая в Слове
В Уральске реконструируют набережную
Единый ваучер на кружки и секции для детей начнут выдавать в Казахстане
Иностранку задержали в аэропорту Алматы
На землях гослесфонда Восточного Казахстана продолжают восстановительные работы
Магди Макулов: богослов и кази
Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Хорватии
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
О чем расскажет Белкарагай
Творчество без дублей
Дети Карлага
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]