
Приготовился долго и нудно объезжать ямы и колдобины, пробиваясь к заветному переезду через железнодорожные пути, а потом по разбитому асфальту пробираться к улице Бейбітшілік (Мира), где качественное покрытие. Не получилось. Улицы оказались в прекрасном состоянии. Поворот направо, потом налево, еще раз направо, и вот я у переезда, вернее, нескольких, которые, конечно, никуда не делись. Но теперь оборудованы табличками с указанием времени проезда поездов. Конечно не всех, есть еще маневровое движение, но все равно приятно. А мне повезло: дорога была открыта, и вскоре я въехал в старый центр, сэкономив километров шесть пути и получив повод вспомнить, как становилось уличное движение в столице, и поинтересоваться, что его ждет в будущем.
Итак. Поначалу непонятно было, в какую сторону новая столица развиваться будет. Предостерегали от строительства на левом берегу Ишима. Мол, нарушит такая застройка баланс грунтовых вод, и быть беде. Да и затоплению подвержена эта часть города во время паводка. Однако новейшая история опровергла страхи. И только сильные дожди сейчас заливают некоторые улицы. Но тут виновата, скорее не «хилая» ливневая канализация, а ошибки вертикальной планировки. Я так думаю. Но это к слову.
Понятно, что первые шаги столица сделала в привычном центре, то есть на правом берегу.
Соответственно, все улицы подверглись реконструкции. К привычным подземным коммуникациям добавились новая «ливневка» и водопровод из полимерных труб, проложенный по новой технологии. Проспект Жеңіс (Победы) постепенно перестали называть «проспектом геологов». Реконструировали, а точнее, заменили проблемный «горбатый мост» через железную дорогу – источник многих аварий. Главную транспортную артерию правобережья – проспект Богенбай-батыра тоже реконструировали. И что очень важно, начали прокладку объездной дороги. Соединили Карагандинскую трассу с Павлодарской, далее с Кокшетауской и Костанайской, позже Карагандинскую соединили с трассой на аэропорт, то есть проспектом Кабанбай-батыра.
А тем временем работы на левом берегу шли полным ходом. Проложили улицы Кунаева и Достык, обозначив с востока на запад ось нового центра. Такими широкими казались они тогда! А между ними возводилась прочерченная эстакадой Круглая площадь.
Город рос, прирастая новыми проспектами, постепенно дорожное движение становилось более рациональным и лучше организованным.
Если первая попытка сделать некоторые улицы односторонними потерпела неудачу, то через несколько лет все «срослось». Автомобилисты поворчали немного, да привыкли. Так же получилось с выделенными полосами для общественного транспорта. Практически ушли в прошлое регулировщики на улицах, собиравшие невообразимые «пробки». Камеры «Сергек» дисциплинируют водителей. И забавно вспоминать, что слова Президента о том, что в Астане будет пять мостов, казались когда-то фантастикой. Что из последнего? «Запараллелили» Коргалжинское шоссе, облегчив жизнь обитателям элитного жилья из поселка Комсомольский-2 и другим горожанам.
А самое главное – продолжается строительство объездных дорог. Большую, ту самую, что начали в первые столичные годы, планируют закончить в 2020 году. Остался юго-западный участок. Это от проспекта Кабанбай-батыра до трассы Каркаралы, затем Коргалжинской (через насаждения зеленого пояса) и далее до проспекта Нургисы Тлендиева. Жалко деревья. Ведь «кольцо» планировалось еще почти 20 лет назад, и можно было оставить «коридор». Зато автомобилисты будут ехать через лес, наслаждаясь видом из окна, а подрядчиков, говорят, обязали вместо каждого погубленного дерева высадить 2… Мосты и развязки находятся в процессе строительства. Участок сложный, зато будет самый красивый. Длина его чуть более 34 км.
Есть еще малое кольцо, которое тоже строится. И оно для города очень важно!
В него входят существующие улицы Акжол – Байыркум (это все одна), далее по мосту через железную дорогу по Кошкарбаева, которая в свою очередь соединится с продолжением проспекта Улы Дала (он повернет к северу, если ехать на восток, а 2 моста уже почти завершены). Далее в районе Талдыколя Улы Дала и ул. Айтматова встретят друг друга. Здесь работы тоже ведутся. А Айтматова затем переходит в ул. Бейсековой и пересекает Есиль по существующему мосту. Но после Тлендиева широченная магистраль превращается в узенькую двухполоску, постоянно забитую транспортом. И как она соединится с улицей Акжол, замыкая круг, непонятно. Такой вопрос я и задал руководителю отдела капитального строительства ГУ «Управление автомобильных дорог города Астаны» Руслану Темирханову. И вот что оказалось.
На пересечении с Тлендиева будет развязка. Место под нее расчищено. Сама улица будет расширена.
Снос домов частного сектора ведется. Далее в районе улицы Конституции предусмотрена еще одна большая развязка, переходящая в путепровод через железнодорожные пути. На той стороне тоже идет снос. Понятно, что это процесс болезненный и длительный, но работы планируют начать весной следующего года. Значит, в 2020 году (или чуть позже) кольцо замкнется, знаменуя собой новый этап развития города. Кстати, появится прямой и беспрепятственный выезд на Кокшетаускую (читай Бурабайскую) трассу. И заглянуть в прошлое тем более не получится.