
«Отцом» превентивной дипломатии принято считать Дага Хаммаршельда, занимавшего пост второго Генсека ООН. Только сам он предпочитал использовать термин «тихая», понимая под ним усилия ООН (такие как посредничество, оказание помощи), направленные на прекращение или сдерживание споров и войн.
Об идее Хаммаршельда вновь вспомнили в 90-х годах прошлого века. Его коллега, бывший Генсек ООН Бутрос Бутрос-Гали изложил концепцию превентивной дипломатии. И сейчас она все чаще и чаще применяется в разных уголках планеты.
Более 10 лет назад по инициативе 5 республик Центральной Азии заработал Региональный центр ООН по превентивной дипломатии, на который были возложены простые, но важные функции: поддерживать связь с правительствами государств, вести анализ и мониторинг протекающих в регионе процессов и информировать о них штаб-квартиру ООН, содействовать стабильности в Афганистане.
Сам факт создания такого центра в нашем регионе говорит о его востребованности и косвенно указывает на существующие проблемы, с которыми структура должна справиться. Причем для решения ряда вопросов не требуется каких-то сверхусилий – достаточно организации диалога и осуществления мер, направленных на укрепление доверия.
Благоприятным фактором для развития института превентивной дипломатии считается поддержка, оказываемая на государственном уровне. Об этом недвусмысленно говорит регулярность встреч представителей Центра ООН с высокопоставленными дипломатами.
Подобные переговоры имеют большое значение – стороны обмениваются мнением о текущей ситуации в регионе, обсуждают действия по предотвращению конфликтов. Но самое главное – результатом подобных встреч становится принятие правительственных решений.
Хорошим подспорьем в работе Регионального центра ООН выступает тот факт, что в Центральной Азии при всех существующих проблемах нет открытых конфликтов. Большинство из них носят «прогнозируемый» характер, то есть могут дать о себе знать при стечении неблагоприятных обстоятельств. Поэтому сотрудники Центра постоянно мониторят ситуацию, анализируют те или иные шаги государств и оперативно влияют на развитие обстановки.
Бывали, правда, и оплошности. Давая оценку превентивной дипломатии, бывший Генсек ООН Пан Ги Мун констатировал факт: «в прогнозировании кризисов по-прежнему бывают сбои, и международное сообщество до сих пор иногда оказывается застигнутым врасплох, как это случилось, когда в июне 2010 года на юге Кыргызстана произошел еще один конфликт».
Кстати, этот случай показал, что в Центральной Азии есть как «спящие вулканы», так и «предохранительные клапаны». Казахстан в 2010 году председательствовал в ОБСЕ и смог привлечь ресурсы этой авторитетной организации для стабилизации обстановки в соседней республике.
Тем не менее важно не только вовремя предугадать возможный ход событий, но и вести постоянную профилактическую работу. В данном случае инструментарием превентивной дипломатии выступают установление диалога, поиск общего языка и взаимопонимания, укрепление толерантности... Это кропотливая работа, которая отнимает много времени, но при этом закладывает крепкий фундамент стабильности.
Насколько отвечает интересам Казахстана работа Регионального центра ООН по превентивной дипломатии? Программа действий этого института на 2018–2020 годы содержит много пунктов, затрагивающих приоритетные направления внешней и внутренней политики нашей страны. К примеру, РЦПД будет «сотрудничать с ЕЭК и ЭСКАТО ООН с целью оказания содействия экономическому партнерству и интеграции в Центральной Азии».
В последнее время немало говорится о необходимости усиления экономических связей между странами нашего региона. Казахстаном, к примеру, недавно была поставлена цель – увеличить торговый оборот с Узбекистаном и Таджикистаном. И здесь широкое поле деятельности для превентивной дипломатии, в том числе по вопросам согласования процедур прохождения границ, доступа к транспортной инфраструктуре, улучшения таможенного режима. Тем более что за экономической интеграцией часто следует укрепление региональной безопасности, что в свою очередь улучшает инвестиционную привлекательность Центральной Азии.
Отдельным направлением в работе РЦПД ООН значится содействие «правительствам стран региона в выработке комплексного механизма в области эффективного использования водно-энергетических ресурсов на основе общепризнанных норм международного права». Проблема набила оскомину, но, по оценке экспертов, здесь действительно трудно достичь быстрых решений, так как речь идет о не всегда совпадающих интересах стран, расположенных в верховьях и низовьях крупных рек Центральной Азии. Поэтому важно сохранить доверительные отношения между государствами, на основе чего может возникнуть консенсус по сложной проблеме.
Близким к водно-энергетической теме остается вопрос Аральского моря. В середине прошлого года Астана поднимала его на Конференции ООН высокого уровня по океанам, обращая внимание на трансграничный характер экологической катастрофы, заложником которой становится население многих стран. Со своей стороны РЦПД планирует сотрудничать с Международным фондом спасения Арала, чтобы помочь ему в деле улучшения экологии.
Отдельного внимания заслуживает вопрос достижения стабильности в Афганистане.
Как говорится в программе Центра ООН, «события в Афганистане, особенно в граничащих с Центральной Азией провинциях, оказывают влияние на мир и стабильность в более широкой географической зоне». Затянувшийся конфликт тормозит реализацию многих проектов в регионе. Среди них экспортные поставки природного газа и электроэнергии, сотрудничество с растущими экономиками Юго-восточной Азии.
Огонь не тушат огнем! Ставка на силу в Афганистане не приносит эффекта, для нормализации обстановки не хватает политического диалога между конфликтующими сторонами и сотрудничества с соседними государствами. Кстати, в Программе действий на 2018–2020 годы стоит еще одна актуальная задача, которая отвечает запросам Казахстана, – содействовать «правительствам стран Центральной Азии в осуществлении Глобальной контртеррористической стратегии ООН».
Астана зарекомендовала себя в качестве экспортера стабильности на постсоветском пространстве. Большое внимание вопросам превентивной дипломатии уделяет Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В РЦПД наша страна видит один из инструментов по поддержанию мира и стабильности в Центральной Азии.
В перспективе интерес к подобным формам дипломатической деятельности обещает только расти – это требование многополярного мира, порядок в котором покоится на трех китах: взаимопонимании, согласии и доверии между государствами.