Старший научный сотрудник музея Лариса Морозова может часами говорить об истории бесика и легендах, связанных с ним.
– Одним из самых необходимых и обязательных предметов для детей в самом начале их жизни была и остается колыбель, – начинает свой рассказ Лариса Александровна. – Именно колыбель после материнской утробы становится первым пристанищем малыша. «Бесік» считается священной реликвией каждой семьи. Ее с убранством традиционно дарят внуку – «нағашы» – родственники по линии матери. Бесик бережно хранится в доме и передается в семье из поколения в поколение.
У казахов ребенок до года считается существом иного мира, его называют «тумак» – «нерожденный». Он царь и бог в семье. На пятый-седьмой день жизни, после того как у младенца отпадает пупок, его укладывали в колыбель. По этому случаю совершался специальный обряд «бесікке салу», который сопровождался благопожелательными и очистительными действиями. Укладывание в колыбель было важным шагом программирования будущей жизни ребенка. У казахов известно наставление: «Мешел болғың келмесе, тағылымыңмен бесігіңді түзе» – «Если не хочешь быть несчастливым, выправь судьбу и колыбель свою». Колыбель знаменовала собой жизнь, своеобразный «ковчег», в котором хранятся зародыши всего земного на земле.
Кочевой образ жизни сотни лет развивал у тюрков неприхотливость и завидную находчивость. Хороший пример тому – создание люльки-качалки – бесик. Она изготавливалась из дерева, что обеспечивало прочность и легкость. В середине днища проделывалось отверстие, где устанавливался специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка. Люльку можно было привязать к седлу и перевозить на большие расстояния, потому что ребенок фиксировался в колыбели специальными лентами.
У тюркоязычных народов названия детской колыбели похожи – «бежик», «бичик», «бесик». Это название несет в себе древнейший мифологический мотив – «через смерть к рождению». Тюркская колыбель имеет давнее происхождение, о чем свидетельствуют обнаруженные в горах Алтая петроглифы, изображающие бесик.
В Южно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее хранится казахская детская колыбель, которой более 80 лет. Эту семейную реликвию передала на хранение семья Тайжановых в 1990 году во время экспедиции сотрудников музея в Тюлькубасский район. Она была изготовлена в 1930-м из ивы по традиционной технологии и сохранила все детали конструкции.
– Казахский бесик – конструкция очень простая и одновременно очень сложная, где все детали, помимо индивидуального назначения, имеют и свои названия, – знакомит с устройством бесика Л. Морозова. – Белағаш – перекладина, которая крепится к верхней части спинок и играет роль ручки. Бөген (дуга) – округлые планки, спинки колыбели, а жақтау (края) – доски, образующие край кроватки, служащие основой для днища. Шабақ (дно) традиционно состоит из четырех широких поперечных дощечек, а сабау – это планки, которые крепятся к спинкам по длине колыбели, ниже жақтау, они необходимы для поддержки ремней убранства люльки. Еще есть жорға – дугообразные планки, которые располагаются на основании спинок и обеспечивают качание бесика.
В отверстие на дне бесика устанавливают гигиенический сосуд – түбек. Сосуды типа түбек имеют цилиндрическое тулово и завершаются горизонтально отогнутым наружу венчиком-площадкой. Тубек изготавливали как из глиняного теста (керамический), так и из стекла. В ходе археологических исследований поселений и городищ в Южно-Казахстанской области были обнаружены фрагменты и целые подобные сосуды. Так, түбек найден на городищах Отырар (XII–XIV вв.) и Куйрык-тобе (X–XII) на поселении Акбулак (X–XII)... Эти находки подтверждают многовековое существование бесика.
Кроме того, в результате работ полевой экспедиции археологического отряда ШО МКТУ под руководством А. Подушкина в 2001 году при раскопе жилых помещений на поселении Акбулак в Ордабасинском районе среди керамической посуды был обнаружен керамический миниатюрный бесик. На нем нет верхней перекладины, но на днище имеется отверстие для горшочка, что характерно именно для бесика. Одна спинка люльки украшена объемным шестилепестковым цветком, что символизирует жизнь и счастье. Находку исследователи датировали X–XII вв., что соответствует времени правления династии караханидов, и она является центральным экспонатом экспозиции в разделе археологии областного музея.
Маловероятно, что этот бесик был детской игрушкой. Миниатюрный экземпляр выполнен из глиняного теста, которое прошло обжиг. Его размер настолько мал (со спичечный коробок), что в него не могла поместиться кукла, которую изготавливали сами дети. Видимо, бесик служил другим, магическим целям и принадлежал местному шаману (бақсы), который использовал люльку-игрушку как атрибут для заговоров на рождение ребенка в бездетных семьях. Возможно, что этот бесик играл роль амулета и его подвешивали на стене или над местом отдыха женщины с благопожеланием о потомстве.
По пути из Арыстан-баба в Туркестан возле поселения Актобе близ городища Отырар невозможно не обратить внимание на курган, который местные жители именуют «Бесик-курган» и считают святым местом. Уроженка и жительница села Шаульдер – административного центра Отрарского района – 67-летняя Даметкен Касымбекова, посвятившая свою жизнь педагогике, рассказала как-то о традициях, связанных с Бесик-тобе. С давних времен считается, что если в семье умирают младенцы, нужно привезти и оставить на Бесик-кургане люльку-бесик с убранством, в котором спал умерший ребенок. Это, по поверью, должно остановить смертность последующих детей. А если в семье долгое время не рождались дети, и в ближайшее время ожидается появление на свет малыша, то нужно один из бесиков, оставленных другими людьми на Бесик-кургане, увезти к себе в дом. Согласно верованиям, это поможет сохранить жизнь новорожденному. Забирая бесик с городища, необходимо произнести «тұр кетсін», как бы желая, чтобы ребенок был крепким и уверенно стоял на ногах.
Естественно, возникает вопрос: каким же образом мог помочь рождению и выживанию малыша бесик, в котором умерли другие дети? Лариса Морозова считает, что здесь ярко проявляются обрядовые формы домусульманской традиции казахов – замысел запутывания и обмана злых духов. Укладывая новорожденного в привезенный бесик, люди хотят обмануть злых духов. Подразумевается, что злые духи уже знают бесик и уверены, что уже забрали жизнь ребенка, поэтому повторно им не заинтересуются, не тронут другого младенца.
Также посещают Бесик-курган женщины, которые не могут забеременеть. Они везут с собой новый бесик с убранством. Читая молитвы с просьбами о деторождении, надо качать люльку, поставленную на землю, а затем раскачивать в руках, приподняв над землей. Затем бесик оставляют на городище как дар всевышнему и духам в надежде, что в дальнейшем семья будет вознаграждена и пополнится новорожденным. Во всех случаях принято делать подношения и нуждающимся.
Среди жителей Отрарского района бытует и такая легенда. Давным-давно у молодой женщины, проживающей в этих местах, умирали дети, порой даже не родившиеся. Она горько оплакивала каждую такую потерю, читала молитвы с просьбой о сильном, здоровом потомстве. Но ее мольбы оставались без ответа. Однажды через аул проходил странствующий благочестивый старец. Он подошел к плачущей и стал расспрашивать о причине слез. Та поделилась своим горем. Старец расспросил женщину о семье, родственниках, предках, ярких событиях. Затем, поразмыслив, объяснил происходящее.
По традиции казахского народа положено знать свою родословную до седьмого колена. И женщина знала, что очень давно представители ее рода жили в небольшом городке Актобе, который располагался на полпути от Отырара до Яссы (Туркестана), на одной из дорог Великого шелкового пути. Седобородый старец сказал, что, дескать, в прошлом большая часть представителей ее рода покинула городок, решив жить в других местах, поэтому ее предков там осталось немного. Когда на городок напало большое войско враждебных племен, на защиту вышло все население. А предки женщины, редкие смельчаки, сильно сокрушались, что защитников из их рода так мало осталось. Те воины храбро сражались, но все погибли, а городок был захвачен.
С тех пор прошло много времени, но души погибших предков так и не успокоились. Старец говорил, что аруахи (души предков) знают, что вы являетесь их потомками и чтобы увеличить численность представителей своего рода в городке, где сами погибли, забирают к себе души детей. Выслушав старца, женщина оцепенела, а потом уверенно встала и пошла к юрте, где стоял старинный бесик, который достался ее семье по наследству. Старик не дал ей никакого совета, и женщина в отчаянии взяла бесик, в котором сладко спали, улыбались, но все равно умирали ее дети, и пошла к городку, который к этому времени напоминал большой земляной холм. Поднялась на него со словами: «Аруахи, души моих предков! Если вы считаете, что не должны жить на земле ваши потомки, а нужны они вам в мире мертвых, то заберите и бесик – колыбель, предназначенную для живых». Женщина оставила люльку и отправилась, рыдая, домой. После этого у нее родились дети, все болезни обходили их стороной, семья стала большой и дружной. Повзрослевшие дети не спешили покидать родные земли и обзаводились своими семьями по соседству.
Именно после этих событий поселение Актобе стали почитать святым, в народе ему дали название «Бесик-курган», потому что в жизнь местных жителей прочно вошла традиция оставлять на нем детские колыбели, если в семье умирали дети.
Стоящие в любое время года на поселении Актобе одиноко или парно бесики вызывают смятение и беспокойство, глядя на них становится не по себе. Ведь отношение к детской люльке у народов Казахстана и Центральной Азии испокон веков самое трепетное. Большое почитание бесика выражено в народных пословицах: «Есік арқалағанша бесік арқалаған артық» («Чем кочевать с дверью, лучше кочевать с бесиком»), «Төріңде бесік тұрса, төре де бас иеді» («Если бесик стоит на почетном месте, то и почетный гость (даже ханской крови – белая кость) заходит с поклоном»).
– Представленные в экспозиции музея бесики подтверждают, что самые ценные и значимые знания и традиции не теряются в веках, – убеждена Лариса Морозова. – Они продолжают жить и с успехом используются нашими современниками. Так что качайся, бесик! Расти, малыш, здоровым и крепким!