С собой он принес партитуры его вокальных произведений, созданных на стихи казахских и русских поэтов. На вопрос, почему вы решили прийти в редакцию и рассказать о друге, он несколько оторопел и задумался.
– Я хочу, чтобы об этом удивительном и талантливом человеке знали люди, он достоин этого, – ответил Алексей Степанович.
Он считает, что вокруг нас живет много замечательных людей, но о них мало кто знает. Хотя они своей жизнью, своим творчеством, своими трудами делают нашу жизнь светлее и душевнее. Многолетняя дружба и теплые беседы бывших коллег не прерываются, несмотря на то что они живут в разных городах. По его словам, всю свою жизнь Кенжебай Бекпаевич посвятил педагогике и воспитанию подрастающего поколения. Под его пристальным вниманием успешно развивалась деятельность всего преподавательского коллектива и шел учебный процесс Целиноградского техникума автомобильного транспорта, который он возглавлял более четверти века.
– Горжусь тем, что судьба свела меня с Кенжебаем Бекпаевичем. В 1967 году, будучи молодым специалистом, я пришел преподавателем истории в этот техникум, – вспоминает он. – Мне посчастливилось начать свой трудовой путь под началом человека с большим жизненным опытом, трудолюбивого, умеющего справедливо и убедительно отмечать успехи и недочеты в работе своих подчиненных, своевременно и правильно находить решения самых разных вопросов. И тогда я понял, что могу многому у него научиться: активной общественной деятельности, педагогическому мастерству, научному поиску и жизненной мудрости. С тех пор Кенжебай Бекпаевич стал для меня примером, наставником, духовным учителем.
Алексей Степанович вспоминает, что его наставник придавал огромное значение развитию художественной самодеятельности среди студентов. Они не просто получали знания в стенах техникума, но и жили в атмосфере творчества. Студенты не раз занимали призовые места в различных городских и областных смотрах. Многие из выпускников техникума стали квалифицированными специалистами, внесли достойный вклад в развитие дорожного строительства и автотранспортного хозяйства республики. Среди них есть и специалисты, отмеченные высокими правительственными наградами.
Несмотря на свою огромную занятость, Кенжебай Бекпаевич всегда находил время на переводы художественных произведений И. Бунина, А. Куприна, Джека Лондона. Он также переводил фольклор кыргызского и японского народов на казахский язык. Выйдя на пенсию, он всецело посвятил себя музыке и только музыке. Кенжебай Бекпаевич – автор более тридцати сборников песен и романсов, написанных на стихи известных казахстанских и российских поэтов: Абая Кунанбаева и Кадыра Мырза-Али, Мукагали Макатаева и Александра Пушкина, Федора Тютчева и Ивана Бунина, Александра Блока и Беллы Ахмадулиной, Андрея Дементьева и Ларисы Рубальской.
– Мы с ним часто общаемся, почти каждый день разговариваем по телефону. Я благодарю свою судьбу за то, что у меня есть такой друг, – признается Алексей Степанович. – Он старше меня на десять лет. Без дружбы с ним моя жизнь была бы более будничной. Мне всегда приятно слышать его голос, обсуждать различные темы.
Судя по искренности и горящим глазам моего собеседника, это не просто громкие слова, а состояние души:
– Наша дружба – это наше духовное богатство. Для меня слово друга – это вдохновение, а его советы помогают в жизни.
Такие слова о дружбе сегодня довольно редко услышишь: мы все стали очень прагматичны и рациональны не только в быту, но и в общении. И часто ли сегодня встречается такая бескорыстная дружба? Надо признаться, что она все больше подменяется нужными связями, полезными знакомствами.
Нашему герою – Кенжебаю Бекпаевичу – скоро исполнится 90 лет. Но он не перестает писать музыку. Он один из немногих, кто пишет музыку на стихи казахских и русских поэ-тов. Романсы – довольно редкий жанр в наши дни, но его произведения исполняют студенты музыкальных училищ, Национальной консерватории и Академии искусств в Астане.
Кенжебай Бекпаевич родился в далеком 1928 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье крестьянина-бедняка и был младшим ребенком. Его семья пережила голод. После смерти отца кормильцем семьи был старший брат, Ташкен, который стал для мальчика главным учителем жизни. Брат трудился бурильщиком на шахте рудника Бестобе, был передовиком производства. Он получил правительственную награду из рук всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.
Кенжебай Бекпаевич и сегодня не перестает писать музыку и надеется, что воспитывает патриотизм, учит любви к своему народу, земле, Родине. Как утверждают профессиональные композиторы, среди которых и кандидат искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств, член Союза композиторов Казахстана Пернебек Шегебаев, песни и романсы К. Бекпаева помогают студентам осваивать лирико-драматическое содержание музыки, учат созданию целостного музыкально-поэтического образа и исполняются не только в концертных залах, но и входят в педагогический репертуар студентов музыкальных колледжей и вузов.
На наш звонок в Астану ответил Кенжебай Бекпаевич. Он, конечно, рад, что город его молодости – Целиноград, в котором он живет с 1963 года, сегодня неузнаваемо преобразился и в нем произошли колоссальные изменения. Астана – не просто столица Казахстана, а настоящая жемчужина в степи. Для него важно, что в городе, наряду с новыми зданиями, выросли прекрасные театры, концертные залы, музеи, библиотеки. Но он удивляется тому, что при этом многообразии очагов культуры его произведениями и творчеством никто не интересуется.
– Так сложно выйти со своими произведениями к людям, – сетует он. – Раньше было проще. Я приходил на радио, телевидение и оставлял свои произведения художественному совету. Буквально дней через десять мне сообщали, что они утверждены и будут звучать в эфире. А сегодня они никому не нужны.
– Меня всю жизнь тянуло к музыке, видимо, это и было моим призванием. И сегодня я не могу существовать без музыки, – признался Кенжебай Бекпаевич. – Музыкой и словом всю жизнь стараюсь облагородить людей, особенно молодое поколение. Если до кого-то дойдет моя музыка и он услышит ее – это лучший подарок для меня.