Эксперт рассказал, как вербуют радикальные религиозные организации

1298

Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционными религиями, исповедуемыми большинством населения, являются ислам суннитского направления ханафитского мазхаба и христианство православного толка. И хотя Казахстан – светская страна, государство не только не препятствует своим гражданам в отправлении тех или иных духовных обрядов, но и оставляет за каждым членом общества право свободного выбора его религиозных предпочтений. Если, конечно, всё это не противоречит соответствующему законодательству страны.

На этом фоне деятельность последователей псевдосалафизма, пытающихся навязать свои религиозные представления всем гражданам Казахстана и пропагандирующим ненависть к иноверцам и атеистам, представляет реальную угрозу межконфессиональному и межнациональному единству, сформировавшемуся в стране, стабильности нашего общества.

В результате приверженцы псевдосалафизма отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях. Так они все больше и больше изолируются, развивая на свой радикальный лад идею того что «дружба с верующими (при этом «верующими» они признают только самих себя) и непричастность к «кафирскому» образу жизни.

Усиливается эта искусственная маргинализация за счет второй стадии, когда псевдосалафиты признают мусульманами только тех, кто читает намаз. В результате они перестают употреблять мясо животного, купленного на рынке или которое зарезали их родители, родственники, соседи, поскольку, по их мнению, они не являются мусульманами, так как не практикуют ислам в полной мере.

Третья стадия вербовки — признание имущества и жизни человека другого вероисповедания дозволенным (халялом) для покушения, вопреки классическим положениям ислама. Третья стадия является самой важной, поскольку такая дозволенность имущества «неверных» автоматически предполагает возможность его экспроприации. Иными словами, псевдосалафиты оправдывают обычный разбой, убийства и насилие.

Четвертая стадия — непосредственное участие в вооруженном «джихаде». В действительности весь этот четко отработанный понятийный аппарат радикалов полностью противоречащий традиционному классическому исламу имеет лишь одну реальную задачу – вербовку и создание смуты (фитны) в стране для политической дестабилизации.

Таким образом, подлинная цель псевдосалафитов, – это создание дестабилизации. Соответственно, по принципу деятельности любых деструктивных групп в любой религии, первоочередная задача радикалов заключалась в отрыве небольшой массы людей от общества и создание замкнутых общин. В этих замкнутых джамаатах у адептов целенаправленно формировалось иллюзорное представление об окружающем мире, с бескомпромиссным разделением его на «белое» и «черное», без полутонов. Так планомерно формировалась потенциально конфликтная ситуация.

Получив в свои руки уже подготовленный, пластичный «человеческий материал», идеологи псевдосалафизма внушают этим людям обобщенные идеи – прежде всего, такфир государству (обвинение его в неверии), провозглашение его «кафирским» государством, страной «тагута» (идолопоклонничество). В действительности этот вопрос в исламском праве намного сложнее, как и само определение неверия.

Сегодня радикалами успешно используются методы, основанные на изменении сознания адептов. Так террористы готовые на осуществление теракта это человек-зомби, который не способен рассуждать самостоятельно. Если, допустим, у ассасинов средством вхождения в транс были наркотики, то современные террористы наравне применяют другие методы. К примеру, у экстремистов ИГИШ это активное использование музыки, так называемые нашиды, религиозные песнопения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что радикалы обосновывают «войну» против собственного народа и мирных жителей своей концепцией о целесообразности сражаться против «ближнего врага». Если же смотреть в корень, то осуществление подрывной деятельности делается с целью провоцирование государство к ответным мерам, это – чрезвычайно опасная и хорошо организованная ловушка для простых доверчивых мусульман, и большая провокация против мусульманского мира в целом.

Необходимо помнить, что салафизм является не религией, а политическим движением, которое стремится к главенству своей фанатичной догматики над государством. Салафиты враждебно настроены против государства, представителей власти, постоянно вступают в конфликты с имамами ДУМК. Они объявляют так называемый такфир людям, не читающим намаз, объявляя их «кафирами», что для традиционных мусульман является большим грехом.

НУРСУЛТАН ДИХАМБАЕВ, религиовед, руководитель отдела  Центра изучения религий г. Астана

 

Популярное

Все
Зеленый фонд нуждается в защите
Призеры Кубка мира получили награды
Теплицу для школьников построили в селе
Праздник музыки и детства
«Крылатый мир» Андрея Куряшкина
Обучение без возрастных границ
Будущее беспилотного транспорта обсудили в Академии гражданской авиации
Запущен завод по переработке мяса птицы
Обеспечить защиту каждой пострадавшей
В Центре семьи помогают жертвам домашнего насилия
ЕАГИ: 30 лет опыта и развития
Карагандинцы пересели на новые автобусы
В Акши две недели нет воды
Чемпионы хлебной нивы
Уникальная многогранность и доверительный диалог
Когда интеллект искусственный, а жертвы – реальные
Белая гостья северных озер
Утверждена Программа совместных действий по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения
Элеваторы работали сутками напролет
Своевременные и стратегически оправданные решения
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В работе помогает робот
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Сегодня – День бурильщика
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Когда традиции и инновации работают на общее благо
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
«Важный политический и практический шаг» – эксперт о госвизите Токаева в Узбекистан
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Казахстан и Туркменистан объединят усилия в борьбе с преступностью
Объявлена победительница национального конкурса «Қазақ Аруы»
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
Невесты, ангелы и гобелены: что посмотреть на выставке «Вечная любовь» в Астане
Возвращение к истокам
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]