Эпос Султана Раева

13233
Жаббар Эшанкулов, доктор филологических наук, профессор (Узбекистан)

Султан Раев – писатель, имеющий особое место в литературе не только Кыргызстана, но и Средней Азии и всех тюркских народов. Его первая же книга, сборник рассказов “Пыльные дороги” завоевало внимание литературного сообщества: небольшой сборник из сорока страниц с первых же дней публикации в 1987 году подтвердил рождение нового таланта, твёрдо стоящего на национальной почве, глубоко прочувствовавшего боль и страдания своего народа, обещающего  трансформировать эту боль в художественный язык.

В рассказах данного сборника писатель мастерски изобразил образы своих соотечественников, живущих в киргизских аулах, которые не утратили свой национальный характер под натиском современной эпохи и цивилизации. Очень важно, что уже в этом сборнике писатель показал красные линии своей творческой концепции всей своей жизни. В дальнейшем творчестве, будь то в прозе или драме, писатель с помощью киргизского характера отразил наиболее актуальные проблемы своего времени, характерные для конца XX, начала XXI века, подняв в качестве главной темы национальное и человеческое горе. Именно этим Раев в 90-ые годы проявил себя как выдающийся писатель, который живёт проблемами своей эпохи и своего народа.  Именно поэтому в творчестве писателя отражены самые острые и насущные проблемы своей эпохи, начиная от простого рассказа и заканчивая статьями и очерками; с помощью своих произведений он пытается раскрыть суть деспотизма и угнетения, создавая художественные характеры, стремящиеся жить свободно и независимо.

В рассказе “Соцреализм” он раскрывает насколько лживым и искусственным был литературный метод социалистического реализма, являвшийся основным методом советского искусства, а в рассказе “Виновным” описывает каким стараниям подвергли работники НКВД киргизский народ, в пьесе “Плач царицы” изображает многострадальный, но славный путь в борьбе за национальную свободу.

Султан Раев – писатель, успешно применяющий метод эпической прозы, основанный Чингизом Айтматовым, мастерски синтезирующий метод и элементы авангардизма мировой литературы в современную литературу.  В творчестве писателя приоритетным является мифопоэтическое толкование реальности.

Общеизвестно, что мифы это – связывающее звено между народом и образцами его глубинного мышления. В мифическом мировоззрении более широко и ярче проявляются ценности народа, его культура, национальное своеобразие, что и составляет общечеловеческий универсализм. Поэтому произведения Султана Раева тоже пропитаны национальной и общечеловеческой универсальностью, что служит основным фактором его известности и в Европе. 

Мифопоэтический метод является основным методом повествования всемирно известных писателей Кафки, Джойса, Томаса Манна, Камю, Фолкнера. В литературу Центральной Азии первым данный метод привнёс писатель Чингиз Айтматов. Раев насытил этот метод новыми синтезами и способами выражения. Следует особо отметить, что заслуга Султана Раева в тюркской литературе соразмерна заслуге Акутагавы в японскую литературу.

В своём творчестве Султан Раев как и Р. Акутагава на основе национального характера, национального колорита, национальных особенностей познания мира, создал героев нового времени, которые столкнулись с экзистенциальным положением эпохи, вступивших в конфликт с самим собой. 

 События в рассказе “Потомки Манас ата” построены на сдаче экзамена по эпосу “Манас” беременной невесткой-студенткой, в чём проявляется уважение духу Манаса. В рассказе ярко проявляется уважение и экзаменатора, и сдающей экзамен к эпическому герою Манасу: в центр рассказа автор располагает национальную духовность Манаса и каждый образ оценивает, исходя из отношения к нему. Героиня рассказа Рисолат в силу бытовых проблем и своего положения не может подготовиться как следует к экзамену, профессор решает поставить ей оценку с учётом её состояния, однако молодая невеста считает для себя позором незнание Манаса, она не хочет впутывать имя Манаса в обман, отказывается принять благодушие со стороны профессора и решает подготовиться к повторному экзамену, несмотря на довольно поздний срок и получить оценку, ответив на все вопросы профессора. Профессор зауважал её и возгордился: Манасы рождаются от таких простых, но гордых женщин.

 В рассказе “Горсть земли”мать велит своему ребёнку посыпать свою могилу землёй, привезённую из могилы отца.  Здесь горсть земли символизирует целую родину, а женщина перед нашими глазами вмиг превращается из обычной женщины в настоящего ангела, ибо живёт этой верой. 

В рассказе “Пятый день недели”, лежащая на смертном одре старуха верит что, умершие в пятницу попадают в рай, принимает за Азраила парня, недавно освободившегося с тюрьмы и взобравшегося к ней в дом для воровства. Парень, взобравшийся в дом с целью украсть что-нибудь, увидев старуху и её состояние, вступает во внутренний конфликт с собой. В мировой литературе внутренний конфликт считается первым шагом к возрождению, перевоспитанию.

В рассказе “Собачий мир” автор использует фольклорный метод перевоплощения.  В целом, Султан Раев хорошо знает национальные ценности, в то же время он осведомлён методами и приёмами всемирной литературы, ему удалось мастерски синтезировать эти методы в национальную литературу. Его талант в этом ярко прослеживается в романе “Шторм”. 

Роман “Потоп” всецело пропитан мифопоэтикой. В произведении мы встречаем свойственную Чингизу Айматову аллегорико-образную  метафору.  Поэтический охват романа есть эпический охват:  на примере одной семьи обсуждаются проблемы не только одного народа, но и всего человечества. В центре произведения стоят извечные скрытые конфликты человечества: “Может ли человек прожить без Бога?”, “В кого превращается человек без Бога?”, “Отречение от Бога – отречение от человечества”.   Потоп – это условная ситуация. Это всего лишь художественная модель, выбранная писателем для передачи своих раздумий о человечестве. Не водная стихия погубит человека, а его грехи. Здесь потоп толкуется как потоп человеческих грехов и страстей. 

Этот роман про положение и истину человека, сохранившего свою жизнь на клочке земли, окруженной с четырёх сторон водой, океаном, размышляющем о причинах и последствиях потопа, столкнувшись лицом к лицу с хаосом. Это способ изложения автором его раздумий, боли и горечи о процессе постижения человечеством мира и вселенной. На самом деле шторм это процесс самосознания человека. Писатель передаёт это читателю, материализуя время и пространство. Процесс самопознания это долгий процесс – процесс отрицания и признания. Поэтому нам кажется, будто переживания, размышления, подходы Кхе рассказывают нам о сегодняшних духовных проблемах. Роман рассказывает о потопе и жизни после потопа; мы невольно видим картины современного мира, всё это – материализованная аллегория внутреннего мира.  Ибо, в этом заключается цель автора – рассказать о природе человека посредством аллегорического времени и пространства.

За исключением Яна в воспоминаниях Кхе в произведении участвует четыре героя, спасшихся в острове, окружённом со всех сторон водой. Это – Кхе, его жена Ман и двое детей. Воспоминание о Яне является ключом романа, причиной последствий. Поскольку Ян Вулмут отрицает созидательность бога и создаёт искусственного человека. Этух – продукт этих действий, жена Кхе Ман родила его от искусственного эмбриона. Поэтому верующие в бога люди – его враги. Поскольку вера в бога сводит к нулю все его действия, учение. Поэтому нужно избавиться от тех, кто верит в бога. Во время казни последнего верующего в бога – Кхе начинается потоп. Его семья спасается от потопа словно Ной. Память есть связывающая нить между жизнью Кхе до и после потопа. По своей функции Кхе выполняет роль изгнанного из рая Адама: он начинает рассказывать своим детям об аде и рае, мире духов, боге и его силе, божьей милости, милосердии. Он пытается объяснить детям, что бог ниспослал потоп, поскольку человечество, наслаждаясь благами цивилизации, забыло о боге, что это божья кара и наказание. Но дети не признают воспоминания о допотопной высокой цивилизации человечества, наказанной за забвение бога.  Они знают лишь после потопную жизнь. А точнее они не верят словам отца о божестве, духе, они выросли благодаря жестокому закону борьбы за выживание, сформировавшееся после потопа. Этими особенностями они напоминают духовный нигилизм, формирующийся у нынешнего поколения. Они не знают всего того, через что прошло человечество, слова отца им кажутся сказкой. Это поколение без прошлого, а значит без духовности. Они не понимают допотопные воспоминания Кхе, они не имеют никаких представлений о луне, солнце, огне, свете в его воспоминаниях. Они верят лишь тому, что видят, живут ради благ. Поэтому когда отец говорит о боге, они говорят ему: “Покажи его”. Поскольку они выросли не верящими тому, что не видели собственными глазами. Кхе не может объяснить, что бог везде, в каждом явлении, в каждом предмете. Он устаёт говорить им о боге. Детям, выросшим без памяти о прошлом, верящим лишь увиденному, тоже надоедают разговоры о боге. Они верят не невидимому Духу, а обозримой Материальности. Дух покидает натуру тех, кто не верит не увиденному глазами, а наружность, покинутая духом, словно душа Этиха и Дуны полностью лишена человечности. Ман не может смириться с жестокостью и животной бездушностью своих детей – она преподносит себя в жертву Великой Воде.

Первые строчки романа “Чего нет, того не станет, что есть – не убудет”, “Что завершается, то возрождается” воплощают в себе основную идею романа. То что у нас внутри не сформировалось из ничего, а то, что есть не исчезнет.

Роман повествует о семье, уцелевшей после потопа. Потоп ещё не утих. Этот остров в любую минуту может поглотить вода. Но почему она поглотила сразу? Почему они остаются живыми на этом клочке земли? Кхе ищет ответы на эти вопросы и находит ответ: всё это благодаря его вере в бога. Однако передастся ли его вера детям? Кхе не потерял веру в бога и после потопа, он желает вселить эту веру и убеждение в детей. Однако Этих и Дуна, познавшие себя после потопа, оценивающие всё исходя из животного инстинкта, полностью лишены человечества. Смогут ли они воссоздать себя в качестве человека в этих условиях? В этом и кроется главная цель произведения. Писатель очень грустно отвечает на этот вопрос: От Этиха и Дуны рождается не человек, а рогатый ребёнок. В мифах дьявол всегда изображается рогатым. В конце произведения ребёнок рождённый от Этиха и Дуны ставит точку человечеству: человек, приравнявший себя к богу и взявший на себя его функцию таким образом завершает свой род.

Кхе приговорён стать жертвой. Сначала Янчи приговаривают его к казни из-за его веры в бога, ему удаётся избежать казни благодаря потопу, но судьбы ему не избежать – после потопа его распяли собственные дети, выросшие безбожниками. Он всего лишь верил в бога. В этом его вина. С его смертью настаёт конец человечеству на земле.

Читая произведение, невольно задаётесь вопросом: “Потоп” был в прошлом или будет в будущем? Произведение о конце или начале? Возможно потоп был в начале жизни и мы дети Этиха и Дуны? Возможно потоп, который мы считаем произошёл в прошлом, произойдёт завтра? Вот такие горькие мысли навевает роман.

Несмотря на то, что в произведении события датированы “2199 годом”,  Султан Раев с помощью потопа хочет показать духовную картину человечества. Огорчает то, что предвестники событий, прогнозируемых произойти спустя два века,  мы видим уже сегодня, то, что якобы должно произойти в будущем, сегодня мы уже видим среди людей. Уже сегодня мы сталкиваемся с трагедией потопа, задаёмся вопросом “Может ли человечество сохранить себя?” Следовательно, произведение – это не пророчество о потопе спустя два века, а духовный потоп, охвативший всё человечество. А кто или что уцелеет в этом потопе – это зависит от нас, от наших действий в течении этих двух веков. Это горькое и нерадостное заключение произведения заставляет нас насторожиться.

Султан Раев – один из ярких пропагандистов эпоса “Манас”. Он пропагандирует по всему миру этот несравненный эпос и организует различные мероприятия. Он отмечает, что “Манас” – это духовное богатство киргизского народа. В каждом произведении писатель смотрит на события глазами Манаса, изображает их с точки зрения Манаса, оценивает умозаключениями Манаса. Этому свидетельствует каждое его произведение. Исходя из этой мысли, творчество Раева – это стремление к пропаганде духовного богатства этого великого эпоса, вера в необходимость продолжения этого величайшего эпоса в новое время, желание жить как Манас.

 ​​​​​​​

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
Масштабируя передовой опыт
«Генный ключик» для джабе
Свежий кумыс по старинным рецептам
Новой техникой пополнился машинный парк
Распоряжение Главы государства о назначении
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Он дал новый голос казахскому кино
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Всегда на шаг впереди угроз
Распоряжение Главы государства о назначении
Указы Главы государства об освобождении от должности
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Сбежать не удалось
Указы Главы государства о назначении
Гонка за лидерами
Временный приют или точка опоры?
Развитие цифровых сервисов обсудил Бектенов с гендиректором «Яндекс Global»
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Глава государства провел заседание Совбеза
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

В Ессентуках состоялся творческий вечер известного писателя…
В Астане состоялась презентация книг Маржан Ершу
Пример служения Отечеству
Надежный щит Родины

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]