Феерическая творческая неделя прошла в столице. Большой праздник подарил зрителям фестиваль «ТеатрALL Nur-Sultan theatre week», сообщает
Kazpravda.kz.
Все самое лучшее
Международный театральный фестиваль «ТеатрALL Nur-Sultan theatre week», приуроченный к 30-летию Независимости Казахстана, включал 30 постановок 13 столичных и двух российских коллективов, выставки – инклюзивного творчества «Byterekte», казахстанских художников «Қазақ елі» и фольклора народа Казахстана «Ұлы дала аңыздары», мастер-классы по актерскому мастерству и многое другое.
Труппы представили лучшие спектакли. Специальный экспертный совет проводил обсуждения и оценивал каждую постановку. В его состав вошли Қазақстанның Еңбек Ері, народный артист СССР и Казахстана, лауреат Государственной премии СССР и Казахстана, президент Ассоциации театров РК Асанали Ашимов, народный артист РК, профессор Талгат Теменов, доктор искусствоведения, профессор, театральный критик, президент международной ассоциации театральных критиков Лаша Чхартишвили (Грузия), театральный и литературный критик, культуролог, заслуженный деятель Казахстана Алия Бопежанова, кандидат искусствоведения, заведующий отделом Института литературы и искусства им. М. Ауэзова Амангельды Мукан и другие.
Открыл фестиваль Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» легендарной оперой Е. Брусиловского «Қыз Жібек», позже был показан балет А. Адана «Жизель».
Государственный театр Astana musical пригласил зрителей на танцевальный перформанс «COVID-19». Хореографический спектакль представил правдивые проникновенные истории героев, размышления о вечных ценностях, внутреннем состоянии человека во время карантина, об абсурдных действиях и убеждениях населения, о боли от потери близких. Режиссер-хореограф спектакля – Анель Мурзагулова, автор музыки – Акжол Омирзаков.
Музыкальный театр юного зрителя поставил метафизическую драму Н. Мошина «Дүние-ғапыл», подчеркивающую важность самой жизни, состояния души. Режиссер-постановщик и сценограф – заслуженный деятель РК Асхат Маемиров. Также артисты показали музыкальную драму М. Ауэзова «Абай – Тогжан» в инсценировке М. Абил и драму «Ұлдар» по мотивам романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Режиссер-постановщик – Ерназар Жанатилек.
Государственный театр танца «Наз» порадовал премьерой хореографического спектакля по произведению Абая «Сказ об Азиме». История приключений Азима повествует о жадности и бесчестии алхимика, который обманом заставляет юношу выполнить его злой замысел и оставляет среди драконов и невиданных существ. Автор постановки – Еркебулан Агымбаев, режиссер – Кадиша Агымбаева, хореографы – С. Дузбаев, А. Беглова, У. Изенаев, М. Байбулова.
Запомнился и другой хореографический спектакль театра «Наз» – «Тұйғындар», посвященный древней истории казахского народа. Зрители погрузились в
VI–XI века, когда наши земли населяли саки, гунны, канлы, когда шло создание и становление Тюркского каганата. Хореографы-постановщики – Е. Агымбаев, К. Агымбаева, М. Айтмагамбетова.
В Театре кукол прошел спектакль «Ер Төстік» по мотивам любимого казахского эпоса, в котором отражены национальные традиции, отношение к старшему поколению, рассказывается об отваге батыров, их любви к своей земле. Режиссер – Куралай Ешмуратова.
Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева выбрал для фестиваля драму Т. Асемқулова «Құнанбай» и музыкальную комедию И. Штрауса «Жұбайлар жұмбағы». Театр «А.И.» выступил с комедией К. Гоцци «Турандот», а на сцене Народного молодежного театра «Современник» прошел спектакль Е. Бронниковой и Р. Дымшакова «Надо больше хорошего». Государственный театр драмы и комедии им. А. Мамбетова подготовил трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и драму А. Володина «Сені сағындым...»
– Радует, что столичный акимат организовал такой фестиваль, где мы имеем возможность представить свои постановки и посмотреть работы коллег. Так, спектакль театра имени Мамбетова «Сені сағындым...» поставила молодая режиссер из Алматы Аридаш Оспанбаева, в нем поднимается актуальная тема: разводы молодых пар, погоня за лайками и комментариями вместо семейных ценностей... Играют тоже молодые, еще не признанные актеры, и мы с радостью видели их желание играть, горящие глаза, эмоции, – поделился впечатлениями директор Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького Айболат Жаудыр.
К слову, ГАРТД им. Горького в дни фестиваля показал пользующиеся большой популярностью у зрителей сценические фантазии по рассказам В. Шукшина «Светлые думы» и «Гоголь. Петербург» по мотивам «Петербургских повестей» Н. Гоголя.
В театре «Жастар» аплодировали мюзиклу Т. Ахметжана «Таптым. Ғашық болдым. Жоғалттым». Прекрасны были музыка и голоса молодых актеров, исполнивших роли влюбленных красавицы и художника.
– Вроде бы маленькое событие – встретились и разошлись, а для актеров важны игра фантазии, чувств, песни подобраны самими артистами, – рассказал режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Нурканат Жакыпбай. – Спектакль музыкальный, но это пока не полноценный мюзикл, а можно сказать, тренировка. Этот жанр сейчас весьма популярен. К тому же мы были со спектаклями «Моцарт» и «Қыз Жібек» на всемирном фестивале мюзиклов в Южной Корее. Нас теперь приняли в этот «клуб» и ждут на следующий год с новым мюзиклом.
Театр «Жастар» представил еще один замечательный спектакль – «Асауға тұсау» – новое, современное прочтение «Укрощения строптивой» У. Шекспира, понятное и старшему поколению, и молодым.
На этой же сцене состоялась премьера инклюзивного театра «Қанаттылар» – одноименная музыкально-поэтическая постановка «Крылатые». Автор спектакля – Г. Салыкбай, режиссер – Н. Вахитов.
– Труппа инклюзивного театра – это ребята, которые очень хотят играть на сцене, но часто нет возможности: кто-то не говорит, кто-то не слышит, кто-то передвигается только на коляске… Однако они про все забывают, «окрыляются», когда начинают работать. В Центральной Азии наш инклюзивный театр единственный. Конечно, мы не могли не показать его в рамках фестиваля, – отметил Нурканат Жакыпбай.
Гости из России
Почетными гостями столицы стали Государственный академический центральный театр кукол им. С. Образцова и Московский драматический театр на Малой Бронной.
На сцене «Астана Балет» театр на Малой Бронной представил спектакль Саши Денисовой «Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева». Это фантазия о том, что делал бы Бэтмен в СССР, будь он советским гражданином.
Герой комиксов живет в эпоху застоя и прячется под ликом скромного писателя Дудочкина. Под покровом ночи Толя Дудочкин расправляет свои темные крылья и на усовершенствованных «жигулях» карает злодеев застойного Готэм-Града, защищает простых советских людей, носит джинсы-клеш и, конечно, находит любовь.
– Оригинальная постановка Саши Денисовой – ироничный взгляд на эпоху Брежнева глазами человека XXI века. В спектакле много узнаваемых элементов советской эпохи – песни, кино, бытовые детали, – отметил директор Театра «Астана Балет» Александр Совостьянов.
Режиссер и художественный руководитель театра на Бронной Константин Богомолов рассказал, что яркий и неординарный спектакль поставлен всего полгода назад, он крайне востребован у московской публики и получил хорошие оценки критиков. Спектакль имеет еще и интересный подзаголовок – «советский триллер». Такой новый жанр придумали авторы.
– Это «советский триллер», поскольку в нем есть мелодраматическая история с одной стороны, советская – с другой и с третьей – некий иронический детектив, игра с голливудскими штампами, стандартами, комиксовой мифологией. Спектакль проникнут иронией, лиризмом, ностальгическими ощущениями. Мы все имеем единое прошлое, ту большую страну, которая существовала когда-то. Спектакль помещает героев в то время – конец 70-х – начало 80-х годов – и рассказывает не только об эпохе, но и о людях, о семье, чувствах, отношениях. В этом смысле он универсален, – объяснил Константин Богомолов.
По словам директора театра на Бронной Елены Мироненко, все костюмы и декорации привезены на фурах из Москвы, так как команда поставила цель: зрители Казахстана должны увидеть ту же самую «картинку», что и зрители Москвы.
– Наш театр гастролировал по России. Сейчас мы здесь, на вашей гостеприимной земле. Нас очень тепло встретили, и нам повезло с погодой. Конечно, поражает масштаб всего, что есть в Нур-Султане, и Театр «Астана Балет» прекрасно оборудован. Надеюсь, что нас ждет долгосрочное сотрудничество, – подчеркнула Елена Мироненко.
В спектакле задействованы актеры Сергей Епишев, Лина Миримская, Александра Виноградова, Лина Веселкина, Андрей Субботин, Сергей Кизас, Дмитрий Гурьянов и другие. Неординарное решение постановщиков в подборе артистов, безусловно, добавило комичности: к примеру, Александр Семчев играет тещу Дудочкина, а актриса Ольга Лапшина – Леонида Брежнева.
– После уже сыгранных женских ролей эта далась несложно: прикинуться, сделать походочку и повалять дурака в хорошем смысле. Здесь не нужно играть именно женщину – надо лишь слегка обозначать какие-то дамские повадки, – поделился Александр Львович.
Персонаж Александра Семчева, нужно сказать, особенный. Чего стоит одна сцена, в которой Брежнев проникает в дом Человека Летучей Мыши и влюбляется в Клавдию Георгиевну! «Решено, Леня, будешь жить у нас!» – говорит она, и рождается альтернативная советская история.
Брежнев в постановке – этакий наследник Тутти, а члены политбюро – своего рода «три толстяка». Генсек ведет себя, как ребенок, который хочет играть, но вынужден заниматься делами. Этот образ Ольга Лапшина воплощает на сцене мастерски: от голоса и манеры речи до совершенно курьезных высказываний и ситуаций.
– На мой взгляд, помимо ностальгии по Советскому Союзу, есть еще одна тема, проходящая красной линией через всю постановку: это тема отца, который в глазах маленькой девочки всегда супергерой, но при ближайшем рассмотрении – обычный, живой, несовершенный… Думаю, спектакль затронет каждого, потому что он разный – и смешной, и грустный, и увлекательный, – считает актриса Мария Шумакова, сыгравшая роль жены Дудочкина – Лели.
Награды победителям
Церемония закрытия фестиваля «ТеатрALL» прошла в Государственном академическом казахском музыкально-драматическом театре им. К. Куанышбаева в традиционном формате капустника, во время которого демонстрировались лучшие фрагменты постановок.
Участников фестиваля поздравляли министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, заместитель акима столицы Асхат Оралов, народный артист СССР и Казахстана Асанали Ашимов, заслуженная артистка КазССР Меруерт Утекешева, народный артист Казахстана Талгат Теменов.
Актоты Раимкулова назвала фестиваль «ТеатрALL» одним из важных событий в ряду культурных мероприятий к 30-летию Независимости Казахстана и подчеркнула: Нур-Султан становится столицей, где процветает искусство. Асхат Оралов от имени акима столицы Алтая Кульгинова выразил благодарность участникам, отметив, что акимат Нур-Султана всегда готов поддерживать деятелей искусства и их инициативы.
В честь 30-летия Независимости Казахстана награды получили 30 номинантов. Премию «За вклад в развитие театрального искусства» вручили художественному руководителю Театра кукол, заслуженной артистке РК Куралай Ешмуратовой. В номинации «За творческий поиск» отмечена директор театра «А.И.», актриса и певица Айгуль Иманбаева.
Лучшим театральным менеджером назван директор Театра «Астана Балет» Александр Совостьянов, лучший художник по свету – Айдын Досаев, лучший хореограф – художественный руководитель театра танца «Наз» Кадиша Агымбаева (спектакль «Тұйғындар»). Номинация «Лучшая сценография» – у Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова («Қыз Жібек», ГТОБ «Астана Опера»), «Лучший дебют» – у Айдара Акипбаева («№ 13», Astana Musical).
«Лучший артист театра кукол» – Дархан Муслимов (Ер Тостик), «Лучший артист балета» – Айгерим Бекетаева (Жизель, ГТОБ «Астана Опера»). Лучшей солисткой признана Жамиля Жаркынбаева (Жибек, ГТОБ «Астана Опера»), лучшим актером – Иван Анопченко (Веня, «Светлые думы», ГАРТД им. М. Горького), лучшей актрисой – Айнур Бермухамедова (Розалинда, «Жұбайлар жұмбағы», театр им. К. Куанышбаева).
В номинации «Особый взгляд» победил «Гоголь. Петербург» ГАРТД им. М. Горького, а их спектакль «Светлые думы» взял приз «Лучший актерский ансамбль». Лучшим режиссером назван директор МТЮЗ Асхат Маемиров за спектакль «Дүние-ғапыл», а лучшей постановкой стала «Асауға тұсау» театра «Жастар».
Лучшие эпизодические роли у Жандаулета Батая (Грумио, «Асауға тұсау») и Ажар Шакиржановой (леди Капулетти, «Ромео и Джульетта», театр им. А. Мамбетова), лучшие роли второго плана – у Акона Рыскалиева («Әзім әңгімесі», театр танца «Наз») и Самал Еслямовой («Дүние-ғапыл» МТЮЗ).
Номинации «Новое имя – Үміт» удостоены Абусамат Тусипбаев (Театр кукол), Асхат Маден («Наз»), Динислам Нурмаганбетов (МТЮЗ), Инабат Абенова (театр им. К. Куанышбаева), Алия Джиренбаева (Astana Musical), Нуржигит Муслимов (театр им. А. Мамбетова), Ермагамбет Ерканат («Астана Балет»), Дмитрий Маштаков (ГАРТД им. М. Горького), Назерке Серикбол («Жастар»), Шынгыс Расылхан («Астана Опера»).
– Этот фестиваль принес много интересного, открыл новые имена. Мы планируем проводить его ежегодно, представлять новые жанры, разноплановые спектакли и мероприятия, – подчеркнула министр культуры и спорта Актоты Раимкулова. – К нам приехали коллеги из России. Мы благодарны им, потому что не так просто встречаться в нынешнее время. Их постановки также обогатили театральную палитру нашей столицы.