Как объяснила руководитель ведомства Салтанат Омарбекова, люди возмущены низким качеством диагностики и лечения, неграмотностью специалистов, нарушением врачебной этики и дисциплины в лечебно-профилактических организациях, недостатками лекарственного обеспечения. Часть жалоб рассмотрена на заседании общественного совета по защите прав пациентов, прошедшем в областном центре крови под председательством заместителя акима области Ерканата Манжуова. Особенно «досталось на орехи» главному врачу городской поликлиники № 5 Шолпан Иманбековой, поскольку именно ее учреждением больше всего недовольны больные. Вот факты.
Женщина привела своего малыша сюда согласно прописке. Но по регистру прикрепления населения к медучреждениям ее семья числилась за поликлиникой № 2. Не найдя ребенка в списках, медсестра-регистратор отказала ему в помощи, хотя у него была высокая температура. И все же на прием к доктору он попал. Однако вместо того, чтобы осмотреть малыша, у которого началась рвота, врач в грубой форме сказал, что кроме них есть и другие пациенты. И 25 минут демонстративно принимал мужчину, вошедшего в кабинет без очереди, по звонку «сверху».
...Пациентка-инвалид попросила полечить ее в стационаре, но врачи отказали, сославшись на действующий регламент, по которому госпитализируют только в строго установленных случаях, а не по желанию пациентов. Тогда женщина вызвала бригаду скорой медицинской помощи. В результате она попала в диагностический центр, а оттуда – в стационар. Рассмотрены жалобы и на поликлинику № 2, сарысускую центральную районную больницу, городскую станцию скорой помощи и другие медицинские учреждения.
Вызывает вопросы у население новая модель финансирования амбулаторно-поликлинической помощи (АПП) по комплексному подушевому нормативу, введенная с января нынешнего года. Дело в том, что теперь, прежде чем обратиться к нужному узкому специалисту за любой консультативной или диагностической услугой, пациенты должны в первую очередь посетить участкового терапевта. Возможно, такая система позволяет лучше контролировать медработников и стимулировать их, но многие жители областного центра, уже ощутившие на себе ее минусы, считают, что больные от нее ничуть не выиграли. Теперь при каждом посещении медицинского учреждения пациентам добавилось лишней головной боли и нервотрепки. Помимо ожидания в регистратуре, для получения медкарты им приходится выстоять длинную очередь, чтобы взять талон. А затем вновь стоять в очереди к терапевту. Не забывайте еще и про очереди к узким специалистам. К тому же, как выяснилось, многие медработники пока не столь уверенно пользуются компьютерами, необходимыми для новой программы, да и сервер порой дает сбои. В итоге обслуживание стало занимать больше времени, отсюда – очереди. Именно из-за них большинство людей не хочет лишний раз обращаться к врачу и прибегает к самолечению, которое не всегда помогает, либо вовсе игнорируют легкие недуги. Больные предпочитают терпеть до последнего, а потом им бывает уже невозможно помочь.
«Через полтора часа я наконец попала к врачу, – пишет в своей жалобе недовольная пациентка, устроившая очередной переполох в пятой поликлинике. – Но направление мне дать не смогли, потому что не работал компьютер. Не смогли дать ответ и на вопрос, когда я смогу попасть к специалисту – ни дату, ни время не указали. Остается только живая очередь. Тогда к чему эти заморочки с записью на прием?!» Состоящая на диспансерном учете, она не смогла попасть на прием к эндокринологу напрямую, как было раньше. С введением АПП схема была изменена, а регистратор не удосужился объяснить пациентке, почему произошли такие перемены и нужно ли ей вообще сначала идти на прием к терапевту, а только затем – к эндокринологу. И человек потерял полтора часа, прежде чем попал к нужному доктору.
Но госпожа Иманбекова считает, что ее коллектив не виноват. Компьютеры у них в тот злосчастный день работали нормально, а вот сама программа зависла по всему Казахстану.
– Мы стараемся разъяснить населению, что это временное явление, пока внедряется программа. К сожалению, не все это понимают, – говорит Салтанат Омарбекова. – Но уже установлен новый сервер, скорость его работы всех вполне удовлетворяет, и сейчас таких проблем уже нет. До конца апреля постараемся наладить эту работу полностью, – заверяет она.
Михаил ТЕ, Тараз