Государства без идеологии быть не может

5461
Записала Асель Муканова

Нам необходимо заняться формированием единых духовно-нравственных ценностей в армии

фото из архива "КП"

О важности воспитательной и идеологической работы в рядах казахстанской армии мы беседуем с доктором военных наук, полковником запаса, почетным работником образования и науки Республики Казахстан Досаем Абраимовым.

– Президент в Послании подчеркнул, что сквозной идеей, которой должны руководствоваться члены Правительства, акимы, депутаты и все общество, является патрио­тизм. Задачу формирования патриотизма невозможно выполнить без коренного улучшения идеологического фронта работ. Как автор многих публикаций на тему патриотического и духовно-нравственного воспитания какие проблемы сегодня Вы считаете основными в облас­ти идеологии?

– Главное – это проблема идео­логического вакуума, воцарившегося на всем постсоветском пространстве в последние 30 лет. Она возникла в 1990-е, когда пошел процесс деидеологизации государственных и военных структур, в результате которого была разрушена вся система идеологической работы и воспитания в армии и который сопровождался отрицанием, даже поруганием всего того, что было в истории.

Перестройка под видом борьбы с застоем на деле превратилась в борьбу со всем тем, что символизировало советскую эпоху и прежде всего с идеологией тех лет. В пылу этой борьбы была разрушена и ликвидирована сис­тема нравственного и воинского воспитания военнослужащих в армии, упразднен институт политорганов, партийных и комсомольских организаций.

История подтвердила ошибочность ликвидации политорганов в армии. И, например, в России в 2018 году было воссоздано Главное политическое управление ВС РФ.

Столкнувшись с массой проб­лем в период строительства казахстанской армии, резким рос­том правонарушений, массовым дезертирством, наши власти еще в 1993 году создали институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе. Но сам этот факт без необходимой подготовки в специальных вузах профессио­нальных воспитателей не мог дать нужного эффекта.

А то, что творилось в СМИ, на телеканалах, было, на мой взгляд, больше похоже на идеологичес­кую диверсию, чем на логику позитивных перемен. Высмеивалось все, что было раньше, вплоть до таких значимых духовно-нравственных ценностей народа, как товарищество, взаимовыручка, помощь, сострадание, межнациональное согласие, дружба, уважение. Люди стали стыдиться своей истории, даже своей жизни в прошлые годы.

Все это наносило непоправимый ущерб в духовной сфере. Такое массовое отрицание и поругание истории надломило духовно старшее поколение и, что самое страшное, посеяло зерна озлобленности, неверия и цинизма в душах молодежи.

Говоря языком науки, произошла ломка духовного динамического стереотипа личности и общества в целом. Это явление утраты духовных ценностей в общественном сознании социологи трактуют как «аномия общества», а социальные психологи называют «фрустрацией сознания».

Все происходящее особенно болезненно сказалось в военной сфере, прежде всего на морально-психологическом состоянии офицерского состава. Именно офицеры в силу особого уклада жизни и службы, где все регламентировано до мелочей, тяжело восприняли кардинальную ломку духовных и нравственных ценностей.

Образовавшаяся пустота заполнилась западными образцами культа силы и наживы, безнравственности и бездуховности во всех проявлениях. Экраны телевизоров заполонили иностранные сериалы с пропагандой культа силы и лжи, сюжеты о красивой богатой жизни олигархов. Именно преступники и богачи стали в глазах подрастающего поколения символами успеха.

Офицеры силовых структур в кино и на ТВ представали как неудачники, а «авторитеты» – как успешные люди с «понятиями» и «ценностями». Даже диснеевские мультфильмы были полны идей о наживе, культивировали в детском сознании ценности денег и силы.

Губительную силу разрушения и подобного глумления над духовными и нравственными ценностями мы теперь знаем. Поэтому самое тяжелое – это остановить маховик безнравственности и вседозволенности, аморальности и бездуховности! Именно поэтому сегодня важно решить проблему идеологичес­кого вакуума.

Другая проблема касается неопределенности в духовно-нравственной сфере. Давайте возьмем любую группу должностных лиц в армии и спросим у них, что они знают о сущности идеологии и идеологической работе в своих рядах: в чем она проявляется, каковы ее задачи, на основе каких конкретных идей, теорий и нормативно-правовых документах строится.

С большой долей вероятности мы не получим внятных ответов. Это говорит о той самой неопределенности, неочевидности, об отсутствии единой и понятной информации в сфере идеологии.

– Касым-Жомарт Токаев первостепенное значение отвел соблюдению закона и порядка в армии и поручил обеспечить в Вооруженных силах и других силовых структурах железную дисциплину. А каким образом можно решить эту важную задачу без кардинального изменения нашего отношения к идеологии и идеологической работе как к чему-то второстепенному? Что в этом плане нужно сделать прежде всего?

– Необходимо законодательно прописать основные духовно-нравственные ценности гражданина и патриота, конституционно закрепить сферу и полномочия государственной идеологии.

Под давлением ультрадемократов в первоначальном проекте Конституции была формулировка о том, что «в Казахстане не может быть единой идеологии». На страницах «Казахстанской правды» в те дни была буквально развернута полемика по этому вопросу.

Многие казахстанцы, в том чис­ле и я, высказались за то, что государство не может существовать без соответствующей государственной идеологии. В результате было принято компромиссное решение, внесенное в окончательный вариант Основного закона, о том, что «в Казахстане признаются идеологическое и политическое многообразие».

Однако это утверждение руководители на местах восприняли неверно, мол, раз возможны различные идеологические течения, то необязательно проводить идео­логическую работу, в том числе в армии. И поэтому более двух десятилетий вопрос о государственной идеологии особенно не обсуждался и не дебатировался. Образовался так называемый идео­логический вакуум. Но природа, как известно, не терпит пустоты. И он заполнился проявлениями безыдейности и цинизма, высокомерия и чванства, бездушия и алчности, что наглядно проявилось и присутствует в нашей повседневной жизни.

Между тем вышеупомянутая формулировка не отрицает, а, наоборот, допускает наличие государственной идеологии наравне с другими. Идеология государства– это концентрированное отображение его политики. В словаре это понятие трактуется как совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп.

А разве армия и офицеры – не социальная группа? Тогда почему армия не должна иметь свою систему упорядоченных взглядов, выражающую ее интересы? Армия должна иметь идеологию, основанную на традициях, героизме и мужестве наших предков!

С научной точки зрения государственная идеология – объективно существующая форма общественного сознания, которая находит свое непосредственное выражение в Конституции, законах и политике суверенного государства. С этих позиций государственная идеология Рес­публики Казахстан – это воплощенный в жизнь миролюбивый курс суверенного государства, нап­равленный на предотвращение войн, обеспечение национальной и международной безопасности, стабильности и процветания.

Поэтому предлагаю формулировку «в Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие» дополнить словами «в том числе и наличие государственной идеологии».

– Очевидно, что причиной существующего отчуждения государственных и общественных институтов от идеологии является укоренившееся на уровне общественного соз­нания мнение, что первична экономика, а идеология – пережиток тоталитарного государства.

– Нам следует признать, что отказ от государственной идеологии в 1990-е в известной степени был, с одной стороны, реакцией на сверхидеологизацию советского общества, а с другой, умелым использованием этой реакции народа для развала и дезорганизации, что и произошло. Это и привело к идеологическому вакууму и, как результат, к духовно-нравственной деградации общества.

Цивилизационная ловушка деидеологизации заключалась в том, что неидеологическое общество – это небылица, которая не существует в реальности. Пов­торюсь, государства без идеологии не бывает и быть не может! Даже когда кто-то говорит, что идеология не нужна, это уже идеология! Поэтому жизненно необходимо пересмотреть наше отношение к идеологии и идеологической работе в сторону ее системной и грамотной организации.

Нужно четко и ясно обозначить позицию государства и госорганов в сфере идеологии, без всяких игр в ультрадемократию. Следует прописать, что является нравственными ценностями офицера, а что нет. Действующие в военной сфере Правила идеологической и воспитательной работы написаны по принципу «как бы чего не упустить», они чрезвычайно общие и неконкретные, грешат многословием и неопределеннос­тью. По таким правилам не то что работать тяжело, их читать трудно.

Сегодня мы наглядно убедились в том, что без соответствую­щего идеологического обеспечения любое начинание, любая реформа будут неэффективными. Надо четко определиться в едином толковании истории и культуры, славных традиций народа, к чему еще раз призвал Президент в своем Послании.

Сейчас в этой области полная неразбериха. Даже среди офицерского состава нет единства взглядов на историю и подлинных героев. Многие бездумно повторяют хлесткие образы и сюжеты так называемых блогеров от истории. Формирование единых духовно-нравственных ценностей в армии, единства взглядов на то, что такое подвиг и героизм, гордости за подвиги своих предков – это и есть идео­логическая работа.

– Давайте поговорим о прик­ладной функции идеологии. Например, при назначениях на руководящие должности необходимо ли руководствоваться в первую очередь нравственностью и моральными принципами кандидата?

– Однозначно. Безнравственность и нечестность сводят на нет все другие качества, даже если кандидат – одаренный специалист в своей сфере. Нечестный юрист – это коррупция в судах и прокуратуре, нечестный врач – миллионы безнадежно больных, безнравственный офицер – угроза безопасности.

Необходимо развернуть работу по выявлению, популяризации и пропаганде героев нашего времени, на примерах жизни и службы которых организовывать идеологическую и воспитательную работу. Таких примеров немало. Но почему мы не замечаем и, главное, не пропагандируем героев ратного труда? А ведь на страницах «Казахстанской правды» постоянно пишут о таких достойных людях, но вот вопрос, кто это читает.

В результате нашего попустительства кумирами молодежи становятся персонажи сцены и Интернета с крайне сомнительными нравственными ценностями, но с тысячами виртуальных фанатов. С легкой руки подобных «идолов» для многих ценностями являются преимущественно материальные блага. Нельзя отдавать духовную сферу на откуп безнравственным популистам.

– Какие конкретно проблемы с организацией качественной идеологической работы, на Ваш взгляд, есть сегодня в казахстанской армии и как их следует решать?

– Наши исследования касательно этой работы в военной сфере показывают, что отсутствует научная система формирования высоких духовно-нравственных качеств личности защитника Отечества. Нет соответствующих кратких и понятных для исполнения нормативно-правовых документов. Явно недостаточно методических разработок, технологий, тестовых заданий. В вузах не определены конкретные дисциплины, нет эффективных кейсов.

Сама структура выстроена нелогично. Вначале должна идти идеология – формирование определенных духовно-нравственных ценностей. А затем на их основе строится воспитательный процесс. Поэтому логично называть такие структуры органами идео­логической и воспитательной работы, а не наоборот.

Для работодателя в гражданской сфере не особенно важно, что у человека в душе, какие духовно-нравственные ценности он считает главными в своей жизни, чем он увлекается или занимается в свободное от работы время.

В военной сфере духовно-нравственным качествам придается приоритетное значение. Это обус­ловлено прежде всего самой спецификой трудной, но почетной профессии вооруженного защитника Отечества.

Серьезная запущенность в сфере армейского воспитания объясняется еще и тем, что в свое время из обучающих прог­рамм исчезли занятия по этике, эстетике, культуре общения и поведения. Как результат, распространившиеся особенно в последние годы такие негативные проявления, как чванство, бестактность, сквернословие, грубость в разговоре с подчиненными, коррупция.

Практика показывает, что если в коллективе примерное и культурное поведение на службе и в быту, офицерам и командирам чужды высокомерие, хамство и грубость, то и боевой дух личного состава, и результаты служебной деятельности будут неизмеримо выше.

Говоря об идеологии, надо помнить, что несут боевую службу в любую погоду, любое время суток, сидят за рычагами боевых машин и установок, за штурвалами самолетов и вертолетов живые люди. И от того, что у них в голове и на сердце, зависят жизнь и спокойствие многих.

Вот почему необходимо решать вопрос о повсеместном развертывании идеологической работы, основывающейся на идеях, которые всех нас могут и должны объединить. Причем работать следует на опережение, как того требует Президент.

Нужны учебники с современными научными разработками, наглядные пособия, методички в каждую воинскую часть. Назрела необходимость введения специальных предметов по культуре, этике, эстетике, совершенствования обучающих программ. Нужно учить тому, как офицеру вести себя в обществе, в коллективе, формировать и внедрять в военную сферу идеологию высокой духовности и патриотизма.

Пора перейти от общих призывов, лозунгов и назиданий к научно обоснованной и эффективной системе и созданию правового психолого-педагогичес­кого механизма формирования и пропаганды высоких духовно-нравственных ценностей. Только в случае успешного решения очевидных проблем в идеологической работе мы сможем воспитывать истинных патриотов и надежных защитников Отечества.

 

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Афганистан и Пакистан вступили в вооруженный конфликт
Казахстанцев предупредили о сроках пребывания в России
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Казахстан – ключевой энергетический партнер для ЕС
Умерла Дайан Китон
Президент направил телеграмму поздравления Королю Испании
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

В Астане обсудили роль Центральной Азии в современном мире
Совместный ответ на новые вызовы
Диалог по вопросам безопасности и сотрудничества
Переход от поляризации к партнерству обсуждают эксперты в А…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]