Грузоперевозки: больше, дальше и быстрее

4026
Николай Жоров

Невозможно представить себе развитие Казахстана с его огромной территорией и расстояниями без устойчивой и хорошо налаженной транспортной логистики: автомобильной, авиационной, железнодорожной...

фото Юрия Беккера

При этом первостепенное значение отдается автомобильному транспорту в силу его значительной мобильности и доступности.

Как утверждают эксперты, именно на долю автотранспорта в мире приходится примерно 80% грузовых и 90% пассажирских перевозок. В Казахстане из-за огромных расстояний между регионами расклад иной, но с вводом в строй новых автомагистралей также отмечается тенденция к росту автотранс­портных перевозок.

Развитию транспортного сектора в республике традиционно уделяется большое внимание. В стране действует Госпрограмма инфраструктурного развития на 2020–2025 годы, цель которой – «содействие экономическому рос­ту и повышению уровня жизни населения страны посредством создания эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, развития транзита и транспортных услуг».

По мнению экспертов, сдерживающим фактором в развитии транспортной логистики яв­ляется дефицит грузовиков и товарных вагонов. Значительная их часть в Казахстане стареет, причем некоторые автомобили и подвижной состав относятся еще к советской эпохе. Отсюда рост затрат на их техническое обслуживание.

Наиболее простым способом увеличения парка автомобильного и железнодорожного транс­порта выступает инвестирование. Однако из-за высоких процентных ставок, отсутствия государственных стимулов и локализованной сборки грузовиков и подвижного состава частный сектор неохотно инвестирует в новые транспорт­ные средства.

Большое значение в развитии автотранспортных перевозок имеет и качество дорог. Их общая протяженность в республике сос­тавляет 96 тыс. км, в том чис­ле республиканская сеть – 23,7 тыс., местная – 72,8 тыс. Через Казах­стан проходят пять международных автомобильных марш­рутов общей протяжен­ностью 23 тыс. км.

На недавнем заседании Правительства были озвучены цифры расходов на содержание дорог. Ежегодно на эти цели требуется­ финансирование в объеме 60 млрд тенге.

С этой целью для снижения нагрузки на бюджет поэтапно внедряются платные участки автострад. На сегодня платная система введена на 3 200 км дорог. За 11 месяцев сборы за проезд составили 26 млрд 500 млн тенге. В следующем году планируется увеличение платных участков дорог на 1 200 км, а к 2029 году платная система будет введена на 11 тыс. км по мере завершения работ по реконструкции.

В целом по республике основные нарекания к качеству дорог приходятся на местную сеть. При этом в отдельных регионах при низких показателях состояния дорожного полотна средства из местного бюджета вовсе не выделяются. Это касается Западно-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Мангис­тауской, Атырауской областей и области Абай.

Для приведения данных дорог в нормативное состояние ремонтом охвачено 4 200 км, из которых на 3 600 км работы завершаются­ в текущем году. Согласно поручению Главы государства, до 2029 года необходимо провести реконструкцию на 8 тыс. км дорог.

В настоящее время, как отметил в ходе доклада на заседании Правительства вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, в международных автоперевозках на дальние расстояния задействовано 370 казахстанских перевозчиков с парком в 7,6 тыс. единиц автотранспортных средств.

В целом в международных грузоперевозках задействовано 3 578 казахстанских автоперевозчиков с парком в 27 745 автотранс­портных средств, у которых ­имеются удостоверения и карточки допуска. В рамках межправительственных соглашений перевозка осуществляется с 42 странами. За девять месяцев года перевезено 5,5 млн тонн грузов, что на 22% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Доля отечественных операторов при этом составила 42%.

Положительная динамика отмечена и на транзитных перевозках. По итогам девяти месяцев имеется 44-процентный рост общего объема транзитных перевозок в сравнении с прошлым годом. Основной объем транзита приходится на грузы из КНР. В данное время его объемы удвои­лись (с 0,7 млн до 1,5 млн тонн).

При этом имеется большой потенциал увеличения объема транзитных грузов из Китая в Европу. Ожидается, что ежегодный рост сохранится в ближайшие несколько лет, и к 2029 году объем транзитных перевозок вырастет в пять раз.

Этому способствуют введение в текущем году безвизового режима и подписание нового соглашения, позволяющего транзитный проезд перевозчикам сторон по территории Китая и Казахстана.

Кроме того, Китай стал участником Европейской системы упрощенного перехода границ – TIR Carnet (разрешающего транзитный проезд без таможенного досмотра до страны назначения). При этом увеличение китайского транзита в три раза может обеспечить поступление в экономику Казахстана до 263 млрд тенге в год.

Ведется работа по заключению межправительственных соглашений в сфере автоперевозок с ОАЭ, Данией, Македонией и Португалией. Соглашение с Эмиратами обеспечит отечественным перевозчикам выход к портам Персидского залива и доступ к рынку грузоперевозок Индии, Пакистана и других стран.

С пятикратным запасом по аэронавигации

После двух лет ограничений авиаперевозок, связанных с пандемией коронавируса, основные показатели отрасли гражданской авиации демонстрируют в Казахстане стабильный рост. В респуб­лике насчитывается 22 крупных аэропорта, из которых 14 обслуживают международные перевозки.

Большинство аэропортов недозагружены, пропускная способность аэронавигационной системы республики в настоящее время имеет более чем пятикратный запас. Эти цифры говорят о резерве для дальнейшего увеличения авиаперевозок.

Большое значение для отрасли имеет также транзит грузовых и пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией. Так, за ­2023-й пассажиропоток аэропортов прогнозируется на уровне более 25 млн человек, что на 22% выше показателя аналогичного периода 2022 года (21,1 млн).

Число пассажиров, перевезенных отечественными авиакомпаниями, ожидается в пределах 13 млн человек. Рост по сравнению с 2022 годом (11 млн) составит 18%.

Общее количество перевезенных пассажиров за 10 месяцев 2023 года составило 11 млн 046 тыс. 430 человек, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Полностью восстановлены и даже превышены объемы внут­ренних перевозок допандемийного периода (50 марш­рутов 640 рейсов в неделю). Для повышения транспортной доступнос­ти социально значимых направлений и развития внут­реннего туризма государством субсидируются 23 внутренних авиамарш­рута в семи областях. При этом идет планомерное обновление парка воздушных судов.

На сегодня международное авиа­сообщение из Казахстана установлено с 28 странами, в том числе с Азербайджаном, Великобританией, Германией, Египтом, Китаем, Нидерландами, ОАЭ, Пакистаном, Россией, Турцией и другими странами. Рейсы выполняются по 110 марш­рутам с частотой 567 рейсов в неделю четырьмя казахстанскими и 30 иностранными авиаперевозчиками.

Крупнейший лоукостер Юго-Восточной Азии AirAsia объявил о запуске прямых рейсов между Алматы и Куала-Лумпуром с марта следующего года.

Проведен ряд переговоров с авиационными властями иност­ранных государств, вследствие чего увеличено количество рейсов в Катар, Азербайджан, Великобританию и Таиланд. Подписан Меморандум с авиационными влас­тями Китая о совместном запус­ке Воздушного шелкового пути.

С 1 декабря для развития конкуренции на рынке воздушных перевозок и снижения стоимости авиабилетов внесены изменения в действующий режим «открытого неба». В соответствии с данными поправками иностранные авиакомпании могут выполнять полеты с пятой степенью «свободы воздуха» на любом международном маршруте из Казахстана, в том числе на маршрутах, где оперируют казахстанские перевозчики. В текущей обстановке республика становится более привлекательной для транзитных полетов. Так, ожидаемый объем обслуженных полетов за 2023 год – 415 тыс. самолетов, из них транзит – 263 тыс.

Продолжается работа по совершенствованию и укреплению дос­тигнутого уровня обеспечения безопасности полетов. Ведется работа с экспертами Ирландских авиационных властей (IAA) по оказанию технической помощи ААК по внедрению европейских практик.

В рамках модернизации инфраструктуры воздушного транспорта на текущий момент работа ведется на четырех объек­тах за счет частных инвестиций – это строительство новых пассажирских терминалов в аэропортах Алматы, Шымкента и Кызылорды, завершение которых запланировано на 2024 год. В уходящем году завершается работа по реконструкции аэровокзала аэропорта Костаная с устройством телескопического трапа и строительством зала прилета.

Завершение вышеуказанных инфраструктурных проектов поз­волит повысить пропускную способность пассажирских перевозок, что, в свою очередь, обеспечит жителей республики высоким уровнем комфорта.

В рамках развития столичного аэропорта ведется совместная работа с Terminals Holding Group (ОАЭ). Компания планирует прис­тупить к реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Астаны весной 2024 года. В долгосрочной перспективе поставлена задача по расширению пассажирского и карго-терминалов, созданию полноценного мультимодального хаба.

В соответствии с поручением Главы государства в 2024 году будет начата реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта в Павлодаре и рулежной дорожки, перрона аэропорта в Балхаше.

Опираясь на мировую практику, предлагается внедрить режим специальных экономических зон (СЭЗ) в шести аэропортах страны (Астане, Алматы, Шымкенте, Актау, Актобе и Караганде), способствующий привлечению грузовых потоков.

Кроме того, прорабатывается­ вопрос подготовки инфраструктуры отечественных НПЗ к переходу на стандарты авиационного топлива Jet A-1. Так, аэропорт Алматы осуществляет модернизацию топливно-заправочного комплекса и со второго квартала 2024 года готов перейти на использование такого авиа­топлива.

Уголь, зерно, нефть

На совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала Президент Казахстана дал поручение Правительству транс­формировать «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в национальную транспортно-логистическую компанию.

Это расширит ее мандат и задачи, позволит комплексно вести работу по развитию транспорт­но-транзитного потенциала страны, что вдвойне актуально, если учесть мнение экспертов, считающих, что Казахстан существенно отстает от развитых государств по уровню контейнеризации – более эффективному и экономичному способу перевозки грузов.

Мировым лидером по уровню контейнеризации грузоперевозок выступает наш восточный сосед – Китай – 73%. На Европу приходится 71%, а замыкают «тройку лидеров» США – 69%. Показатель Казахстана в этом рейтинге равен... 3%.

Развитие контейнеризации позволило бы Казахстану увеличить объемы транзитных и экспортных перевозок. Тем более что у нас имеется огромный потенциал, и самое главное здесь преимущество – выгодное географическое положение, позволяю­щее сократить сроки доставки грузов в сравнении с морскими перевозками.

За 11 месяцев уходящего года погрузка по сети АО «НК «КТЖ» превысила 236 млн тонн, что на 1,8% выше показателя аналогичного периода прошлого года. По стране перевезено с января по ноябрь 152 млн тонн грузов.

Экспорт грузов вырос на 7,8% (до 84 млн тонн). Основной объем­ погрузки пришелся на уголь – 96 млн тонн. Погрузка зерна увеличилась на 18,6% (до 10,4 млн тонн).

На 8,9% выросла погрузка зерна по республике – до 2 млн тонн. Экспорт зерна также увеличился на 21% (до 8,4 млн тонн), а перевозка продуктов его переработки – на 2% (до 2,8 млн тонн), экспорт повысился на 3,3%, сос­тавив более 2 млн тонн.

Отмечен рост перевозки нефтяных грузов на 1,8% (до 17 млн тонн), химических удобрений – на 2,6% (до 3,7 млн тонн), железной руды – на 8% (до 19 млн тонн), цветной руды – на 1,4% (до 20,7 млн тонн), строительных грузов – на 7,8% (до 15,8 млн тонн).

Популярное

Все
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Вспоминать войну фронтовики не любят – история единственного ветерана ВОВ из Актюбинской области
Семья из Кордая успешно занимается поставкой на внутренний рынок кормов и куриного мяса
«День освобождения»: Трамп объявил 2 апреля началом тарифной войны со всем миром
Дожди с градом и снегом идут в Казахстан
Как на севере страны готовятся к посевной
Музыкант от Бога, артист из народа: 100-летний юбилей Нургисы Тлендиева отмечают в Казахстане
В селе создадут индустриальную зону для строительства АЭС
Гимнаст Зейнолла Идрисов одержал победу на турнире в Германии
Календарь спортивных событий Казахстана и мира с 31 марта по 6 апреля
Софья Самоделкина может продолжить тренироваться в США
Президент поручил Досаеву навести должный порядок в Алматы
Более 1,7 тыс. человек стали жертвами землетрясения в Мьянме
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
Нуркожа Кайпанов завоевал золото чемпионата Азии по вольной борьбе
Көрісу – день радости, встреч и прощения
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Точкой роста должен стать туризм
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Трамп может вывести американские войска из Германии
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Спасибо вам за подвиг!
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Возможности и силы Казахстана как средней державы
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова
Для наших мам!
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В «Астана Опера» прошел концерт всемирно известного композитора и пианиста
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе

Читайте также

Китай принял вызов Трампа и ввел ответные тарифы на америка…
Вручены государственные и почетные отраслевые награды
Развитие рынка авиатоплива рассмотрели в правительстве РК
Более 200 млрд долларов потеряли за сутки богатейшие люди м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]