Грузоперевозки: больше, дальше и быстрее

3460
Николай Жоров

Невозможно представить себе развитие Казахстана с его огромной территорией и расстояниями без устойчивой и хорошо налаженной транспортной логистики: автомобильной, авиационной, железнодорожной...

фото Юрия Беккера

При этом первостепенное значение отдается автомобильному транспорту в силу его значительной мобильности и доступности.

Как утверждают эксперты, именно на долю автотранспорта в мире приходится примерно 80% грузовых и 90% пассажирских перевозок. В Казахстане из-за огромных расстояний между регионами расклад иной, но с вводом в строй новых автомагистралей также отмечается тенденция к росту автотранс­портных перевозок.

Развитию транспортного сектора в республике традиционно уделяется большое внимание. В стране действует Госпрограмма инфраструктурного развития на 2020–2025 годы, цель которой – «содействие экономическому рос­ту и повышению уровня жизни населения страны посредством создания эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, развития транзита и транспортных услуг».

По мнению экспертов, сдерживающим фактором в развитии транспортной логистики яв­ляется дефицит грузовиков и товарных вагонов. Значительная их часть в Казахстане стареет, причем некоторые автомобили и подвижной состав относятся еще к советской эпохе. Отсюда рост затрат на их техническое обслуживание.

Наиболее простым способом увеличения парка автомобильного и железнодорожного транс­порта выступает инвестирование. Однако из-за высоких процентных ставок, отсутствия государственных стимулов и локализованной сборки грузовиков и подвижного состава частный сектор неохотно инвестирует в новые транспорт­ные средства.

Большое значение в развитии автотранспортных перевозок имеет и качество дорог. Их общая протяженность в республике сос­тавляет 96 тыс. км, в том чис­ле республиканская сеть – 23,7 тыс., местная – 72,8 тыс. Через Казах­стан проходят пять международных автомобильных марш­рутов общей протяжен­ностью 23 тыс. км.

На недавнем заседании Правительства были озвучены цифры расходов на содержание дорог. Ежегодно на эти цели требуется­ финансирование в объеме 60 млрд тенге.

С этой целью для снижения нагрузки на бюджет поэтапно внедряются платные участки автострад. На сегодня платная система введена на 3 200 км дорог. За 11 месяцев сборы за проезд составили 26 млрд 500 млн тенге. В следующем году планируется увеличение платных участков дорог на 1 200 км, а к 2029 году платная система будет введена на 11 тыс. км по мере завершения работ по реконструкции.

В целом по республике основные нарекания к качеству дорог приходятся на местную сеть. При этом в отдельных регионах при низких показателях состояния дорожного полотна средства из местного бюджета вовсе не выделяются. Это касается Западно-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Мангис­тауской, Атырауской областей и области Абай.

Для приведения данных дорог в нормативное состояние ремонтом охвачено 4 200 км, из которых на 3 600 км работы завершаются­ в текущем году. Согласно поручению Главы государства, до 2029 года необходимо провести реконструкцию на 8 тыс. км дорог.

В настоящее время, как отметил в ходе доклада на заседании Правительства вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, в международных автоперевозках на дальние расстояния задействовано 370 казахстанских перевозчиков с парком в 7,6 тыс. единиц автотранспортных средств.

В целом в международных грузоперевозках задействовано 3 578 казахстанских автоперевозчиков с парком в 27 745 автотранс­портных средств, у которых ­имеются удостоверения и карточки допуска. В рамках межправительственных соглашений перевозка осуществляется с 42 странами. За девять месяцев года перевезено 5,5 млн тонн грузов, что на 22% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Доля отечественных операторов при этом составила 42%.

Положительная динамика отмечена и на транзитных перевозках. По итогам девяти месяцев имеется 44-процентный рост общего объема транзитных перевозок в сравнении с прошлым годом. Основной объем транзита приходится на грузы из КНР. В данное время его объемы удвои­лись (с 0,7 млн до 1,5 млн тонн).

При этом имеется большой потенциал увеличения объема транзитных грузов из Китая в Европу. Ожидается, что ежегодный рост сохранится в ближайшие несколько лет, и к 2029 году объем транзитных перевозок вырастет в пять раз.

Этому способствуют введение в текущем году безвизового режима и подписание нового соглашения, позволяющего транзитный проезд перевозчикам сторон по территории Китая и Казахстана.

Кроме того, Китай стал участником Европейской системы упрощенного перехода границ – TIR Carnet (разрешающего транзитный проезд без таможенного досмотра до страны назначения). При этом увеличение китайского транзита в три раза может обеспечить поступление в экономику Казахстана до 263 млрд тенге в год.

Ведется работа по заключению межправительственных соглашений в сфере автоперевозок с ОАЭ, Данией, Македонией и Португалией. Соглашение с Эмиратами обеспечит отечественным перевозчикам выход к портам Персидского залива и доступ к рынку грузоперевозок Индии, Пакистана и других стран.

С пятикратным запасом по аэронавигации

После двух лет ограничений авиаперевозок, связанных с пандемией коронавируса, основные показатели отрасли гражданской авиации демонстрируют в Казахстане стабильный рост. В респуб­лике насчитывается 22 крупных аэропорта, из которых 14 обслуживают международные перевозки.

Большинство аэропортов недозагружены, пропускная способность аэронавигационной системы республики в настоящее время имеет более чем пятикратный запас. Эти цифры говорят о резерве для дальнейшего увеличения авиаперевозок.

Большое значение для отрасли имеет также транзит грузовых и пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией. Так, за ­2023-й пассажиропоток аэропортов прогнозируется на уровне более 25 млн человек, что на 22% выше показателя аналогичного периода 2022 года (21,1 млн).

Число пассажиров, перевезенных отечественными авиакомпаниями, ожидается в пределах 13 млн человек. Рост по сравнению с 2022 годом (11 млн) составит 18%.

Общее количество перевезенных пассажиров за 10 месяцев 2023 года составило 11 млн 046 тыс. 430 человек, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Полностью восстановлены и даже превышены объемы внут­ренних перевозок допандемийного периода (50 марш­рутов 640 рейсов в неделю). Для повышения транспортной доступнос­ти социально значимых направлений и развития внут­реннего туризма государством субсидируются 23 внутренних авиамарш­рута в семи областях. При этом идет планомерное обновление парка воздушных судов.

На сегодня международное авиа­сообщение из Казахстана установлено с 28 странами, в том числе с Азербайджаном, Великобританией, Германией, Египтом, Китаем, Нидерландами, ОАЭ, Пакистаном, Россией, Турцией и другими странами. Рейсы выполняются по 110 марш­рутам с частотой 567 рейсов в неделю четырьмя казахстанскими и 30 иностранными авиаперевозчиками.

Крупнейший лоукостер Юго-Восточной Азии AirAsia объявил о запуске прямых рейсов между Алматы и Куала-Лумпуром с марта следующего года.

Проведен ряд переговоров с авиационными властями иност­ранных государств, вследствие чего увеличено количество рейсов в Катар, Азербайджан, Великобританию и Таиланд. Подписан Меморандум с авиационными влас­тями Китая о совместном запус­ке Воздушного шелкового пути.

С 1 декабря для развития конкуренции на рынке воздушных перевозок и снижения стоимости авиабилетов внесены изменения в действующий режим «открытого неба». В соответствии с данными поправками иностранные авиакомпании могут выполнять полеты с пятой степенью «свободы воздуха» на любом международном маршруте из Казахстана, в том числе на маршрутах, где оперируют казахстанские перевозчики. В текущей обстановке республика становится более привлекательной для транзитных полетов. Так, ожидаемый объем обслуженных полетов за 2023 год – 415 тыс. самолетов, из них транзит – 263 тыс.

Продолжается работа по совершенствованию и укреплению дос­тигнутого уровня обеспечения безопасности полетов. Ведется работа с экспертами Ирландских авиационных властей (IAA) по оказанию технической помощи ААК по внедрению европейских практик.

В рамках модернизации инфраструктуры воздушного транспорта на текущий момент работа ведется на четырех объек­тах за счет частных инвестиций – это строительство новых пассажирских терминалов в аэропортах Алматы, Шымкента и Кызылорды, завершение которых запланировано на 2024 год. В уходящем году завершается работа по реконструкции аэровокзала аэропорта Костаная с устройством телескопического трапа и строительством зала прилета.

Завершение вышеуказанных инфраструктурных проектов поз­волит повысить пропускную способность пассажирских перевозок, что, в свою очередь, обеспечит жителей республики высоким уровнем комфорта.

В рамках развития столичного аэропорта ведется совместная работа с Terminals Holding Group (ОАЭ). Компания планирует прис­тупить к реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Астаны весной 2024 года. В долгосрочной перспективе поставлена задача по расширению пассажирского и карго-терминалов, созданию полноценного мультимодального хаба.

В соответствии с поручением Главы государства в 2024 году будет начата реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта в Павлодаре и рулежной дорожки, перрона аэропорта в Балхаше.

Опираясь на мировую практику, предлагается внедрить режим специальных экономических зон (СЭЗ) в шести аэропортах страны (Астане, Алматы, Шымкенте, Актау, Актобе и Караганде), способствующий привлечению грузовых потоков.

Кроме того, прорабатывается­ вопрос подготовки инфраструктуры отечественных НПЗ к переходу на стандарты авиационного топлива Jet A-1. Так, аэропорт Алматы осуществляет модернизацию топливно-заправочного комплекса и со второго квартала 2024 года готов перейти на использование такого авиа­топлива.

Уголь, зерно, нефть

На совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала Президент Казахстана дал поручение Правительству транс­формировать «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в национальную транспортно-логистическую компанию.

Это расширит ее мандат и задачи, позволит комплексно вести работу по развитию транспорт­но-транзитного потенциала страны, что вдвойне актуально, если учесть мнение экспертов, считающих, что Казахстан существенно отстает от развитых государств по уровню контейнеризации – более эффективному и экономичному способу перевозки грузов.

Мировым лидером по уровню контейнеризации грузоперевозок выступает наш восточный сосед – Китай – 73%. На Европу приходится 71%, а замыкают «тройку лидеров» США – 69%. Показатель Казахстана в этом рейтинге равен... 3%.

Развитие контейнеризации позволило бы Казахстану увеличить объемы транзитных и экспортных перевозок. Тем более что у нас имеется огромный потенциал, и самое главное здесь преимущество – выгодное географическое положение, позволяю­щее сократить сроки доставки грузов в сравнении с морскими перевозками.

За 11 месяцев уходящего года погрузка по сети АО «НК «КТЖ» превысила 236 млн тонн, что на 1,8% выше показателя аналогичного периода прошлого года. По стране перевезено с января по ноябрь 152 млн тонн грузов.

Экспорт грузов вырос на 7,8% (до 84 млн тонн). Основной объем­ погрузки пришелся на уголь – 96 млн тонн. Погрузка зерна увеличилась на 18,6% (до 10,4 млн тонн).

На 8,9% выросла погрузка зерна по республике – до 2 млн тонн. Экспорт зерна также увеличился на 21% (до 8,4 млн тонн), а перевозка продуктов его переработки – на 2% (до 2,8 млн тонн), экспорт повысился на 3,3%, сос­тавив более 2 млн тонн.

Отмечен рост перевозки нефтяных грузов на 1,8% (до 17 млн тонн), химических удобрений – на 2,6% (до 3,7 млн тонн), железной руды – на 8% (до 19 млн тонн), цветной руды – на 1,4% (до 20,7 млн тонн), строительных грузов – на 7,8% (до 15,8 млн тонн).

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Как нам трансформировать АПК
Главный ориентир – эффективное правосудие
Криминал уходит в «цифру»
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Подиум для равных
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Дмитрий набирает форму
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
Эволюционирует «ныряющая» нить
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Какую поддержку получают экспортеры Казахстана
Казахстан готов поставлять в Венгрию 95 видов товаров на $7…
Новый вид субсидий для рыбоводов введут в РК
Казахстан произвел промпродукцию на 40,3 трлн тенге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]