Первое произведение Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне вышло 130 лет назад. Сегодня холмсиана насчитывает более 200 фильмов и сериалов, есть мультфильмы, компьютерные игры. В том, что Шерлок Холмс реально существовал, уверен каждый пятый британец и не счесть сколько людей в мире. У многих, наверное, еще сохранились томики «Записки о Шерлоке Холмсе» с основательно зачитанными страницами. И кто не устремлялся к телевизору, только заслышав первые такты – та-а-та-та-та-та-да-да-да-дам – мелодии из советского кинофильма, где образы любимых героев блестяще воплотили Василий Ливанов и Виталий Соломин?
На новый сериал приверженцы литературной и киноклассики поначалу гневались, и как бы было за что. Из пуританской Викторианской эпохи герои Конан Дойла перенеслись сразу в XXI век. Чего стоила только обнаженная Ирэн Адлер, потрясшая Шерлока не только своим интеллектом! Современные технологии прекрасно дополнили дедуктивные возможности сыщика-консультанта. Плюсуем сюда его разговоры с телевизором, отрезанную голову в холодильнике, милейшую миссис Хадсон – вдову наркобарона, доктора Ватсона, который ведет блог и женится на спецагенте. Само собой, более зримы стали гомосексуальные мотивы и проблема наркотиков.
Критики, надо заметить, было немного. Те, кто категорически не принял новый образ Холмса, просто не стали смотреть дальше. Остальные «оценили красоту игры», которую авторы сериала затеяли со зрителями. Вдруг выяснилось (хотя это свойство настоящей классики), что известнейший герой позапрошлого века, если его немного «подшаманить», будет не только гармоничен в нынешнем времени, но и голову поклонницам запросто вскружит.
И это еще одна новация сериала. «Старый» Холмс как объект женского внимания практически не рассматривался. Слишком уж убежденный холостяк, непомерно нестандартный, чересчур умный, абсолютно бесполезный в быту. Самый новый Шерлок все эти черты сохранил. Но во многом благодаря харизматичному Бенедикту Камбербэтчу, «высокоактивный социопат», эксцентричный, элегантный эгоист, хамоватый циник обрел особый шарм, стал почти супергероем. Да, и этот Шерлок значительно лучше играет на скрипке.
Обладающие безудержной фантазией создатели сериала Марк Гэтисс и Стивен Моффат не просто адаптировали классику, добавив в детектив элементы эшкн, хоррора и семейной мелодрамы. Получилось так, что зрители практически сразу перестали искать отличия от литературных текстов и увлеклись поиском «отголосков» оригинала в фильмах. Однако не забудем: для значительной части аудитории, не знакомой с произведениями Конан Дойла, этот Шерлок и будет «аутентичным».
Сериал заслуживает внимания. Исключительный актерский состав, захватывающий сюжет, яркие диалоги, фирменный юмор Холмса («Замолчи, своим разговором ты понижаешь IQ всей улицы!»), спецэффекты, отличная музыка и операторская работа… Финал удивил: страшной тайне большой семьи Холмс может позавидовать и род Баскервилей. Но ведь новый Шерлок предупреждал: «Если ты устранишь все невозможное, то независимо от того, что останется, это будет правдой».
Думается, что будет продолжение. Когда-то Конан Дойлу по требованию читателей пришлось оживить Холмса. Новый Шерлок в полном расцвете сил, а успешные сериалы имеют привычку продолжаться, даже если заявлено, что они окончены.
Все колонки автора