Многое по плечу: как женщины осваивают мужские профессии в горном деле

6345
Марина Демченко

Законодательная отмена некоторых запрещенных для женщин профессий позволила Асель Туяковой, Надежде Чупахиной, Ажар Жаксыбаевой и Алие Есеновой сесть за штурвал самосвала-гиганта.

на фото Карлыгаш Ислямова

Так появился первый женский экипаж водителей большегрузов в компании Polymetal, а случилось это в январе 2021 года на Комаровском горном предприятии.

– Я всегда мечтала водить автомобиль, поэтому решилась попробовать, чтобы потом не сожалеть об упущенной возможности. Если иду на риск, принимаю на себя всю ответственность и довожу начатое до конца. Супруг был против и сомневался, что у меня получится, но я настояла на своем, рискнула и смогла. Сейчас работаю и уверена, что семья и предприятие еще будут мною гордиться, – рассказала Асель Туякова.

Надежда Чупахина и Ажар Жаксыбаева к тому времени были профес­сионалами с 15-летним водительским стажем. Они тоже, не сомневаясь в своих силах и знаниях, решили повысить категорию В до С.

«Почему вдруг эти молодые женщины решили освоить типично мужскую профессию?» – недоумеваете вы. Иначе и не могло быть, ведь семья каждой из них так или иначе связана с горной отраслью. У всех отцы либо супруги, братья работают на большегрузной технике. Каждой не раз приходилось наблюдать с верхнего уступа карьера как Komatsu и Caterpillar, похожие на желтые спичечные коробки, стоят на погрузке, а потом с замиранием серд­ца следили глазами, как те взбираются наверх по серпантину. Одной из женщин еще подростком доводилось ездить в кабине отцовского больше­груза, конечно, как пассажиру.

– Вот почему я в числе первых, узнав, что Комаровское горное предприятие проводит конкурс, набирает женщин-водителей на большегрузные машины, решилась учиться. Немаловажную роль сыграла и достойная зарплата, – говорит Асель Туякова.

Уже весной следующего года второй женский экипаж появился на Варваринском – 90-тонный Caterpillar доверили Юлии Новиковой и Валентине Носик.

– Почему бы и не попробовать? – улыбаясь, вспоминает Юлия, которую за боевой характер коллеги-водители в шутку зовут Петровичем. – Тем более что категория С для грузовых авто у меня уже была. Семья поддержала, хотя опыта вождения крупногабаритной техники у меня не было, как, впрочем, и страха от внушительных размеров карьерных автосамосвалов.

– Был ли страх у меня? Да, но интереса больше, – не скрывает Валентина Носик. – Мой супруг работал на самосвале, теперь, видно, моя очередь.

Первые рейсы, конечно, сопровождались волнением. Не секрет, женщины по природе своей эмоциональны, самокритичны и порой чрезмерно педантичны! Благо, мужчины поддерживали новоиспеченных водителей и советом, и добрым словом.

– Сейчас наши девушки работают в полную силу, заступают на смену и в день, и в ночь наравне с мужчинами, – рассказывает начальник автотранспорт­ного цеха Арман Рамазанов. – Спрос одинаков со всех. Никаких нареканий со стороны коллег, руководст­ва рудника, отдела по безопас­ности и охране труда нет. Выполняют рабочий план. При этом они исполнительны, следуют всем требованиям.

Права на управление легковым автомобилем у женщины уже давно не редкость, и при их наличии на подготовку к работе на карьере у каждой ушло около двух лет. Сначала было обучение на категорию С1. Спустя год – экзамены на категорию С, позволяющую управлять техникой грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. Следом – стажировка с опытными водителями.

Для каждой женщины разрабатывался индивидуальный план ввода в должность. Сначала они привыкали к габаритам автомобиля, учились «чувствовать» технику, не бояться маршрута, сидя рядом с водителем, запоминать необходимые операции. Потом им доверяли руль самосвала, а кто-то все лето стажировался на пылеподавляющей машине. Пройдя достойно все этапы подготовки, дамы пересаживались на перевозку руды.

на фото Татьяна Бостаганова

Тогда же, в 2021 году, на Бакырчике Карлыгаш Ислямова, Татьяна Бостаногова, Марина Ермоленко и Людмила Миллер с правами категории В начали нарабатывать навыки вождения грузовиков и переучиваться на категорию С, позволяющую управлять тяжелой горной техникой.

– Колесо большегруза – почти три метра в диаметре. Чтобы подняться в кабину, надо преодолеть восемь ступенек – кресло водителя на уровне второго этажа. Первое время было страшновато, но я быстро привыкла, – поделилась Карлыгаш, которая за время работы на Бакырчикском горнодобывающем предприятии водила и УАЗ «Фермер», и скорую помощь, и автовышку. – Кабина Komatsu оборудована по последнему слову техники. Управлять даже груженым автомобилем несложно, достаточно легкого касания руля или педалей.

Освоив 55-тонный самосвал, в котором ни много ни мало 778 лошадиных сил, она стала присматриваться к 130-тонным БелАЗам.

На данный момент на предприятиях, входящих в группу Polymetal, трудятся 20 женщин-водителей большегрузного автомобиля: четверо на Бакырчикском горнодобывающем предприятии и по восемь на АО «Варваринское» и на Комаровском горном предприятии.

– С 2020 года, согласно поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Республики Казахстан, работодателю разрешено принимать на работу женщин-водителей большегрузных машин. Наша компания непосредственно участвовала в решении этого вопроса. Была проделана огромная подготовительная работа: проведены аналитические исследования о возможности трудоустройства женщин на современные большегрузные автосамосвалы, согласования с государственными органами на основе всех собранных данных, – рассказала Айнур Бекдаирова, заместитель генерального директора по персоналу ТОО «Полиметалл Евразия».

Горнодобывающая отрасль перестала быть чисто мужской. Представительницы прекрасного пола все чаще успешно работают и растут на производстве. Безусловно, это нелегкий труд, ведь им еще нужно совмещать работу и семью.

И такие примеры успешных казахстанок показывают, что возможности прекрас­ного пола поистине безграничны.

Популярное

Все
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Талантливы во всем
Нужно решать реальные производственные задачи
Серебряная награда из Египта
В Алматы представлен сборник корейской прозы на казахском языке
На защите семьи
Готовить кадры на местах
«Семей» сохраняет лидерство
Не просто сельские этюды
Покоряя музыкальный Олимп
В Шымкенте простились с последним фронтовиком
Аграрный сектор набирает обороты
Осваивать новые технологии
Казахстан внедрил 12 направлений профилактики ВИЧ
Указ Президента Республики Казахстан О назначении Балаевой А. Г.
Жизнь на высоте
Учить сердцем
Властелин механических «сердец»
«Ұлы дала жорығы»: степной марафон и перспективы развития конной индустрии
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Новый центр мировой металлургии
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Метростроевцы ускоряют темп
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое
В Атырау откроется хоккейная академия
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены

Читайте также

Предвидеть демографические штормы
На защите семьи
Пранк пошел не по плану: в Семее дзюдоистка защитила «похищ…
Спасатели МЧС эвакуировали иностранцев близ Аральска

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]