Многое по плечу: как женщины осваивают мужские профессии в горном деле

4871
Марина Демченко

Законодательная отмена некоторых запрещенных для женщин профессий позволила Асель Туяковой, Надежде Чупахиной, Ажар Жаксыбаевой и Алие Есеновой сесть за штурвал самосвала-гиганта.

на фото Карлыгаш Ислямова

Так появился первый женский экипаж водителей большегрузов в компании Polymetal, а случилось это в январе 2021 года на Комаровском горном предприятии.

– Я всегда мечтала водить автомобиль, поэтому решилась попробовать, чтобы потом не сожалеть об упущенной возможности. Если иду на риск, принимаю на себя всю ответственность и довожу начатое до конца. Супруг был против и сомневался, что у меня получится, но я настояла на своем, рискнула и смогла. Сейчас работаю и уверена, что семья и предприятие еще будут мною гордиться, – рассказала Асель Туякова.

Надежда Чупахина и Ажар Жаксыбаева к тому времени были профес­сионалами с 15-летним водительским стажем. Они тоже, не сомневаясь в своих силах и знаниях, решили повысить категорию В до С.

«Почему вдруг эти молодые женщины решили освоить типично мужскую профессию?» – недоумеваете вы. Иначе и не могло быть, ведь семья каждой из них так или иначе связана с горной отраслью. У всех отцы либо супруги, братья работают на большегрузной технике. Каждой не раз приходилось наблюдать с верхнего уступа карьера как Komatsu и Caterpillar, похожие на желтые спичечные коробки, стоят на погрузке, а потом с замиранием серд­ца следили глазами, как те взбираются наверх по серпантину. Одной из женщин еще подростком доводилось ездить в кабине отцовского больше­груза, конечно, как пассажиру.

– Вот почему я в числе первых, узнав, что Комаровское горное предприятие проводит конкурс, набирает женщин-водителей на большегрузные машины, решилась учиться. Немаловажную роль сыграла и достойная зарплата, – говорит Асель Туякова.

Уже весной следующего года второй женский экипаж появился на Варваринском – 90-тонный Caterpillar доверили Юлии Новиковой и Валентине Носик.

– Почему бы и не попробовать? – улыбаясь, вспоминает Юлия, которую за боевой характер коллеги-водители в шутку зовут Петровичем. – Тем более что категория С для грузовых авто у меня уже была. Семья поддержала, хотя опыта вождения крупногабаритной техники у меня не было, как, впрочем, и страха от внушительных размеров карьерных автосамосвалов.

– Был ли страх у меня? Да, но интереса больше, – не скрывает Валентина Носик. – Мой супруг работал на самосвале, теперь, видно, моя очередь.

Первые рейсы, конечно, сопровождались волнением. Не секрет, женщины по природе своей эмоциональны, самокритичны и порой чрезмерно педантичны! Благо, мужчины поддерживали новоиспеченных водителей и советом, и добрым словом.

– Сейчас наши девушки работают в полную силу, заступают на смену и в день, и в ночь наравне с мужчинами, – рассказывает начальник автотранспорт­ного цеха Арман Рамазанов. – Спрос одинаков со всех. Никаких нареканий со стороны коллег, руководст­ва рудника, отдела по безопас­ности и охране труда нет. Выполняют рабочий план. При этом они исполнительны, следуют всем требованиям.

Права на управление легковым автомобилем у женщины уже давно не редкость, и при их наличии на подготовку к работе на карьере у каждой ушло около двух лет. Сначала было обучение на категорию С1. Спустя год – экзамены на категорию С, позволяющую управлять техникой грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. Следом – стажировка с опытными водителями.

Для каждой женщины разрабатывался индивидуальный план ввода в должность. Сначала они привыкали к габаритам автомобиля, учились «чувствовать» технику, не бояться маршрута, сидя рядом с водителем, запоминать необходимые операции. Потом им доверяли руль самосвала, а кто-то все лето стажировался на пылеподавляющей машине. Пройдя достойно все этапы подготовки, дамы пересаживались на перевозку руды.

на фото Татьяна Бостаганова

Тогда же, в 2021 году, на Бакырчике Карлыгаш Ислямова, Татьяна Бостаногова, Марина Ермоленко и Людмила Миллер с правами категории В начали нарабатывать навыки вождения грузовиков и переучиваться на категорию С, позволяющую управлять тяжелой горной техникой.

– Колесо большегруза – почти три метра в диаметре. Чтобы подняться в кабину, надо преодолеть восемь ступенек – кресло водителя на уровне второго этажа. Первое время было страшновато, но я быстро привыкла, – поделилась Карлыгаш, которая за время работы на Бакырчикском горнодобывающем предприятии водила и УАЗ «Фермер», и скорую помощь, и автовышку. – Кабина Komatsu оборудована по последнему слову техники. Управлять даже груженым автомобилем несложно, достаточно легкого касания руля или педалей.

Освоив 55-тонный самосвал, в котором ни много ни мало 778 лошадиных сил, она стала присматриваться к 130-тонным БелАЗам.

На данный момент на предприятиях, входящих в группу Polymetal, трудятся 20 женщин-водителей большегрузного автомобиля: четверо на Бакырчикском горнодобывающем предприятии и по восемь на АО «Варваринское» и на Комаровском горном предприятии.

– С 2020 года, согласно поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Республики Казахстан, работодателю разрешено принимать на работу женщин-водителей большегрузных машин. Наша компания непосредственно участвовала в решении этого вопроса. Была проделана огромная подготовительная работа: проведены аналитические исследования о возможности трудоустройства женщин на современные большегрузные автосамосвалы, согласования с государственными органами на основе всех собранных данных, – рассказала Айнур Бекдаирова, заместитель генерального директора по персоналу ТОО «Полиметалл Евразия».

Горнодобывающая отрасль перестала быть чисто мужской. Представительницы прекрасного пола все чаще успешно работают и растут на производстве. Безусловно, это нелегкий труд, ведь им еще нужно совмещать работу и семью.

И такие примеры успешных казахстанок показывают, что возможности прекрас­ного пола поистине безграничны.

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Криминал уходит в «цифру»
Главный ориентир – эффективное правосудие
Как нам трансформировать АПК
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
В добрый путь, «Айналайын»!
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
Рыбная среда
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Подиум для равных
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Алматинке удалось вернуть деньги за некачественный онлайн-к…
Сколько дней казахстанцы отдохнут на новогодние праздники
Генетические тесты: гадание или наука
Свыше 500 тысяч казахстанцев прошли марафон правовой и фина…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]