фото из архива музея
Окончание. Начало в № 48, 531976 год стал поворотным моментом в деятельности галереи, которая с этого времени обретает новый статус и название – Государственный музей искусств Казахстана.
Появление нового здания привело к кардинальным изменениям. Коллекцию изобразительного искусства объединили с фондами Республиканского музея народного прикладного искусства, первым директором которого был известный казахский художник театра и кино, заслуженный деятель искусств КазССР Кулахмет Ходжиков.
Теперь искусство Казахстана было представлено в полном объеме: от шедевров народных мастеров до самых современных произведений живописи, скульптуры, графики. Новый музей получил и новое имя – Государственный музей искусств Казахской ССР.
Переезд осуществлялся под руководством народного художника СССР, члена корреспондента АХ СССР Канафии Тельжанова, который возглавил галерею в 1973 году и был директором музея до 1987 года. Началась кропотливая работа по созданию продуманной научно обоснованной новой экспозиции, которую нужно было разместить в 14 залах. После объединения коллекция музея достигла уже 14 377 экспонатов!
Открытие нового музея, долгожданное событие не только для сотрудников галереи, но и для жителей Алма-Аты, состоялось 16 сентября 1976 года. С того момента резко увеличилось число посетителей. В программу визитов зарубежных делегаций, посещавших Казахстан, всегда включали экскурсию по музею. Многие известные государственные деятели побывали у нас. В числе гостей музея были видные политики, выдающиеся деятели культуры и науки.
Чаще стали привозить свои экспонаты крупнейшие российские музеи. Было много выставок из союзных республик и зарубежных стран. Так, в начале 1990-х состоялась выставка современного французского художника Бернара Ронфо, которая поразила творческим разнообразием. Можно было увидеть живопись, графику, гобелены и уникальные ювелирные изделия мастера. На закрытии выставки художник подарил музею свою картину «Церковь Орсиваль в Оберни». Да и казахстанские художники почитали за честь проводить свои юбилеи в прекрасных музейных залах. Не забудутся персональные выставки Еркина Мергенова 1988 и 2001 годах, самобытного казахского скульптора, чье творчество всегда отличалось смелостью и пластическим темпераментом.
При непосредственном участии музея организовывались многочисленные выставки за рубежом. Искусство Казахстана было представлено в Турции, США, Франции, Туркменистане, Германии, Израиле, Китае, Австралии, Японии и других странах.
В 1984 году прошла юбилейная выставка народного художника Казахстана, замечательного мастера Абылхана Кастеева, посвященная 80-летию со дня его рождения. К этой знаменательной дате был создан мемориальный зал художника, в котором и сегодня можно увидеть лучшие его произведения, отражающие творческий путь, многогранность его дарования. В этом же году имя первого национального художника увековечили в названии музея – ГМИ КазССР им. А. Кастеева.
Позже, в 2004 году, когда проводились мероприятия, приуроченные к празднованию 100-летнего юбилея А. Кастеева, перед зданием был установлен памятник художнику, который органично вписался в окружающую среду. Его автор – известный казахстанский скульптор Нурлан Далбай. Пожалуй, это единственный памятник художнику в республике.
После обретения Казахстаном независимости укрепляется статус музея как сокровищницы национальной культуры. В 2001 году ГМИ РК им. А. Кастеева посетил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, тем самым продемонстрировав свою заинтересованность в развитии национальной культуры в целом.
В 2008 году музей был закрыт на капитальный ремонт. Меняли все – окна, двери, внешнюю облицовку… Для посетителей он был недоступен, но научные сотрудники продолжали работать. И даже в такой ситуации проводились уникальные акции.
В апреле 2010 года музей посетила группа искусствоведов из Амстердама, представлявшая Фонд культурной инвентаризации, цель которого – выявление и изучение коллекций живописи голландского и фламандского искусства в различных музеях мира. Фонд заинтересовался аналогичным собранием и казахстанского музея. На протяжении 5 дней специалисты просмотрели 65 произведений. В результате была создана база данных по коллекции музея, которая вошла в общий информационный сайт амстердамского фонда. Ученые пришли к выводу, что в целом казахстанская коллекция по сравнению с музеями СНГ намного богаче и находится в прекрасном состоянии. Было отмечено, что самой ценной и значительной работой в коллекции является картина «Битва израильтян с амаликитянами» Франса Франкина Старшего. В мире сохранилось очень мало работ этого художника.
Чем сегодня живет музей? ГМИ расширяет свои границы, что делает его более доступным для посетителей в различных частях города. 17 февраля 2014 года, когда страна отмечала 110-летний юбилей А. Кастеева, дом, в котором с 1958 года проживал художник со своей семьей, был преобразован в музей. В качестве филиала его передали ГМИ для создания в нем Центра по изучению наследия А. Кастеева. В экспозиции нового музея представлены сохранившиеся личные вещи художника, а в мастерской – предметы творческого труда: мольберт, палитра, кисти и краски.
В 2014 году Центральный выставочный зал, ранее известный как Дирекция художественных выставок, став частью ГМИ, позволил увеличить количество временных выставок. Здесь проводятся персональные и тематические выставки современных казахстанских художников.
Кроме того, музей активно использует окружающую здание территорию, организовав в 2014 году парк скульптуры под открытым небом! Ведущие скульпторы разных поколений и творческих направлений предоставили свои работы. Это монументальная пластика Георгия Трякина-Бухарова, Павла Шорохова, Вагифа Рахманова, Молдагула Нарымбетова, Эдуарда Казаряна, Аскара Есдаулетова. В перспективе планируется дальнейшее развитие парковой структуры, появление новых экспонатов, смена экспозиции, совершенствование ландшафтного окружения.
Cегодня коллекция ГМИ РК им. А. Кастеева насчитывает более 25 тыс. экспонатов и продолжает пополняться. Это старейший музей страны, где чтят традиции, заложенные первыми поколениями научных сотрудников, и активно используют в своей практике музейной работы новейшие достижения современности. За прошедшие десятилетия удалось не только сохранить, но и значительно приумножить художественные ценности нации. Все это, в конечном счете, делалось и делается для наших посетителей, чтобы каждый визит в музей открывал для них что-то новое и прекрасное, формировал более устойчивый интерес к искусству.