Великие и знаменитые Традиция присваивать имена великих соотечественников аэропортам зародилась в 40-е годы прошлого столетия. Первым стал в 1947 году международный нью-йоркский аэропорт, получивший имя Фиорелло Ла Гуардиа – одного из мэров Нью-Йорка. Американцы как родоначальники традиции остаются ее верными последователями. В результате практически каждый второй аэропорт страны носит чье-либо имя. В Новом Орлеане – Луи Армстронга, в Нью-Йорке – Ла Гуардиа и Джона Ф. Кеннеди. Международный аэропорт Вашингтона –
им. Рональда Рейгана, а в Далласе – Джорджа Буша-старшего. Главный аэропорт штата Аляска в Анкоридже назван в честь Теда Стивенса – американского политика, представлявшего этот штат в Сенате c 1968 по 2009 год.
В отличие от заокеанских воздушных гаваней в Европе к именитым аэропортам подошли творчески. Итальянцы посвятили воздушные ворота Рима великому художнику и архитектору Леонардо да Винчи, а аэропорт курортного Римини, обслуживающий не только Италию, но и государство Сан-Марино, – знаменитому кинорежиссеру Федерико Феллини. Мэтр итальянского кино родился в Римини, и таким образом жители города увековечили память земляка.
Долго не поддавалась всемирному тренду на аэропорты с именами Великобритания. Но рожденная здесь группа The Beatles настолько ярко вспыхнула на музыкальном олимпе, что оставить без внимания ливерпульскую четверку не представлялось возможным. Тем более музыканты регулярно устраивали пиар родному городу и аэропорту, который назывался тогда незатейливо – Спеке, как поместье, где он находился. И вот в 2002 году ливерпульская воздушная гавань получила имя Джона Леннона, а девизом аэропорта сделали строчки из песни The Beatles под названием Imagine – Above us only sky («Над нами только небо»).
Присваивают также воздушным гаваням имена великих музыкантов и ученых. Например, крупнейший международный аэропорт Польши в Варшаве назван в честь знаменитого композитора Фредерика Шопена, а один из его терминалов называется Этюд. Второй международный коммерческий польский аэропорт во Вроцлаве в 2006 году получил имя великого астронома Николая Коперника. Ранее он назывался Бреслау-Шенгартен.
Другому музыкальному гению – Моцарту – посвящен международный аэропорт в австрийском Зальцбурге. А вот воздушным воротам столицы Сербии – Белграду – присвоено имя великого изобретателя и исследователя Николы Теслы. Аэропорт Тесла известен также музеем авиации, который находится рядом с главным терминалом.
За 70 лет, с тех пор, как аэропорт впервые получил имя, самыми популярными персонами при наименовании воздушных ворот остаются полководцы, главы государств и политики. Например, главный аэропорт Кубы носит имя лидера освободительного движения Хосе Марти, а во Франции главные воздушные ворота названы в честь едва ли не самого известного француза в мире – государственного и военного деятеля генерала Шарля де Голля. В польском Гданьске международный аэропорт назван в честь занимавшего пост президента Польши в 1990–1995 годах Леха Валенсы, лауреата Нобелевской премии мира.
Нередко аэропортам присваивают имена основателей стран и первых лидеров государств. Так в Израиле главная воздушная гавань носит имя Давида Бен-Гуриона, одного из основателей Государства Израиль. Воздушная гавань Баку с 2004 года именуется в честь Первого Президента Азербайджана Гейдара Алиева.
Воздушный перекресток Сегодня из воздушной гавани столицы за сутки осуществляется более 40 вылетов в страны ближнего и дальнего зарубежья. Число авиакомпаний, которые обслуживает международный аэропорт Астаны, приближается к 20. Среди них такие гиганты рынка, как германская Lufthansa, Etihad Airways Объединенных Арабских Эмиратов, российский «Аэрофлот», крупные авиакомпании Австрии, Турции, Польши, Украины и Беларуси и, конечно же, национальный авиаперевозчик Air Astana.
Столицу Казахстана регулярные авиарейсы соединяют с Франкфуртом-на-Майне, Ганновером, Веной, Абу-Даби, Дубаи, Стамбулом, Анталией. Встречают пассажиров рейсы на Москву, Ташкент, Новосибирск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киев, Минск, Бишкек, Оренбург, Красноярск... Аэропорт Астаны имеет возможность принимать все типы воздушных судов без ограничения.
Плановая пропускная способность действующего пассажирского терминала столичного воздушного порта, введенного в эксплуатацию в 2005 году, составляет 3 млн пассажиров в год. Поскольку аэропорт превысил этот показатель уже в 2016-м, когда принял 3,6 млн человек, возникла потребность увеличения терминальной мощности.
Новый суперсовременный международный терминал открыт с участием Главы государства 31 мая текущего года. Он занимает площадь 47 тыс. кв. метров, включает в себя четыре уровня, три из которых предназначены для международных рейсов, а четвертый поделен на международную зону отдыха и сектор для пассажиров внутренних рейсов.
– В этом здании создана новейшая система обработки багажа. Подобные ей в Европе планируется установить только к 2020 году, – рассказал генеральный директор аэропорта Радильбек Адимолда. – Система обеспечивает дополнительную безопасность пассажиров и работает таким образом, что любой подозрительный багаж сразу определяется и выводится в другой сектор терминала, где производится досмотр.
По его словам, производительность новой полуавтоматической системы – до 1 200 единиц багажа в час. Выросла и пропускная способность столичного аэропорта. После запуска международного терминала воздушная гавань Астаны сможет принять до 8 млн человек в год.
Благодаря расширению терминальных мощностей активно открываются новые направления авиасообщения из казахстанской столицы. В июне открыт прямой рейс Астана – Киев, готовится к запуску Астана – Дели. Польская авиакомпания LOT начала полеты из столицы Казахстана в Варшаву. На старте Астана – Хельсинки, рейсы в Ереван и Минводы. Первый пришедший на рынок Казахстана лоукостер WizzAir начинает курсировать по маршруту Астана – Будапешт.
История гавани Возвращаясь из путешествия по аэропортам мира в Казахстан, нужно отметить, что столичной воздушной гавани в нынешнем году исполняется 87 лет. В 1930 году в черте степного Акмолинска был построен первый небольшой аэродром в виде поля для взлетов и посадок самолетов и 8-комнатного здания с небольшим залом. Отсюда с 1 декабря 1931 года началось регулярное воздушное сообщение между Акмолинском и Семипалатинском. Аэродром был связан с городом телефонной линией, а добраться до него можно было, используя паромную переправу через Есиль.
В первые годы воздушное движение носило эпизодический характер, тем более что в период весенних паводков аэродром закрывался. Расписание в те годы выглядело так: «Вылет самолета в понедельник утром» или «Вылет в среду с восходом солнца».
Новый виток развития воздушная гавань получила после Великой Отечественной войны. В начале 1946 года в аэропорту Акмолинска было размещено первое звено самолетов По-2 (легкий учебно-полевой биплан) Карагандинского авиапредприятия. Постепенно формируется пул специалистов, аэропорт дооснащается более современным оборудованием. Штат персонала вырастает до 40–50 человек, и акмолинская воздушная гавань начинает принимать, кроме легких самолетов, и тяжелые транспортники Ли-2.
После удлинения взлетно-посадочной полосы здесь впервые в мае 1951 года приземляется пассажирский Ил-12, а позднее Ил-14. Парк воздушных судов пополняется самолетами Як-12 и Ан-2. В 1956 году аэропорт Акмолинска переходит на круглосуточную работу, а вскоре ему присваивается третий класс (2 000–4 000 пассажиров в год).
Регулярные рейсы в Степногорск и Кустанай были открыты из Акмолинска в 1961 году, а в 1963-м первые авиарейсы стал принимать новый аэропорт Целинограда (бывшего Акмолинска), расположенный в 18 км от города.
Приемом первого Ту-154 отмечен в истории порта 1975 год. Тогда же был открыт регулярный рейс Алма-Ата – Целиноград – Москва.
Второй мощный рывок в развитии аэропорта дал перенос столицы Казахстана из Алматы в Акмолу (впоследствии – Астану) в 1998 году. К тому времени в сжатые сроки была проведена реконструкция аэродрома: удлинена до 3 500 м взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулежные дорожки и перрон. Произведены замены светосистемы и радионавигационного оборудования, построено здание VIP, реконструирован аэровокзальный комплекс.
В дальнейшем с 2002 по 2005 год был реализован крупномасштабный международный проект реконструкции аэропорта Астаны. 2 февраля 2005 года состоялось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала.
Сегодня международный аэропорт Астаны – один из самых современных на евразийском континенте. С обретением нового имени воздушная гавань столицы обретет новую энергию и сделает мощный рывок к становлению Астаны в качестве транзитного хаба для всей Центральной Азии.