Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики

4301
Беседовала Асель Муканова

О том, как защитить подлинный эксклюзив в эпоху Интернета мы поговорили с членом рабочей группы Сената по внесению изменений в законодательные акты по креативной индустрии, генеральным директором IT-компании AUDOO.KZ Эльнорой Айткалиевой.

фото из архива "КП"

– Государство начало системно развивать сектор креатива три года назад. Расскажите, как сегодня обстоят дела.

– В 2021 году была предложена концепция креативной диверсификации экономики. Появился перечень из 43 видов творческой деятельности, в числе которых мода, искусство, дизайн, кино, народные промыслы и многое другое. Для каждой отрасли разрабатываются специфические меры поддержки.

На сегодня в творческой сфере работают порядка 95 тысяч человек, вложения в основной капитал составляют 33,3 миллиарда тенге, общее число креа­тивных предприятий – 32 тысячи. Их вклад в экономику оценивается в размере 2,7% ВВП.

Разумеется, в основном креативный бизнес сконцентрирован в мегаполисах, где существует платежеспособный спрос на его продукцию. Поэтому важная задача – создавать благоприятные условия для развития креативных индустрий, в том числе в регионах, в малых городах. Ведь креативные индустрии – это и рабочие места, и улучшение социального климата.

– До сих пор мы рассматривали культуру преимущественно как объект государственной или спонсорской опеки. Но, по сути, концепция креативных индустрий предполагает совершенно иной подход...

– Культура – общественное благо. Государство всегда будет финансировать академическую музыку, музеи, театр, авторское кино и так далее. Однако в современном обществе культура может не только тратить, но и зарабатывать.

Здесь точно так же, как в науке. Никто не спорит, что государство, которому небезразлично собственное будущее, должно финансировать фундаментальные исследования. Но ничуть не менее важно создать «точку приложения» исследований и разработок, то есть сформировать рынок технологий, разработок, ноу-хау, всего того, что связывают со сферой промышленной собственности.

Если дотируемая государством культура – лаборатория, эксперимент, задел на будущее, то креативные индустрии – реальная предпринимательская прак­тика, основанная на монетизации результатов творческого труда.

– Поясните подробнее, как это работает.

– И науку, и культуру превращает в бизнес один институт – интеллектуаль­ная собственность. Этот правовой инс­трумент позволяет зарабатывать на результатах научных изысканий, технического творчества, художественной практики.

Пока у результата интеллектуальной деятельности нет владельца, его нельзя продать, купить, сдать в аренду или заложить. Когда возникает право интеллектуальной собственности, творческий или научный результат превращается в полноценный актив – сердцевину экономики знаний.

Согласно статистике Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности, общая стоимость нематериальных активов в мире – авторских и смежных прав, патентов, товарных знаков, сек­ретов производства – составляет 74 триллиона долларов. Apple дороже Exxon Mobil!

Интеллектуальные права – это приводной ремень креативной экономики, и именно поэтому в 2023 году было принято постановление нашего Правительства, определяющее субъектов креативного предпринимательства и возможных адресатов мер государственной поддержки по такому критерию, как владение правами на результаты творческой деятельности и коммерциа­лизация таких прав.

– И что же следует предпринять нашей стране, чтобы воспользоваться плодами новой экономики и занять достойное место в мировом разделении труда?

– Для того чтобы креативный сектор рос и привлекал инвестиции, нам необходимо осуществить точечную донастройку нормативно-правовой базы, тем самым сформировав максимально благоприятную регуляторную среду для бизнеса.

В первую очередь необходимо уточнить критерии отнесения к субъектам креативного предпринимательства. Сегодня к таким субъектам относят обладателей авторских и смежных прав. Необходимо добавить сюда патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также все виды средств индивидуализации, которые активно используются в моде, гастрономии, дизайне.

Кроме того, будет полезно обязать креативные компании отчитываться о затратах на производство интеллектуаль­ной собственности и выручке от ее реализации. Это позволит, с одной стороны, выявить наиболее востребованные режимы охраны, а с другой – сформировать реестр наиболее прозрачных и, как следствие, привлекательных для инвес­торов компаний креативного сектора.

– К вопросу о реестрах: сегодня много говорят о применении блокчейна в сфере креативных индустрий...

– И вовсе не безосновательно! Опыт соседей показывает, что использование децентрализованной цифровой инфраструктуры в качестве «подложки» экосистемы цифровых сервисов позволяет не только решить проблему доступнос­ти сведений о результатах творческой деятельности и правах на них, но и обеспечить возможность мгновенных цифровых сделок. Это существенно снижает издержки на юристов и, по сути, создает предпосылки для «токенизации» нематериальных активов компаний.

Будучи записанными в распределенном реестре, права на тот или иной результат интеллектуальной деятельности становятся цифровым активом. При этом в отличие от сомнительных криптовалют такое «утилитарное цифровое право» обеспечено вполне осязаемой стоимостью креативного продукта.

Полагаю, что появление такого реестра и закрепление его статуса в законодательстве было бы чрезвычайно полезно экономике Казахстана.

– Что государство может сделать для авторов, которые зачастую не получают должного вознаграждения за свой труд?

– Законодательство должно также гарантировать автору как слабой стороне сделки справедливое вознаграждение за использование его произведений в составе сложных объектов, например, за использование музыки в кино. Даже после того, как права на саундтрек переданы продюсеру, композитор должен получать деньги каждый раз, когда музыка звучит в кинозале или при просмотре на стриминговом сервисе.

Наконец, платформы должны перестать оправдывать нарушение интеллектуальных прав статусом информацион­ного посредника. В законодательстве должна быть прописана ответственность для сайтов, которые уведомлены о нарушении, но ничего не предприни­мают для его устранения. Только так мы сможем обеспечить должную защиту инвестиций в креативные индустрии. Без подобных мер вкладывать деньги в творчество – все равно что носить воду в решете.

– Какие еще меры Вы бы предложили?

– Креативные индустрии и инновации не могут существовать в замкнутом пространстве. Нам нужно открываться миру и развивать международное сот­рудничество.

В перспективе ближайших десяти лет было бы крайне целесообразно разрешить субъектам креативного предпринимательства ведение мультивалютной бухгалтерии. Это способствовало бы притоку зарубежных инвестиций, а также усилило бы наши позиции в конкуренции за высококлассных специалистов.

Наконец, нам уже сегодня нужно думать о том, как в законодательстве нашей страны будут регулироваться DAO – децентрализованные автономные организации, которые все чаще становятся альтернативой традиционным юридическим лицам. Именно в сфере креативных индустрий и интеллектуаль­ной собственности как инструмента их монетизации подобные «цифровые» юрлица могут сыграть положительную роль.

Коль скоро интеллектуальные права записаны в распределенном реестре, сама компания-правообладатель тоже может быть представлена как цифровой актив. Автоматизация корпоративных процедур, связанных с коллективным владением и привлечением инвестиционных средств, вполне может стать новым этапом развития креативной сферы.

Уверена, что реализация даже части из предложенных мер поможет уже в ближайшей перспективе увеличить долю креативных индустрий в ВВП до 3%, а число занятых в таком бизнесе – до 4% населения. В течение ближайших лет число субъектов креативных индустрий должно достигнуть 80 тысяч, а экспорт креативной продукции увеличиться на 200 миллионов долларов.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Основа стабильного будущего
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Страсти по реестру
Бюджетные деньги, выделенные на капремонт, должны находитьс…
Трансформация ТиПО начинается с повышения статуса рабочих к…
Забота о селе – забота о стране

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]