
Несомненно, при этом иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения высоких показателей в экономике страны.
Стимулирование экономического роста на основе обеспечения индустриально-инновационного прорыва и последовательное снижение зависимости от энергоресурсов – условие, при котором экономика Республики Казахстан сможет успешно интегрироваться как в глобальные инвестиционные потоки, так и в мировое сообщество развитых стран.
В связи с этим содействие привлечению иностранных инвестиций и инновационных технологий в казахстанскую экономику, а также продвижению ориентированной на экспорт продукции отечественных предприятий является одним из основных элементов внешнеэкономической политики Республики Казахстан и приоритетом торговой и экономической дипломатии.
В частности, в последние годы загранучреждения страны на постоянной основе ведут прямой диалог с иностранным бизнес-сообществом, регулярно проводят встречи и переговоры с главами зарубежных компаний, организуют «круглые столы», бизнес-форумы, выставки и презентации, визиты делегаций деловых кругов.
При непосредственном содействии внешнеэкономического ведомства Республики Казахстан в стране и за рубежом ежегодно проводятся различные мероприятия по торгово-экономической и инвестиционной тематике, а также организуются визиты иностранных деловых кругов в Казахстан и казахстанских экономических делегаций за рубеж.
Все это не могло не сказаться на масштабах привлечения иностранных инвестиций.
Так, за 2018 год приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан увеличился на 15,8% – до 24 млрд долларов. Объем внешней торговли Казахстана за год вырос на 20%.
Вместе с тем мы пока не достигаем уровня намеченных индикаторов. Так, по итогам 2018 года прямые иностранные инвестиции в экономике составили 14,2% (годом ранее – 12,9%) при целевом индикаторе в 16,5%. При этом заметим, что целью 2022 года является обеспечение 19% от ВВП, она может и не быть достигнута, если не предпринимать больших усилий по формированию стимулирующего инвестиционного климата.
Если посмотреть в разрезе основных иностранных инвесторов, то картина выглядит таким образом.
Лидером по инвестициям являются Нидерланды, за 6 месяцев 2018 года объем инвестиций составил 3,8 млрд долларов (год назад – 3,1 млрд). Второй стратегический инвестор – Соединенные Штаты Америки – 2,8 млрд долларов (годом ранее – 2,3 млрд). Замыкает тройку Швейцария – 1,3 млрд долларов (1,2 млрд соответственно). Россия в 2018 году проинвестировала совместные проекты на сумму 821 млн долларов против 586,3 млн долларов годом ранее.
Инвесторы из Нидерландов за весь период экономических отношений с Казахстаном вложили 54,2 млрд долларов (75,8% от всех инвестиций) в горнодобывающую отрасль. В обрабатывающую промышленность и на научно-техническую деятельность направлено 5,3 млрд и 5 млрд долларов соответственно.
У американских инвесторов схожий отраслевой портфель инвестиций: горнодобывающая промышленность занимает 91,6% (28,2 млрд долларов) от всех объемов инвестиций. Также инвесторы из США видят потенциал в финансовом секторе Казахстана, инвестиции в который составляют 1,3 млрд долларов (доля – 4,3%). Замыкают список инвестиции в научно-техническую деятельность – 479,6 млн долларов (доля – 1,6%).
Главной казахстанской отраслью для швейцарских инвесторов является обрабатывающая промышленность – 3,1 млрд долларов (65,8%) инвестиций. Далее идут оптово-розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов – 480,1 млн долларов (доля – 10,1%). Информация и связь – 408,2 млн долларов (8,6%). Суммарно инвестиции из Швейцарии на конец первого полугодия 2018 года составляли 4,7 млрд долларов.
Как известно, Россия – не только один из ключевых инвесторов национальной экономики, но и важнейший стратегический партнер. Поток инвестиций из Российской Федерации в Республику Казахстан за весь период двусторонних взаимоотношений составляет 12,2 млрд долларов. Российские инвесторы в отличие от своих зарубежных коллег составили более диверсифицированный портфель, распределив инвестиции в относительно равных долях по ключевым сферам нашей экономики. В обрабатывающую промышленность направлено 24,3% (3 млрд долларов) от всех средств. Горнодобывающая промышленность привлекла 2,6 млрд долларов (21,2%) российских активов. Замыкают тройку потенциальных отраслей оптово-розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов – 1,9 млрд долларов (15,9%).
Вышеуказанная задача по усилению потенциала инвестиционного климата разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих казахстанских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в законодательной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.
Учитывая серьезное технологическое отставание нашей экономики по большинству позиций, нам необходим иностранный капитал, который в первую очередь мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
Как известно, инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось именно с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Опыт многих стран показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, зачастую государственный долг является рычагом политического давления и причиной экономических уступок в межгосударственных отношениях.
Так, в настоящее время в Казахстане наблюдается положительная тенденция притока иностранных инвестиций. Тем не менее иностранное инвестирование следовало бы увеличить для удовлетворения потребностей казахстанской экономики, поскольку вывоз капитала превышает его ввоз. Это, в свою очередь, объясняется не очень благоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в казахстанскую экономику можно лишь путем выработки комплексных мер.
На наш взгляд, учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для Казахстана мер в этом направлении (помимо общего улучшения внешней и внутриполитической, а также макроэкономической ситуации) должны войти: создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон); искоренение коррупции, ужесточение наказания за коррупционные правонарушения; создание стабильного законодательного обеспечения в сфере экономической и внешнеторговой деятельности; снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов; защита частной собственности; прозрачность инвестиционных договоров и соглашений; создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций, а также внутренних инвестиций в казахстанскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны на уровень экономически развитых государств, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как республиканских и местных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов.
В целом эти усилия должны быть направлены на улучшение общего инвестиционного климата Казахстана, обеспечение стабильного экономического развития и создание эффективного законодательства, обеспечивающего развитие внутреннего рынка капиталов на основе полноценной взаимосвязи рынка ценных бумаг и реального сектора экономики.