
Строительство новой столицы суверенного Казахстана, ее превращение в современный урбанистический город стали грандиозной идеей, сплотившей всех граждан страны. И в своей истории бывший Акмолинск не впервые становится местом притяжения: во времена целинной эпопеи, которая занимает в летописи Астаны особое место, город притягивал тысячи людей со всего бывшего Советского Союза, ехавших на целину как на праздник. Целинный подвиг в итоге ознаменовался переименованием в Целиноград, став всесоюзным центром, обеспечивающим страну зерном.
Документальный фильм «Целинному подвигу – 30 лет», снятый в 1984 году «Казахфильмом», хранится в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи (ЦГА КФДЗ). В кинокадрах мелькают лица тружеников, потомки которых сегодня живут в новой столице – Астане. В конце 1950-х годов дома в бывшем Акмолинске строили всем миром, с воодушевлением и верой в светлое будущее. В провинциальный городок приезжали с концертами именитые артисты и творческие коллективы со всего Советского Союза, в честь целины создавались произведения, ставились спектакли. Летом выступления часто проходили на импровизированной сцене под открытым небом, акмолинцы с искренним восторгом встречали любимых артистов!
Кадры кинохроники возвращают в 1954 год: приезд в казахскую степь первоцелинников. Это спустя годы здесь появятся дома, школы, детские сады, клубы и библиотеки. Тогда же съехавшихся сюда по комсомольской путевке молодых агрономов, механизаторов и строителей размещали в палаточных городках. Целина и Целиноград, ставшие объектом внимания миллионов советских людей, заслуженно вошли в справочники и словари многих стран как символ мужества и настойчивости в достижении цели – казахстанского миллиарда. Акмолинск во времена первоцелинников, как говорится в фильме, был сплошь одноэтажным, еще не было знаменитого Дворца целинников и многих улиц, украшающих сегодня Астану. Заместитель директора ЦГА КФДЗ кандидат исторических наук Сауле Сатаева пояснила, что такие документы, как фильм «Целинному подвигу – 30 лет», являются одними из самых уникальных типов исторических источников. Их по праву называют оперативной памятью страны, ведь они позволяют воочию увидеть минувшие исторические события и факты.
– Сейчас на фоне подготовки к празднованию юбилея нашей гордости, нашей красавицы Астаны хочется привести слова известного советского журналиста, бывшего спецкора журнала «Огонек» Владимира Полынина, который много писал о целине: «Настанет срок, и край настолько изменит свое лицо, что от слова «целина» будет отдавать архаизмом...»
Одними из наиболее ярких и зрелищных аудиовизуальных документов, по ее словам, являются хроника, репортаж, киноплакат, киноочерк, путевой кинодневник, публицистика и биография. В их числе – киножурнал «Целинный край», выпускавшийся с 1962 по 1964 год киностудией «Казахфильм». Он запечатлел уборку урожая, рассказ первого секретаря Целинного крайкома партии Тихона Соколова о дальнейшем развитии края. В кадрах – механизаторы, животноводы, руководители целинных хозяйств Кокчетавской, Павлодарской, Кустанайской, Северо-Казахстанской областей.
Сауле Сатаева подчеркнула, что информация, которая содержится в них, не имеет аналогов в других документах. Тем не менее киножурнал «Целинный край» продолжает оставаться одним из малоизученных и не введенных в научный оборот источников, а потому все еще ждет своего исследователя. Каждый выпуск киножурнала включал до 5–7 разных сюжетов, что является ценным материалом для изучения морально-нравственного состояния людей, их психологии и той политической и идеологической обстановки, в которой они жили. В этом плане любопытна кинохроника о городском быте Целинограда. На экране кадры о новом салоне «Улыбка» – виды салона внутри, обслуживание посетителей. Следом сюжет о фабрике химчистки, оснащенной новым оборудованием производства Чехословацкой Социалистической Республики. Голос за кадром сопровождает видеоряд подробным рассказом о рабочих цехах фабрики, работе мастеров. А вот на экране уже новый сюжет о недавно открывшемся Целиноградском медицинском институте. На черно-белых кадрах – занятия студентов в аудиториях, новые научные лаборатории, студенческая столовая и общежития. В заключительной части киножурнала, как правило, показывали интересные, порой забавные случаи из городской жизни – такие как, например, купание целиноградских моржей в ледяной купели Ишима.
«Целинными» документами сегодня активно интересуются архивисты и исследователи из стран СНГ. И это понятно, так как они хранят в себе бесценные свидетельства нашего общего исторического прошлого.