![](/media/uploads/publication2/211/03/211036-image.jpg)
Сегодня речь пойдет об индонезийском ангклунге – любимом музыкальном инструменте жителей огромного архипелага еще до индуистской эпохи. Аналогов ему в наших краях нет. Объяснение, скорее всего, кроется в том, что на просторах Казахстана бамбук не растет.
– Ангклунг состоит из различного числа бамбуковых трубок, прикрепленных к одной раме, – рассказывает старший научный сотрудник Музея народных музыкальных инструментов Нурлы Ибадуллина. – Простой на первый взгляд инструмент требует профессионального умения устанавливать трубки таким образом, чтобы при качании или аккуратном толчке они издавали мелодию. Ангклунг, который был известен еще более 700 лет тому назад, а вместе с ним сасандо, гамелан, генданг и ребаб являются неотъемлемой частью индонезийской культуры. Наш музей получил этот дар от посольства Индонезии в РК в честь 25-летия дипломатических отношений между странами.
Следующий музейный экспонат – сасандо – Нурлы Ибадуллина назвала родственным цитре инструментом. Он представляет собой трубную цитру и имеет вид паруса, если можно привести такое сравнение, так как его струнная бамбуковая трубка окружена веером из больших сушеных листьев, которые служат резонатором. В сасандо играют двумя руками, на нем может быть 28 или 56 струн.
Любопытно, что легенда о сасандо перекликается с легендой о рождении казахской домбры. Индонезийцы верят, что сасандо появился на свет благодаря мальчику, который однажды заснул под пальмирой (высушенные листья которой используют как резонатор) и во сне играл красивую музыку на невиданном инструменте. Проснувшись, сообразительный мальчик попытался воспроизвести музыку и в итоге создал сасандо.
Домбра, согласно легенде, также родилась благодаря сообразительности одного джигита, который однажды в горах меткой стрелой убил марала. И чтобы не спускаться с тяжелой тушей, выпотрошил внутренности и выбросил. С тех пор прошло немало времени. И вот он вновь пошел на охоту и оказался на прежнем месте. Легкий ветерок теребил ветви, и вдруг послышались мелодичные звуки. Молодой охотник оглянулся вокруг и увидел разбросанные на ветках высушенные солнцем внутренности марала, которые когда-то сам выбросил.
Истонченные под жарким солнцем кишки превратились в струны и при легком дуновении издавали звук, похожий на пение птиц. А когда ветер набирал силу, то слышался бег коня. И тут джигита осенило: в страстном желании воспроизвести чарующие звуки, он вырезал из дерева грациозную форму-чашу с тонкой ручкой, напоминающей девичий стан, и натянул на нее кишки-струны...
Эти удивительные инструменты удостоились своих праздников: в Казахстане ежегодно отмечают День домбры, а в Индонезии – День ангклунга.