Из когорты отважных воинов Славные имена Великой степи 19 ноября 2019 г. 9:41 2615 Асет Калымов Разящий меч КарасаяВ XVII веке его имя стало боевым кличем сарбазов рода шапрашты, сражавшихся за свободу и независимость Родины против полчищ джунгар. Его подвиги воспели в своих нетленных произведениях народные акыны Суюнбай и Жамбыл. Образ известного защитника и патриота казахской земли отобразили в своих трудах Чокан Валиханов и Мухамеджан Тынышпаев.Прослывший искусным полководцем и стратегом Карасай Алтынайулы родился в 1598 году в местечке Карасаз в предгорьях Заилийского Алатау, на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области.Отец его Алтынай был известен как мудрый провидец. Однажды он предсказал голодную зиму и джут, но в ханской ставке ему не поверили. Юноша Карасай, послушав совет отца, перегнал многочисленные стада семьи в прибалхашские степи. Там, в тугайных низинах рек Или и Каратал, кормов было в изобилии. Зима на самом деле выдалась суровой, во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же по весне пригнал домой стада с приплодом, чем несказанно обрадовал родных. Рассудив, что нельзя оставлять в беде сородичей, Алтынай разделил с ними живность поровну (овец, лошадей и верблюдов).Согласно историческим данным, уже в юности Карасай отличался большой силой и ловкостью, был весьма крупного телосложения. Рассказывалось даже, что шкуры одного быка еле хватало, чтобы сшить ему пару сапог. Первое боевое крещение юноша получил в 17 лет, когда джунгарские войска, проникнув вглубь Семиречья, захватили земли нескольких родов Старшего жуза.В бою у горы Суыктобе джигит верхом на вороном тулпаре ворвался во вражеский стан, сорвал с шатра знамя и был таков. Поразившись наглости противника, ойраты устремились в погоню. Спустя минуты завязалась схватка, несколько джунгарских нукеров пали, сраженные мечом Карасая. На помощь храбрецу подоспели казахские конники. Атакованные с флангов вражеские дружины дрогнули и обратились в бегство.Второй раз Карасай отличился в 1620 году в крупном сражении в долине реки Тобол, взяв в плен двух калмыцких тайши (вожди племен). Именно после этой победы парня признали батыром, а Есим-хан назначил его своим военным советником. Говорят, что однажды одного иноземного полководца стали хвалить: дескать, лучше его нет богатыря. Но он остановил льстеца словами: «Нет, если я рублю мечом, то только по шею, а если рубит Карасай, то по пояс». Легенды о невероятной силе молодого батыра передавались из уст в уста.В 1627 году с берегов Едиля и Жайыка пришла печальная весть: ойраты истребили множество мирных жителей. Не мешкая Есим-хан созвал в Туркестане военный совет с участием шапрашты Карасая, аргына Агынтая, наймана Коксерека, канглы Сарыбуки, батыров из других родов и племен. Полководцы, собрав каждый по 5 тыс. вооруженных сарбазов, выдвинулись на побережье Каспия.Жестокое побоище продолжалось долгие 83 дня. Доблестный Карасай одержал 11 побед в поединках жекпе-жек, приумножив славу богатыря и военачальника. Бои шли с переменным успехом, казахское ополчение стояло насмерть, яростно защищая родную землю. В итоге, потерпев поражение, жалкие остатки ойратских конников спешно ретировались на север, оставив награбленные добро, скот и пленников.Спустя несколько лет новая угроза возникла на восточных рубежах Казахской Орды: в 1635 году в Западной Монголии образовалось Джунгарское ханство во главе с хунтайджи (верховный правитель) Эрдэни-Батуром. Разрозненным в то время казахским племенам противостояла более организованная военно-политическая сила. Началась длительная, 200-летняя, война. Агрессия джунгар, прозванная в народе «Ақтабан шұбырынды», или «Годы великого бедствия», принесла казахам страдания, голод, разрушение сел и городов, нанесла невосполнимый численный урон: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен.Карасай-батыр вновь отличился в ходе знаменитой Орбулакской битвы 1643 года. Тогда отряд из 600 казахских сарбазов во главе с Жангир-ханом, заманив врагов в узкое горное ущелье, остановил наступление 50-тысячной армии джунгарских захватчиков. Через несколько дней на подмогу Жангиру подоспело 20-тысячное войско эмира Самарканда Жалантос-батыра, под натиском которого ойраты были вынуждены отступить.И вновь бок о бок с Карасаем сражались его верные соратники из разных родов и племен – Агынтай, Коксерек, Сарыбука, Жиенбет, Жаксыгул, Ельтинды. Главное значение Орбулакского сражения состоит в том, что здесь впервые перед лицом общего врага объединились представители трех казахских жузов.Дружба двух батыровВ нынешнем году исполнилось 20 лет со дня открытия в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области мемориального комплекса батыров Карасая и Агынтая. Красивый двухкупольный мавзолей стал символом единства и сплоченности казахского народа, а также святым местом, куда каждый год съезжаются тысячи паломников и туристов поклониться духу великих полководцев.На протяжении долгих 48 лет два боевых товарища, ровесники Карасай и Агынтай, вместе защищали родную землю от посягательств врагов. Согласно устной историологии с саблей герои-батыры расстались лишь в 65-летнем возрасте.Еще до проведения Орбулакской битвы они вместе придумали и осуществили секретную операцию по вызволению Жангир-хана из джунгарского плена. Высокую тактику и стратегию друзья демонстрировали в битвах с ойратами в горах Коскулан, в долине реки Талас. Неоднократно получали серьезные ранения, но вновь становились в строй, личным примером и храбростью увлекая в бой сарбазов.По словам ученых-историков Таласа Омарбекова и Берекета Карибаева, великие батыры прошлого своими деяниями показали нам, что в их сердцах жила любовь к Отечеству, и сражались они за единую Родину. Бытовавшие в то время распри и склоки между ханами, султанами и биями ослабляли государство, но Карасай и Агынтай, а также их единомышленники не делили казахов на жузы, племена и общины. Для них существовали единый алашский народ, священные рубежи Отчизны, за сохранность которых они готовы были пожертвовать жизнью.Сохранилось много преданий об исключительной физической силе Агынтая из рода аргын Среднего жуза. Говорили, что своим громадным кулаком, как кувалдой, он сокрушал любого противника. Под предводительством Есим-хана и его сына Жангира неразлучные батыры участвовали в кровавых битвах около 200 раз.Состарившись, непобежденный Карасай-батыр стал обучать молодых сарбазов боевому искусству. Он оставил после себя блестящую школу военных топографов-стратегов. Их талант и умения пригодились в 20–30-е годы XVIII века, когда война с джунгарами развернулась в полную силу. Отряды Жанибек-тархана и Наурызбай-батыра не знали поражения. Они прекрасно использовали знание местности, нанося внезапные удары и неожиданно исчезая на глазах изумленного противника.Будучи главным военным советником Есим-хана, Карасай добился, чтобы казахи начали использовать в ратном деле такие приемы, как укрытие в окопах, снайперские группы, разведка боем. Он разработал специальную тактику ведения оборонительной войны, которая позволяла выигрывать решающие сражения, несмотря на превосходящие силы джунгар и наличие у них большого количества огнестрельного оружия.Примечательно, что в преклонном возрасте полководец с семьей переехал из родного Семиречья на север Казахстана, в Сарыарку. Поселился в ауле своего закадычного друга – боевого побратима Агынтая, с кем пролил немало крови на полях жестоких сражений. Здесь он был избран бием (судьей), успешно решал мирские споры, продолжал жить чаяниями простых людей. Здесь же, в кочевьях Сарыарки, в возрасте 73 лет батыр нашел свой последний приют, оставив после себя четверых сыновей: Ауеза, Отепа, Кошека, Туркпена.Два года спустя скончался Агынтай, и, согласно завещанию, его похоронили рядом с верным соратником. Прах двух сынов казахской степи покоится на вершине огромного холма. Именно здесь по поручению Елбасы Нурсултана Назарбаева, прямого потомка Карасай-батыра, и был воздвигнут величественный мемориальный комплекс. Он вошел в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.Недавно в ходе праздничных мероприятий, посвященных 90-летию Карасайского района Алматинской области, в Жетысу прибыла делегация Северо-Казахстанской области. Гости рассказали о том, как было найдено место захоронения Карасая и Агынтая.По их словам, в начале 90-х годов на сопке Кулшынбай-тобе в Айыртауском районе СКО проводились сельхозработы. Но трактор все время ломался, выходил из строя. Когда же эту местность начали исследовать археологи, то обнаружили старинное копье. Затем во время раскопок нашли останки воина ростом около двух метров, при нем находились доспехи и тяжелый меч. Так и вышли на захоронение легендарных батыров.Феномен казахской историиВ октябре нынешнего года в райцентре Каскелен в честь 90-летия Карасайского района при большом стечении народа был торжественно открыт памятник прославленному воину. Величественный бронзовый монумент высотой 11 м украсил центральную площадь города.Участники церемонии – депутаты Парламента, известные ученые, общественные деятели – отметили, что имя легендарного батыра золотыми буквами вписано в героическую летопись казахского народа. Карасай Алтынайулы прошел тернистый путь от юного сарбаза до зрелого полководца. Слава о нем гремела не только в казахской степи, но и далеко за ее пределами. Не раз приходил он на помощь братскому кыргызскому народу. А в Джунгарии, говорят, при одном только упоминании имени Карасай-батыра людей бросало в дрожь.Как подчеркнул олимпийский чемпион, обладатель звания «Қазақстанның Еңбек Ері» Жаксылык Ушкемпиров, памятник, построенный на средства местных меценатов, воплощает собой дух свободы и культурный код нации. Важно, чтобы молодое поколение казахстанцев с большим уважением относилось к прошлому народа, изучало историю страны и гордилось славными подвигами предков.По мнению заведующего кафедрой КазНУ им. аль-Фараби доктора исторических наук Берекета Карибаева, личности Карасая, Кабанбая, Богенбая, Райымбека и других великих полководцев оказали огромное влияние на самосознание казахов, вызвали подъем национального духа в то суровое время, когда наш народ стоял на грани полного физического истребления.Еще Чокан Валиханов называл средневековье эпохой рыцарства, когда каждый мужчина-казах нес воинскую повинность. Именно тогда сформировался институт батыров как военно-политическая прослойка общества. Современные ученые называют батырство феноменом казахской истории, позволившим сохранить множество жизней рядовых сарбазов. Так, в ходе войн с джунгарами существовало правило: то войско, чей батыр побеждает в поединке жекпе-жек, получает право первым атаковать противника, который был обязан держать оборону. Это предрешало исход сражения, поскольку атакующая конница получала безусловное преимущество. Зачастую бывало так, что сразу после жекпе-жек проигравшие признавали общее поражение и сдавались на милость врагу. Так противоборствующим сторонам удавалось избегать лишнего кровопролития.Как считает ряд экспертов-историков, а также краеведов и писателей, предстоит большая работа по осмыслению, критическому анализу, научной реконструкции портретов отдельных воинов и социального института батырства.Мощь и безудержная отвага Карасая передались его многочисленным потомкам. В их числе – батыры Сураншы и Саурык, возглавившие в XIX веке крупное восстание против ига кокандских ханов. Они прогнали вражеские войска далеко за пределы Жетысу, освободив также Тараз, Мерке и Шу. Сураншы героически погиб в бою, освобождая южный город Сайрам. Его двоюродный брат Саурык был смертельно ранен в сражении в Кастекском логу, близ нынешнего Узынагаша.По словам писателя Бексултана Нуржекеева, нынешнее поколение казахстанцев в неоплатном долгу перед бесстрашными воинами, защитившими наши необъятные степи и величественные горы. Не случайно в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Нурсултан Назарбаев призывает каждого казахстанца гордиться своей страной, знать и бережно хранить ее богатую историю. Необходимо создавать исторические фильмы, рассказывающие о стойкости духа и сплоченности народа.Сегодня именем Карасай-батыра в республике названо свыше 200 объектов: населенных пунктов, улиц, учебных заведений, домов культуры. Память о великом полководце жива – написаны книги, кюи и песни, в театрах ставят спектакли. Ученые продолжают работу по изучению исторических данных о жизни военачальника, его героического наследия.
23 ноября 2024 г. 9:00 Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
24 ноября 2024 г. 19:30 Кинофестиваль «Евразия» станет платформой для новых тенденций в киносфере - Касым-Жомарт Токаев
23 ноября 2024 г. 14:30 Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ – Пашинян
11 ноября 2024 г. 14:13 Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
12 ноября 2024 г. 12:56 Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
19 ноября 2024 г. 15:45 Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
19 ноября 2024 г. 10:58 Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов