
Помните слова популярной некогда песни: «Я буду долго гнать велосипед. /; В глухих лугах его остановлю. /; Нарву цветов и подарю букет, /; Той девушке, которую люблю»? В Японии такое проявление симпатии не оценили бы – слишком просто и совершенно бессмысленно.
А на взгляд некоренного жителя Страны восходящего солнца там все слишком сложно: чайная церемония, сад камней, куклы, которые достаются из сундуков раз в год, икебана. Слово состоит из двух иероглифов – «икэ» – жизнь и «хана » – цветок, и чаще всего переводится как «дать цветам новую жизнь», или «позволить цветам выразить себя».
Икебана отражает японский образ жизни, это искусство и особый вид духовной практики. Возникла в XV веке и первоначально имела сакральную направленность, затем аранжировкой растений увлеклась знать (в том числе самураи) и постепенно икебана стала традиционным японским искусством.
Развивается икебана в рамках определенных школ и стилей. Школа Икэнобо, которой принадлежит Мидори Ямада, старейшая из них. Ее основатель – священнослужитель Икэнобо Сэнкэй. Он писал: «Я провел в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…» 45 монахов храма Роккакудо по очереди (с середины XV века по сегодняшний день) носят имя Икэнобо, передавая знания из поколения в поколение. Последователей и учеников этой школы в мире сейчас порядка трех миллионов.
На предложение Музея Первого Президента Республики Казахстан попробовать свои силы в составлении композиций из цветов откликнулось немало желающих. В подавляющем большинстве – женщины, хотя первоначально икебаной занимались исключительно мужчины. И раньше (совсем-совсем давно) монахи неделями искали подходящий материал, а композиции были внушительных размеров – 3–5 метров.
Икебана оказалась занятием захватывающим и увлекательным: выбрать растения, обработать их, закрепить в специальном контейнере, причем на разном расстоянии, избегая симметричного расположения цветов. А еще, начиная создавать композицию, нужно успокоиться, «поговорить» с каждым растением и помнить, что в икебане главное не сочетание цветов и красок, а форма и изгибы. И каждое сочетание растений имеет свой смысл…
Участникам мастер-класса в Астане необыкновенно повезло. О правилах икебаны, ее истории и философии рассказывала госпожа Мидори Ямада – настоящий сэнсей, уникальная женщина – воплощение изысканной утонченности.
Она основатель и первый президент филиала Икэнобо в России, кавалер ордена «Восходящее Солнце – Золотые и Серебряные Лучи», обладатель титула «Живое достояние нации», мастер чайной церемонии, японской живописи Суми-э и оригами, каллиграфии, имеет 2-й дан в боевом искусстве владении нагината… Вот уже 25 лет Мидори Ямада проводит курсы и мастер-классы в городах России, Туркменистана, Украины, Молдовы, Армении и Казахстана.
Примерно через час каждый ее ученик составил свою композицию. Секреты икебаны они не раскрыли, ведь основные принципы гармонии, отмечает сэнсэй, можно постигнуть только через 7 лет обучения. Но после занятия никто не сказал бы, как в начале: «А что, в принципе, сложного? Берешь цветочки да веточки и втыкаешь в дырочки…» И конечно, всем было понятно, что икебана не имеет ничего общего с огромными букетами цветов в гофрированной бумаге, к которым мы привыкли.
Кульминацией необычного дня в музее стала выставка работ самой Мидори Ямада. Причем свои композиции она создала на глазах посетителей за какие-нибудь полчаса. И это было завораживающее зрелище. Маленькая хрупкая улыбчивая женщина действовала как скульптор: брала растение и отсекала все лишнее. Творила спокойно, сосредоточенно, вдохновенно. Легкость и быстрота, разумеется, были иллюзорными, за ними – десятилетия практики, в том числе и духовной (стаж мастера более 40 лет).
Мидори Ямада создавала композиции оригинальные, изящные, имеющие и смысл, и ритм, и настроение, в них отражались принцип изящной простоты, дар видеть в малом большое… Сэнсэй права: даже в одном цветке может быть передано величие природы и вся гармония мира. Прекрасен и мир икебаны – хрупкий, недолговечный, но такой живой.