К вашим услугам?

1167
Лаура Тусупбекова

Как отметил заместитель председателя Мажилиса Павел Казанцев, задачи повышения качества госуслуг и их доступности для населения регулярно ставятся руководством страны. В настоящее время в Реестре государственных услуг имеется 690 позиций. При этом 96% предоставляется через государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Докладывал депутатам министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. Он отметил, что на сегодняшний день 90% государст­венных услуг (624 из 690 гос­услуг) оказываются в элект­ронном формате. При этом МЦРИАП­ принимает меры для того, чтобы казахстанцы могли получать госуслуги не только на портале eGov и в ЦОНах, но и через другие каналы и платформы.

С учетом высокого проникновения уровня смартфонов в жизнь казахстанцев МЦРИАП внедряет новые сервисы для упрощения процесса получения госуслуг, исключая лишние барьеры и бумажную волокиту, а также выводит гос­услуги на популярные мобильные платформы среди граждан.

Так, услуги по регистрации или перерегистрации автомобиля уже доступны через приложения банков, и клиентам не нужно идти в спецЦОН. В мобильном приложении eGov реализован сервис «Цифровые документы», где доступны 18 видов документов в электронном формате. Их можно предъявлять во всех ЦОНах Казахстана, в аэропортах, банках, на железнодорожных вокзалах и отделах обслуживания мобильных операторов. На данный момент сервисом «Цифровые документы» пользуются 5,3 млн казахстанцев.

По словам Багдата Мусина, качество предоставления государственных услуг является одним из важнейших приоритетов. В рамках контроля качества госуслуг ­МЦРИАП проводит ежегодную оценку эффективности деятельности центральных государственных органов по электронным государственным услугам. Соглас­но действующей методике, оценка ЦГО по электронным госуслугам проводится с учетом перевода государственных услуг в элект­ронный формат, эффективности автоматизации госуслуг и учета сбоев информационных систем, которые повлияли на доступность электронных услуг.

Зачастую работоспособность электронных услуг зависит от информационных систем государст­венных органов. К примеру, за 2020 год зафиксировано более 200 часов простоя суммарно. Антилидеры – информационные системы МВД РК, МСХ РК и МЗ РК.

Для повышения качества оказания госуслуг Центр цифровой трансформации при МЦРИАП внедряет новые подходы и анализирует жизненные ситуации. В их числе – проактивное оказание услуг для граждан, вывод услуг на популярные среди казахстанцев приложения банков, применение цифровых документов, биометрическая идентификация.

Вывод госуслуг на внешние платформы дал эффект значительной оптимизации и автоматизации процесса, а также экономию времени и затрат граждан. В данном случае нет необходимости посещать ЦОН для подачи заявления как приобретателю авто, так и продавцу, ожидать очереди и т. д., данные подходы особо важны с учетом пандемии в мире.

Только в январе 2021 года регист­рация и перерегистрация автотранспорта в приложении банков (Kaspi, Halyk) составила 104 468, из них подача онлайн – 5% (6 816 заявок). По итогам сентября 2021 года регистрация⁄перерегист­рация автотранспорта составила 167 561, онлайн-оформление увеличилось до 36% (63 057 заявок).

В 2021 году в целях реализации концепции «слышащего государства» изменился подход к работе гос­органов с обращениями граждан. Раньше было много различных каналов для подачи обращений, чиновники могли отписывать запросы друг другу, существовала неудобная система подачи исков в суд. Казахстанцам приходилось бегать по инстанциям и собирать кипу различных документов. Решить эти вопросы помогает соз­данная система электронных обращений «e-Otinish». Это единая информационная система для всех обращений граждан, которые рассматриваются в рамках вступившего в силу Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК). «Е-Otinish» позволяет отслеживать и контролировать ход обращения и в случае неудовлетворительного ответа обжаловать ответ госоргана.

Одним из нововведений является новый формат работы ЦОНов, а именно получение услуг без физического посещения ЦОНа – только по видеозвонку, что в дальнейшем позволит разгрузить очереди в ЦОНах.

Так, в сентябре текущего года определен перечень государственных услуг, оказываемых в пилотном режиме посредством мобильного приложения «ЦОН», и соответствующий алгоритм приема документов при оказании государственных услуг. Пилотный проект действует в четырех регио­нах: Акмолинской, Костанайской, Кызылординской и Павлодарской областях.

– Эти меры позволят нам отойти от так называемого «узкого горлышка», когда для получения гос­услуг используется только портал электронного правительства, что является неприемлемым с учетом требований времени. Уже скоро казахстанцы смогут пользоваться мобильным приложением «ЦОН». В сентябре был утвержден список госуслуг, которые в пилотном режиме будут доступны через приложение. На первом этапе 24 оператора в четырех регионах через видеозвонок будут предоставлять госуслуги гражданам. Это совершенно новый формат работы ­ЦОНов, – отметил Багдат Мусин.

Разработан основной функцио­нал приложения, состоящий из профиля клиента, сервиса по бронированию очереди, сервиса по получению талона с помощью QR, сервиса по получению государственных услуг посредством видеозвонка, списка отделений (режим работы, загруженность отделов, адрес), гида (ответы на часто задаваемые вопросы) и контактной информации. Функционал со временем будет увеличиваться.

Также министр привел примеры возможностей мобильного приложения «ЦОН». Это проведение QR-оплаты, что исключает необходимость ожидать очереди в кассы, осуществление SMS-уведомления о смене прописки. Сервис позволяет предотвратить регистрацию посторонних лиц и предупредить граждан о снятии с прописки.

Для оперативного реагирования и представления ответа при возникновении у граждан сложных вопросов по госуслугам создана база по контактным данным ответственных лиц по 25 центральным государственным органам. Разработаны методические материалы, требования по структуре диалога, требования к операторам при работе, разработаны скрипты для операторов, определены критерии для оценок при осуществлении контроля качества.

Кроме того, МЦРИАП планирует переход на мультиплатформенную модель цифровизации. Данная модель позволит решить проблему с разрозненностью и интеграцией 400 информационных систем различных госорганов, что приведет к открытости и ориентированности на потребности граждан в сфере государственной деятельности.

Вместе с тем важной задачей остается обеспечение населения повсеместным доступом к Интернету, отметил глава МЦРИАП. Сегодня утверждены минимальные параметры качества услуг связи, так для фиксированного Интернета скорость его должна быть не менее 70% от заявленного.

– В ряде населенных пунктов выявлены проблемы с качеством Интернета. В связи с этим проводится работа по повышению скорости и качества, – сказал министр.

Кроме того, министр отметил, что благодаря поддержке депутатов инициированы поправки в КоАП в части увеличения штрафов операторам связи за некачественное предоставление услуг связи со 100 МРП до 1 000 МРП.

Также в рамках контроля качества связи сотовые операторы в случае некачественного предоставления услуг привлекаются к административной ответственности.

– С начала 2021 года было проведено 408 проверок и выставлены штрафы на сумму 92,1 миллиона тенге, – уточнил Багдат Мусин.

На сегодня 1 178 сельских населенных пунктов с населением 127 тысяч человек остаются вне охвата мобильным широкополос­ным Интернетом.

Вместе с тем на территории страны планируется развертывание негеостационарных спутниковых систем как функциональное дополнение существующих сетей операторов связи, позволяя им расширять зоны покрытия и обеспечить услуги широкополос­ного доступа к Интернету для населения.

Вместе с тем председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Альберт Рау акцентировал внимание именно на незавершенности интеграции информацион­ных систем. Это отрицательно сказывается и на возможности получения госуслуг в проактивном формате. В Реестре госуслуг предусмотрено оказание в такой форме только 23 государственных услуг.

Актуальным остается оказание отдельных госуслуг в сфере социального обеспечения через бумажные носители. Прежде всего это касается назначения государст­венной адресной социальной помощи, выплаты единовременной государственной денежной компенсации.

Среди проблемных вопросов Альберт Рау также назвал качество оказываемых госуслуг.

– Количество выявленных нарушений в сфере оказания государственных услуг населению по сравнению с прошлым годом сократилось, но уровень нарушений остается высоким в таких сферах, как таможенное дело, земельные отношения, транспорт и коммуникации, сельское хозяйство, регистрация физических лиц и граждан, – отметил мажилисмен.

Альберт Рау также отметил нарушение процедуры оказания госуслуг населению. В частности, уведомительный порядок отсутствует по 667 видам госуслуг.

Требующими продолжения и усиления работы остаются вопросы безопасности персональных данных казахстанцев, полного охвата населения высокоскоростным Интернетом, а также популяризации электронных госуслуг среди населения.

В ходе обсуждения депутаты Мажилиса подняли вопросы обеспечения населения высокоскоростным Интернетом, «простоя» информационных систем, их интеграции, проблемы автоматизации госуслуг и повышения их качества, защиты персональных данных.

Подводя итоги обсуждения, вице-спикер Мажилиса отметил те направления, которые требуют системной совместной работы. Среди них – ускорение процесса перехода от приницпа «одного окна» к принципу «одного заявления», оптимизация ненужных, дублирующих требований, их автоматизация и объединение в композитные. Необходимо и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой основы цифровизации всех процессов. В частности, депутаты готовы подключиться к работе, чтобы исключить из действующего законодательства ненужные регламенты по истребованию физических документов.

– Хотелось бы подчеркнуть важность реализации принципов «слышащего государства» не на словах, а на практике. В этом особая роль отводится общественному контро­лю. Все предложения о сотрудничестве, в том числе и с депутатским корпусом Мажилиса, мы примем и будем отрабатывать, – резюмировал Павел Казанцев.

Популярное

Все
Снижения газового тарифа почти на 17% добились жители Карасайского района Алматинской области
"Институт демократии" огласил данные Exit-poll
Институт Евразийской интеграции озвучил результаты Exit poll
Сельчане Алматинской области возлагают большие надежды на будущих народных избранников
Институт комплексных социальных исследований СОЦИС-А выдал результаты Exit poll
Кто за кого или против всех – узнать об этом первым поручено интервьерам exit poll
В день выборов одновременно с избирательными участками заработали и интервьюеры, проводящие exit poll
Иностранные эксперты высоко оценили уровень подготовки и проведения выборов в Мажилис и маслихаты всех уровней.
Министерство информации и общественного развития представило обновленную версию законопроекта «О масс-медиа», подготовленную с учетом предложений участников публичного обсуждения
Первая половина дня – для аксакалов, вторая – для молодежи. Так по традиции проходит голосование в южном мегаполисе страны
В день выборов наблюдатели вели мониторинг каждого этапа процесса голосования
Более 350 наблюдателей Миссии БДИПЧ ОБСЕ участвовали в мониторинге дня голосования в Казахстане
Специальные кабинки, бюллетени с тактильным шрифтом, урны для голосования на дому – такие условия обеспечили людям с ограниченными возможностями на избирательных участках в Усть-Каменогорске
Одним из первых свой голос в столице на выборах отдал известный спортсмен – бронзовый призер прошлогоднего чемпионата мира по параплаванию Сиязбек Далиев
Жители Южного Казахстана продемонстрировали высокую явку на избирательные участки
В день выборов депутатов Мажилиса и маслихатов телерадиокорпорация Qazaqstan провела 16-часовой онлайн-марафон «Сайлау-2023»
В Алматы на горнолыжном курорте «Шымбулак» стартовал финальный этап Кубка мира по фристайлу
Елена Рыбакина одержала победу на турнире WTA 1000 Indian Wells
SOS от гражданина, уставшего от обещаний
Более 560 иностранцев работают руководителями в Казахстане
Когда начнут начислять компенсацию по депозитам в Казахстане
Экс-министр Елжан Биртанов назначен советником председателя QazMed
Стали известны подробности нападения с ножом на имама в Астане
Таблетки и SIM-карты пытались передать в колонию максимальной безопасности
Из-за ЧП на теплосетях в Рудном закрыли несколько дорог
На 1,6 млрд тенге оштрафовали алматинских тепловиков за взятку
Список жертв от отравления угарным газом пополнила супружеская пара
Тамара Дуйсенова ответила, будет ли продолжать работать после выхода на пенсию
Потребителям Темиртау сделали перерасчет за отопление на 300 млн тенге
Токаеву доложили о планах и результатах работы органов юстиции
Победу в международном конкурсе World art games в Испании одержал 14-летний Данияр Жакыпбай
Двухголовый теленок родился в Актюбинской области
Алкоголя стали продавать вдвое больше в Казахстане
Первая оттепель осложнила и без того непростую паводковую ситуацию в Западно-Казахстанской области
Находившихся в розыске граждан Узбекистана задержали в Астане
На данный момент уже около 2,6 млрд человек на планете имеют избыточный вес или страдают ожирением, что составляет примерно 38% от всего населения мира
Казахстанец завоевал серебро на этапе Кубка мира по фристайл-могулу
Папа, тут жарят каштаны...
Сборная Казахстана по футзалу провела последний матч основного раунда отборочного турнира на чемпионат мира-2024
Неизвестную инфекционную болезнь обнаружили в Танзании
Игры с законом: как владельцы остались без прав
Для Кирилла Чернышова из Семея казахский язык стал практически родным. 20-летний парень нередко обращается к произведениям Абая, причем изданным на государственном языке
"Стыдно, если с лопатой увидят знакомые": предпочел колонию уборке улиц житель ВКО
Стартовал прием заявок на первую национальную премию телесериалов Nauryz
Смерть сенатора Гульмиры Каримовой обернулась уголовным делом
Туркестанец притворялся девушкой и вымогал деньги через соцсети
Роды приняли в патрульной машине полицейские Караганды
Мясника убили во время спора о разделке туши в Туркестане
Стартовали II зимние спортивные игры "Дети Азии"
Президент поручил главе "QazaqGaz" продолжить реформирование газовой отрасли
Спецоперация КНБ: ликвидирован канал поставки оружия в Казахстан
"Караганда, Кызылорда, кафе Астаны у меня берут": волонтеры под видом покупателей вышли на поставщика собачатины
"Здесь нет никакого криминала" – Жумангарин высказался о происхождении 10 квартир в Актобе
Девочка-подросток выпала с балкона 6-го этажа в Туркестане
Средний размер пенсии в Казахстане на февраль озвучили в Минтруда
Жителя Туркестанской области избили и отобрали лошадь
Два автобуса с иностранцами застряли на трассе в Актюбинской области
Праздник обновления, гендерного равенства, женской энергии и материнской любви или просто еще один выходной? В преддверии Международного женского дня «Казахстанская правда» спрашивала у представителей разных сфер деятельности: что значит для них 8 Марта?
Вчера в редакциях газет «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» с раннего утра было непривычно шумно и суетливо. Мужчины с сосредоточенными лицами в строгих костюмах собирались в гостевом фойе здания, время от времени заглядывая в свои гаджеты, будто готовились к самому главному экзамену в своей жизни. А как же иначе? Всем хотелось достойно поздравить лучшую половину человечества с весенним праздником
В Талдыкоргане на трассе столкнулись грузовик и внедорожник

Читайте также

Главный день электоральной кампании
Данные еxit poll: Мажилис будет многопартийным
Все болезни от желудка
Мелодии весны

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]