Как МСБ справляется с конкурентным давлением?

1009
Беседовала Марина Демченко

Перед Правительством поставлена задача увеличить к 2029 году долю среднего бизнеса в экономике до 15%, тогда как сегодня этот показатель составляет всего 7%

коллаж Павла Цедилина

По какой причине поручение Главы государства так медленно исполняется и почему у субъек­тов малого бизнеса совсем немного шансов дорас­ти до компаний средней величины – в интервью председателя Комитета строи­тельства и ЖКХ НПП «Атамекен» Ирины Манжановой.

Ирина Рихардовна, Президент поручил внедрить регулирование «с чистого листа» и принять конкретные решения для поддержки малого и среднего бизнеса. На Ваш взгляд, какие меры, принятые Правительством, дали результат?

– О том самом регулировании с «чис­того листа» говорится довольно давно – с 2022 года. И да, Правительством Казахстана было инициировано множество госпрограмм для поддержки малого и среднего бизнеса. Однако следует понимать, что любые государственные инициативы в подавляющем большинстве случаев содержат и новые механизмы сдерживания и ограничений.

Вы просите меня вспомнить, какие из принятых мер, якобы разработанных для регулирования роста малого бизнеса и поддержки среднего, действительно дали реальный позитивный результат, но в ответ услышите… молчание. Де-факто некоторые наши чиновники не изменяют традициям и свою инициативность ограничивают лишь громкими лозунгами – к сожалению, все ярко презентованные программы не дали настоящих, ощутимых результатов. Во всяком случае, для строительного бизнеса, который последние пять лет испытывает сильнейший кризис.

Почему же предлагаемые меры работают вхолостую?

– Отчасти потому, что при разработке программ поддержки МСБ далеко не всегда учитывается стороннее экспертное мнение, которое бюрократическая машина, в принципе, запрашивает для проформы, но потом успешно игнорирует.

В нынешнем Послании Касым-Жомарт Токаев поручил провести ревизию мер поддержки, сформировать единый, понятный бизнесу список преференций и льгот, чтобы каждый предприниматель мог легко в нем ориентироваться. Расскажите, с какими проблемами при получении господдержки приходится сталкиваться малым предприятиям, работающим в сфере строительства.

– Предлагаю округлить все малые проблемы до одной большой – обращаясь за льготами от государства, малый и средний бизнес сталкивается с практически непреодолимой чередой бюрократических процессов.

Канцелярские порядки иной раз доходят до абсурда: предприниматели вынуждены доказывать, что они не «гипотетический страус», что нуждаются в помощи, что не собираются залезать в карман бюджету, что действительно занимаются профессиональной деятельностью и так далее, и тому подобное...

При этом иной раз получается, что господдержка не стоит затраченных средств на ее получение.

Один из вопросов, активно обсуждаемых в сфере госзакупок, касается системы поощрений на основе территориальности, когда компаниям, расположенным в регионе, где ведется строительство, предоставляется условная скидка в размере одного процента. Как, по Вашему мнению: это послужит стимулированию деятельности местных малых предприятий?

– Однозначно – да. Однако есть и противники. Отчего-то некоторые эксперты громогласно заявляют, что подобного рода стимулирование малых предприя­тий по месту дислокации каким-то невероятным образом подрывает… унитарность и государственность! Во как!

Предоставляет ли территориальная преференция условной скидки представителям малого и среднего бизнеса элементы суверенности тому или иному региону республики? Нет, конечно. Влияет ли введение условной скидки для МСБ на подчинение регионов центральной власти? Снова – нет. Потому что бизнес – это малая частность, а административное управление – большая часть еще более огромной машины.

При этом хочу рассказать о реальной проблеме, которая существует в вопросе предоставления условной скидки для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Речь идет об упущении в части временного лимита по предоставлению данной преференции – хотя бы для того, чтобы не допустить монополизации рынка теми или иными региональными представителями.

Сам по себе данный механизм стимулирования МСБ безотказно работает по отношению к малым компаниям, не способным выдержать сильной конкуренции. Так что вопрос эффективности стимулирования роста малого бизнеса в рамках присвоения преференций по региональному критерию имеет одно­значный ответ: механизм действует, он поддерживает МСБ и одновременно... сильно мешает крупным структурам.

Справедливости ради надо отметить, что целенаправленный выбор подрядчика на основе территориальной дислокации далеко не нов как метод и довольно широко распространен в странах, чьи экономические показатели во многом превосходят достижения нашей страны.

В качестве примера можно привести Японию. Эта экономически сильная высокотехнологичная страна с хорошо развитой инфраструктурой и широким веером торговых отношений уже много лет успешно применяет территориальные преференции при проведении государственных закупок работ.

Так, место расположения предприя­тий, опыт, технические возможности могут быть определены как требования для участия в конкурсе на государственный контракт. При заказе работ местными властями часто назначаются подрядчиками местные компании, если в квалификации заявок есть соответствующее условие.

То есть в буквальном смысле префектура в Японии имеет значение. И, как следует из общих экономических тенденций, японский опыт является показательно успешным.

А как показатель уплаченных налогов (ПУН), на который теперь опираются при выборе потенциального поставщика услуг при госзакупках, может повлиять на их результат? Почему малые компании проигрывают чаще?

– Опять же, для стороннего наблюдателя ПУН – лишь очередная аббревиатура среди огромного числа сокращений, фигурирующих в списке критериев при выборе потенциального поставщика услуг для исполнения государственного заказа. И чтобы сразу стало все ясно, объясню, как работает этот показатель.

ПУН – антимонопольный ­инструмент, позволяющий малому и среднему бизнесу спокойно «играть» на рынке, не опасаясь потерять ту малую часть работы, которую удается получить в высококонкурентной среде строительной индустрии.

Тут позволю себе сделать интересную ремарку: согласно официальной статис­тике, в сравнительном соотношении показатели уплаченных налогов больше у малых и средних предприятий, чем у крупных фирм. Что само по себе логично, ведь цель любого бизнеса – извлечение прибыли, причем ее максимизация производится всеми доступными способами.

Естественно, крупные предприятия, чьи обороты буквально пестрят неприличным числом нулей, стараются минимизировать свои налоговые отчисления любыми легальными методами – к примеру, открытием тысяч дочерних фирм, привлечением к работе сторонних организаций и делегированием им части своих полномочий, – что так или иначе приводит к снижению показателя уплаченных налогов.

Фактически ситуация складывается таким образом: крупные фирмы лоббируют понижение показателя или вообще отказ от ПУНа, в то время как малые и средние предприятия во многом удерживаются «на плаву» лишь благодаря действию механизма учета налоговых поступлений.

При этом хочу сказать: позиция крупного бизнеса относительно ПУНа не стабильна, а прямо подчинена простой логике – как выгодно, так и крутят свои запросы. Приведу такой пример. При проведении конкурса на реализацию проекта «Комфортная школа» представители крупного бизнеса выступали за расчет критерия показателя уплаченных налогов в абсолютных числах. А секрет ведь очень прост – при подсчете ПУНа в абсолютных значениях большие предприятия, безусловно, выигрывают у малого и среднего бизнеса.

Наглядности ради представьте, что речь идет о конкретных цифрах. Сам по себе ПУН в госзаказе считается из соотношения уплаченных налогов к сумме доходов за определенный промежуток времени. В процентном соотношении крупные фирмы получают не слишком большое значение ПУНа, так как просто-напросто минимизируют эту статью своих расходов, зато в абсолютных значениях получают колоссальные числа, хотя бы просто потому, что сами по себе их налоговые отчисления больше, чем у малого и среднего бизнеса. И все, казалось бы, предельно логично. Пусть и не вполне честно.

Правда ли, что выбор потенциального исполнителя государственного заказа в основном основывается на опыте той или иной компании?

– Тут даже рассуждать не нужно, так как основной критерий выбора поставщика – именно его опыт. Это факт. Причем такая политика вполне целенаправленна, что само по себе подразумевает помещение малого бизнеса в такую конкурентную среду, в которой он просто не способен не то чтобы развиваться, а просто выжить. И официальная статистика это подтверждает.

Так, к примеру, утверждается, что около 50% всего строительного бизнеса сейчас составляют малые компании, стартапы, предприятия без большого опыта. Однако мало кто обращает внимание, что параллельно с тем средний бизнес в процентном соотношении занимает всего 2% от строительного рынка...

О чем говорит данная статистика? А о том, что из тех 50% малых фирм выживает и перерастает в средний бизнес всего два процента! Логичный вывод: не слишком уж хорошо поддерживается малый бизнес, раз 98% начинающих фирм бесследно исчезают по итогу своей деятельности.

В настоящее время обсуждается предложение о понижении порога привлечения субподрядных организаций. Ирина Рихардовна, насколько эта мера оправдана с точки зрения поддержки предпринимательского роста?

– К сожалению, данная инициатива невероятно пагубна. И дело даже не в том, что заявленные значения понижения процентного участия субподрядных организаций предварительно никем досконально не изучались, и общественности не было представлено никакого достойного обоснования для столь агрессивных ограничительных мер.

Проблема все еще заключается в тех маленьких строительных фирмах, которые пока не обладают ни опытом, ни достаточным показателем ПУНа – для малых предприятий субподряд является единственной возможностью заработать опыт и достойную репутацию. Что же делает государство? Ограничивает возможность привлечения субподрядных организаций, понижая порог с 50% до 30%, буквально понуждая генеральных подрядчиков отказываться от эффективной работы в пользу малоэффективных затрат на содержание штата сотрудников и приобретение дорогостоящего оборудования, которое, по сути, может быть необходимо только один единственный раз при реализации конкретного проекта.

Говоря простым языком, бюрократическая машина поставила в невыгодное положение всех, кроме себя. При этом следует подчеркнуть: о защите интересов малых и средних предприятий в данном контексте речи идти просто не может.

А как бы Вы прокомментировали новую политику реорганизации фирм и ее влияние на развитие бизнеса в целом?

– Возможность реорганизации в том виде, в котором она в настоящий ­момент осуществлена, позволяет многим недоб­росовестным предпринимателям, во всяком случае, на строительном рынке – точно, всячески манипулировать фактическими экономическими показателями своих компаний. Путем слияний, покупок, заключения различного рода альянсов бизнесмены искусственным образом наращивают свой опыт, тем самым внося коррективы в объективную картину конкурентной среды.

Понятно, что так или иначе никто не может лишить предпринимателей права производить слияния и покупку фирм, однако следует признать: в данном вопросе больше «серых» схем, чем может показаться невооруженному взгляду, и будет недальновидно и дальше продолжать делать вид, что такая реорганизация – сила созидательная.

К сожалению, в рамках существующих реалий реорганизация стала очередным инструментом в руках недобросовестных компаний-подрядчиков.

Вы упоминали о «непреодолимой череде бюрократических процессов», препятствующих малому бизнесу. Невольно напрашивается вопрос: хоть какой-то государственный орган, по Вашему мнению, оказывает позитивное влияние на реальную поддержку малого и среднего бизнеса?

– Большинство изменений, которые действительно оказывают положительное воздействие на экономический прирост и укрепление малого и среднего бизнеса, были приняты в первую очередь с помощью и благодаря поддержке Министерства финансов.

Именно благодаря Минфину в активный обиход государственных закупок работ были введены отрицательные значения, региональные преференции, и да – Минфин не сомневался в том, что территориальные преференции не грозят унитарности нашего государства, а ПУН – действенный антимонопольный рычаг. Все это и многое другое стало осуществимым только благодаря готовности финансового министерства сотрудничать с бизнесом.

 

Популярное

Все
Властелин судеб и сердец
Его прозвали Туркестанским змием
Что общего у яблока и диадемы?
Казахский сержант как лев сражался на Курской дуге
Почему вокруг казахского кино так много споров?
Подорожник для души...
Из всех зол предпочтительнее будущее без золы
В Алматы почтили память генерала армии Сагадата Нурмагамбетова
О таком и не мечтали
Евгений Кравчук пишет тексты для рэпа на казахском
Модный приговор можно обжаловать
«Люди! Я к вам! Мне без вас не поется...»
Встреча с классиком
Парад открытий
Степная ономастика важнее городской
Казахстан имеет большой потенциал развития туристической отрасли
Подведены итоги поливного сезона
АО «МРЭК» получило паспорт готовности
Помогут избавиться от мусора
Созерцающий философ Степи
Труба пока не готова
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
В Атырау появится дендрологический парк
Принцип «слышащего государства»
О кадрах атомной промышленности и радиационной безопасности
Дело Мырзахметова: Антикор возвратил государству дополнительно 7 млрд тенге
Владислав Бакальчук сообщил об освобождении после задержания
Перекресток улиц Бараева и Валиханова временно перекроют в Астане
Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
Гол казахского форварда признан самым быстрым в истории ЧМ по футзалу
Глава государства поздравил казахстанцев со 100-летним юбилеем Бердибека Сокпакбаева
13 тыс. вейпов изъяла полиция из стоматологии в Алматы
У мужской сборной Казахстана по боксу – новый главный тренер
Цены на яйца в РК подскочили самыми заметными темпами за два года
Израиль нанес удар по Бейруту, убит один из руководителей «Хезболлы»
В Астане провели рейд по закрашиванию граффити с рекламой наркотиков
«Пакт во имя будущего» планируется принять на Summit of the Future ООН
Миллион зеленых насаждений высадят в Астане в текущем году
Более 5 тыс. предпринимателей Астаны поддержали экологический субботник
«Таза Қазақстан»: представители столичной интеллигенции приняли участие в экоакции
Мастер из Семея продемонстрирует шедевры ремесленного искусства на Всемирных играх кочевников
Дожди с грозами и похолодание ожидаются в Казахстане
Мощный барьер будущим рискам монополизации власти – политолог о достижениях Конституции
Полевая пиццерия, самый острый в мире перец и веганские бургеры
Для успешного изучения языка необходимо практиковаться каждый день
В Семее завершается строительство IT-колледжа
Контрабандиста экстрадировали из России в нашу страну
Распоряжение о созыве совместного заседания палат парламента подписал Кошанов
Коллекция «золотых людей» пополнится
Конституционный контроль – элемент правового государства
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Конституции
Референдум стал актом гражданской справедливости
В центре всех процессов – личность: Конституция Республики Казахстан – прочная основа защиты прав и свобод человека и гражданина
Казахстанские хоккеисты с победы стартовали на олимпийском отборе
Преступления против детей не останутся безнаказанными
Подойдите к мусору с умом!: акцию «Таза Қазақстан» поддержали в Талдыкоргане
Павлодарские артисты готовы удивить своим творчеством зрителей на Всемирных играх кочевников
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Жания Бекмухамбетова выиграла турнир по настольному теннису в Хорватии
В общем доме не бывает «ваших проблем»

Читайте также

На благо страны
Как управлять ядерной энергией
Необходим эффективный и достойный ответ
Более 60 тысяч детей занимаются спортом в Астане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]