Национальный проект «Качественное образование «образованная нация» позволит остановить опасный процесс «вымывания» перспективной молодежи и студентов из Казахстана. Об этом в интервью «Казахстанской правде» рассказал Бекжан Мейрбаев, декан факультета философии и политологии КазНУ имени аль-Фараби, кандидат философских наук, доцент.
– Бекжан Берикбаевич, какова сейчас реальная необходимость реформирования системы образования в условиях пандемии, экономических, социальных проблем?
– Конечно, если посмотреть на актуальные проблемы Казахстана, то в первую очередь речь должна идти о борьбе с безработицей, бедностью, инфляцией. Глава государства, депутаты Парламента могли бы легко получить одобрение населения, если все финансы отправили бы только в социальную сферу. Однако руководство страны обязано думать о стратегических перспективах развития. В ближайшее время сфера образования Казахстана может столкнуться с серьезными трудностями, которые уже сейчас можно заметить в отдельных регионах и селах страны. Поэтому национальный проект направлен на решение проблем нехватки школ, ремонт аварийных и старых учебных зданий и школьной инфраструктуры, повышение их технической, функциональной обеспеченности. В рамках нацпроекта будут созданы 15 региональных вузов, 2 передовых вуза по опыту Назарбаев Университета, 5 филиалов зарубежных вузов. Без должного внимания к сфере образования одаренные и перспективные школьники, студенты будут просто в массовом порядке уезжать на учебу в зарубежные страны, а зачастую и оставаться там работать.
– В 2019 году была принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы, которую в 2021 году отменили. Не ожидает ли нынешний национальный проект схожая судьба?
– Действительно, в обоих проектах близки многие задачи и целевые показатели, но сущность национального проекта «Качественное образование «образованная нация» иная. Нынешний национальный проект включает конкретный обновленный и усовершенствованный план развития сферы образования на 5 лет.
Прежняя государственная программа 2019 года имела 11 задач и более 200 мероприятий, достичь и оценить результативность некоторых было бы трудно.
Например, сложно было бы объективно оценить результативность достижения задачи «повышения статуса профессии педагога».
Нынешний Национальный проект имеет только 5 задач и конкретных 26 мероприятий, все они имеют целевые показатели достижения, реализации и оценки.
То есть за 5 лет работы национального проекта нужно достичь и реализовать конкретные задачи, которые будет легко проверить и поставить ответственным оценку за их выполнение.
Поэтому можно считать, что нынешний национальный проект «Образованная нация» не будет отменен, поскольку в нем нет абстрактных целей и задач, которые сложно реализовать и еще более сложно оценить достигнутое. Можно надеяться, что проект реализуется в поставленные сроки, а позже будут обновляться его целевые показатели.
– Какая, на Ваш взгляд, наиболее сложная из пяти задач национального проекта «Образованная нация»?
– По моему мнению, труднейшей является проблема сокращения неравенства качества образования между городом и селом. В результате разных причин сложилась совершенно несправедливая ситуация, когда школьники в селах заведомо получают знания хуже, чем в городах. Конечно, такие обстоятельства не стали результатом одного года, но объективная оценка PISA подтверждает, что разрыв качества, уровня знаний школьников города и села стал объективным фактом.
На мой взгляд, запланированные в национальном проекте подушевая оплата за каждого школьника в селе, достойная оплата труда сельских учителей приведут к повышению уровня преподавания на селе и в конечном счете остановят разрыв качества знаний школьников. В результате можно будет рассчитывать на трансформацию сформировавшейся, к сожалению, негативной ситуации в школьном образовании на селе.
Также важно понимать, что сельские школы выполняют большую социальную, психологическую роль. Ведь родители вынуждены покидать села не только из-за желания лучшей работы, высокой заработной платы в городе, но по причине сформировавшегося разрыва качества школьных знаний между городом и селом. Никакой количественный прирост новых школ в селах не сможет решить эту проблему без кардинального пересмотра механизмов повышения качества образования.
– Национальный проект «Образованная нация» предполагает меньшие объемы государственного финансирования образования, нежели прежняя государственная программа 2019 года. Не скажется ли это на результатах?
– Изменение показателей не затронуло ключевые цели и задачи, которые прямо относятся к повышению качества преподавания, улучшению материально-технической базы школ, колледжей, университетов. Наоборот, произошло увеличение, перераспределение расходов в сторону конкретных стратегических 5 задач проекта.
Вообще, необходимо было уже давно изменить методику оценки реализации госпрограмм объемами потраченных средств, израсходованных ресурсов. Правильно оценивать эффективность национальных проектов конечными результатами и успехами при запланированных объемах финансирования. Попытки решить проблемы образования лишь простым вливанием денежных средств никогда не приведут к положительным результатам. Об этом говорит опыт реформ предшествующих десятилетий в разных сферах.
Поэтому важным отличием нынешнего национального проекта является конкретика выделяемых на каждую цель, задачу, мероприятие финансовых ресурсов.
В результате каждый из нас через Интернет может увидеть бюджет, план-график национального проекта «Образованная нация». «Дорожная карта» национального проекта показала, что возможны сокращение, экономия средств в реализации поставленных целей. Поэтому можно сказать, что дело не в количестве выделяемых средств, а именно в достижимости конкретно поставленных задач.