Каменная летопись времен

3024
Михаил Тё
Балбалы и петроглифы Жайсана

В этих священных местах неоднократно проводились архео­логические раскопки. В числе первых их изучали российский и советский тюрколог, историк, академик Василий Бартольд, известный востоковед Василий Каллаур и другие ученые. По словам жамбылского археолога, директора туристского информационного центра «Тараз-Туризм» Искандера Торбекова, эти два места датируются единым отрезком времени – VIII–XII веками – и неразрывно связаны между собой, поскольку имеют много общего и были населены в один и тот же период.

Урочище Жайсан, иначе назы­ваемое одноименным святилищем, расположено примерно в 60 км от административного центра Шус­кого района, в долине реки Шу, в низинной степной части северо-западных склонов Шу-Илийских гор. В результате археологической разведки и комп­лексного изучения местности в урочище открыты более сотни культово-мемориальных комплексов и курганов трех разных перио­дов, включая саксо-скифскую эпоху. Кроме того, на холмистой равнине, раскинувшейся на более чем 77 тыс. га, учеными обнаружено большое скопление каменных изваяний – балбалов. Их насчитывается около 40, большинство из них находятся друг от друга приблизительно на расстоянии километра. Вокруг некоторых из них можно увидеть ритуальные ограды прямоугольной формы. Они – одиночные, парные, а также состоящие из нескольких рядов, ориентированных с севера на юг. Скульптуры обожествленных предков установлены с восточной стороны оград, подобно каменным батырам плато Устюрт. К западу от конструкций расположены погребальные сооружения в виде курганных насыпей.

Примечательно то, что все фигуры разные. Их отличают размеры, пол, черты лица. Как правило, их устанавливали на могилах. Но, по словам Искандера Торбекова, бывали случаи, когда людей хоронили далеко от того места, где стоит балбал. К примеру, так бывало с воинами, павшими на поле сражения. Статуи отражают статус человека и род занятий при жизни. Об этом свидетельствуют соответствую­щие принадлежности и атрибуты. К примеру, среди балбалов можно выделить изваяния знати, ремесленника, воина и других. Нередко встречаются женские образы. Их можно выделить по более сглаженным линиям и мягким чертам лица. У некоторых фигур отчетливо видны руки, сложенные вместе на уровне пояса, а в них – сосуд с водой, который символизирует тенгрианское божество Жер-Су.

– Обнаруженные в долине балбалы относятся к доисламской эпохе, когда на территории Казахстана господствовало тенгрианство и люди поклонялись богу Хан-Тенгри, олицетворяющему Небо, богине домашнего очага Умай, а также божеству Жер-Су, то есть Земле-Воде. Тюрки верили, что жизнь приходит из земли, а вода – сама жизнь, которая через определенный период возвращается снова в землю, – отметил Искандер Торбеков.

С восточной стороны возвышаются преимущественно скульптуры мужчин. Считается, что они предназначены для поклонения и возвеличивания предков по отцовской линии. Древние мастера изображали пращуров красивыми и мужественными, с широкими бровями и большими глазами. Фигуры отличают прямые носы, изогнутые усы, серьги в ушах. В традиционной культуре тюрков серьги были атрибутом отнюдь не только женским, как принято это сегодня, а служили для обозначения мужественного характера персоны. Заметим, что достойные мужи носили и ожерелья с драгоценными камнями. Не была обделена вниманием и женщина, образ которой вместе с наконечником стрелы служил одним из идеологических символов комплекса.

Считается, что все памятники, сконцентрированные в сакральной зоне святилища Жайсан, являлись заповедной территорией восточных тюркских племен. Места захоронений совместно с ритуальными сооружениями и каменными скульптурами служили объектами поклонения духам обожествленных предков и проведения ритуалов жертвоприношений им и верховным божествам тюркского пантеона. Кроме того, урочище Жайсан славится своими галереями родовых знаков (тамг) тюркских племен и наскальных рисунков. Здесь их десятки. Примечательно, что они нанесены на камнях скальных пород, лежащих на открытых участках, а не в пещерах, как это обычно бывает. На темной по­верхности глыб петроглифы видны отчетливо.

Среди казахских и тюркских тамг присутствуют собственные знаки народа «он ок будун», тюргешей, карлуков. Тамги высечены на стелах, изваяниях, скалах совместно с петроглифами. Одним из типов родовых знаков собственности являются тамги тюргешей, представленные в форме ромба или круга на подвеске. Аналогичные тамги изображены на груди двух изваяний.

«Описываемые типы тамг непременно изображались с подвес­ками из треугольников, ромбов или кружочков с дополнительными черточками на линиях подвесок. В содержании знаков на культовых памятниках, наскальном искусстве заложен глубокий смысл. Учитывая, что такие знаки высечены на груди отдельных каменных статуй святилища Жайсан и других скульп­турах, в том числе и на изваянии в «трехрогом» головном уборе из Кыргызстана, можно говорить о сакральности знака в виде ромба и его функциях. Они служили символами и, вероятно, подвесками-оберегами или амулетами. Сфера их использования выходила за рамки обычных представлений о тюркской культовой обрядности», – пишет в своей научной статье «Археологические источники в этнографических реконструкциях истории тюрков» известный казахстанский историк и археолог Айман Досымбаева, последние несколько лет занимающаяся исследованием тюркских священных мест Шуского и Меркенского районов. По ее мнению, святилище создано представителями восточных тюрков – карлуками – и служило им начиная с 744 года – времени переселения их на земли «народа десяти стрел» («он ок будун»).

Древние художники искусно отразили сцены охоты, бытовые и ритуальные моменты. На рисунках – изображения всадников, людей, ведущих на поводу верблюдов, а также коней, оленей и горных козлов. По словам Искандера Торбекова, тюрки приходили сюда по разным поводам. К примеру, нередко представители сильной половины просили божеств и духов предков об удачной охоте или успешной торговой сделке, приносили клятвы…

593640df7d96e1496727775.jpeg

Сандыктас – долина предков

На высоте более 3 000 м над уровнем моря у подножия Киргизского Алатау, недалеко от административного центра Меркенского района, на нескольких десятках квадратных километров раскинулось высокогорное плато, на котором расположено тюркское святилище Сандыктас, иначе называемое Долиной предков. В прошлом году памятник культуры и истории вошел в состав государственного природного заказника «Мерке», занимающего площадь 250 кв. м.

Святилище состоит из мно­жества погребально-поминальных сооружений, в которых отражены все этапы развития тысячелетней истории кочевого населения Семиречья. В переводе с казахского языка название «святилище» означает «каменный сундук». И действительно, оно чем-то напоминает его, ведь окружено со всех сторон горными массивами. Добраться сюда крайне сложно. Это место открыто для посещения в основном в теплое время года: с июня до середины сентября. Именно в этот период, по мнению Искандера Торбекова, тюрки ежегодно поднимались сюда, где было прохладнее, чем на равнине Жайсана. В другие месяцы подняться сюда практически невозможно и находиться здесь крайне опасно, поскольку в этих местах нередко бывают лавины и оползни. Но именно в силу своей труднодоступности десятки каменных скульптур меркенского святилища сохранились в первозданном виде. На сегодня Сандыктас – единственный храмовый комплекс тюрков-кочевников на всей территории Центральной Азии.

Подобно урочищу Жайсан, оно известно своими каменными изваяниями, которых обнаружено более 80, отлично сохранившихся в естественных условиях. Здесь также представлено множество курганных комплексов и каменных оград, имеющих неповторимое культурное свое­образие и огромную научную ценность. Балбалы расположены как поодиночке внутри ограды, так и небольшими группами в центре курганов, за их пределами и за оградами. Каменные статуи изображают как мужчин, так и женщин. Некоторые из них, как и каменные бабы шуского святилища, держат в руках символическую чашу с водой.

Изваяния Сандыктаса, как и Жайсана, можно сравнить со статуями терракотовой армии гробницы императора Шихуанди в Китае. Ни одно из них не повторяет друг друга. Видно, что древние мастера хотели обозначить особенности внешности ушедших в мир иной сородичей. Считалось, что их изваяния – это вместилища душ предков, которые при соблюдении всех ритуальных процедур в трудный момент могут помочь потомкам. Некоторые каменные экземпляры из этих двух священных мест хранятся в областном историко-краеведческом музее среди своих собратьев из Таласского, Сарысуского и Рыскуловского районов. Здесь собрана самая большая коллекция балбалов в стране, около 50 экспонатов.

Кроме того, как и в шуском святилище, ученые обнаружили ряд тамг и петроглифов. Во время раскопок, проводившихся здесь в рамках государственной программы «Культурное наследие», учеными обнаружены уникальные экспонаты, занявшие свое место в главных музеях Казахстана. Обращают на себя внимание петроглифы на скалах и каменных изваяниях в горных ущельях. Большинство из них имеют женское лицо. В тюркском мемориальном и монументальном искусстве это очень редкий случай.

– Места средоточия наскальных рисунков служили для проведения обрядов и ритуалов, связанных с календарным циклом, а также с общественно значимыми мероприятиями, – отметил жамбылский археолог Искандер Торбеков.

Интересен Сандыктас и тем, что на его территории найдены следы разных религий: манихейства, ислама, зороастризма, христианства... К примеру, здесь можно увидеть руины буддийского храма и голову статуи Будды. Примечательно, что датировка артефактов говорит о том, что большинство из вероучений сосуществовали одновременно, не мешая друг другу.

Меркенское святилище также называют «Землей исцеления». В древние времена люди приезжали сюда, чтобы прикоснуться к святой земле, веря, что это поможет в лечении от недугов и даровании потомства. Но в первую очередь, по мнению ученых, как святилище Сандыктас, так и урочище Жайсан предназначались для поминания умерших, клятв, молитв и прошений у божеств и духов предков – аруахов. С этой целью сюда по сей день приходят местные жители.

– С момента открытия к этим памятникам истории ученые проявляют повышенный интерес. Это уникальные места, крупнейшие музеи балбалов под открытым небом, аналогов которым нет на территории всей Центральной Азии. Здесь проводятся археологические и экологические туры. Но, к сожалению, пока не проложены туристические тропы. В будущем они, несомненно, станут очень популярными и сыграют немалую роль в развитии туризма как внутреннего, так и въездного, – уверен Искандер Торбеков.

По словам директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова, в программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общест­венного сознания» выражено то, чего давно ждали работники музеев, историки, археологи и туристические компании. Проект «Сакральная география» должен стать фундаментом духовных традиций, а основу национальной уникальности народа составит его богатая духовная история. Ведь, чтобы двигаться вперед, необходимо знать свои корни. Не случайно народная мудрость гласит, что без прошлого нет будущего.

Популярное

Все
В Петропавловске разгорается скандал, связанный с выселением медработников из Дома врача
Лекарств нет, но вы держитесь!
21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения
Фотоловушка для снежного барса
Новые правила регистрации мобильных телефонов
Интеллект искусственный, а душа – живая
Девушки взяли бронзу
Неумение родителей ладить с детьми может привести к печальным последствиям
Стреляли, подтягивались, пели...
«Призрачный мир» Батырхана Шукенова
ИИ на страже психологического благополучия
Счастье с доставкой на дом
Болезнь выявили вовремя
Как регион борется с дефицитом врачей
Главное – не наказать агрессора, а предотвратить трагедию
Властелины света
В этом году произошел рост товарооборота с Венгрией на 37%
Святая к музыке любовь
Важен осознанный подход
Развитие ВИЭ становится драйвером трансформации электроэнергетики
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Казахстан лидирует по качеству жизни в Центральной Азии
Бесценное богатство из отходов
Восемь проектов в рыбной отрасли реализуют в Атырау
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
ИИ: на пороге новой технологической эпохи
Глава государства принял председателя правления АО «Самрук-Қазына»
Если вы подверглись цифровой атаке...
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Роналду сделал неожиданный выбор для трансфера
Химия угля: новое дыхание индустрии
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Будущее – за цифровыми активами
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Токаев освободил от должности посла в Монголии
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Президент назначил новых послов в Монголии, Дании и Шри-Ланке
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте

Читайте также

Глава государства вручил награды деятелям культуры и искусс…
Более 700 детей посетят с экскурсией сакральные и историчес…
Новый парк строят в Атырау
Город живет и ждет перемен

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]