Каменная летопись времен

2452
Михаил Тё
Балбалы и петроглифы Жайсана

В этих священных местах неоднократно проводились архео­логические раскопки. В числе первых их изучали российский и советский тюрколог, историк, академик Василий Бартольд, известный востоковед Василий Каллаур и другие ученые. По словам жамбылского археолога, директора туристского информационного центра «Тараз-Туризм» Искандера Торбекова, эти два места датируются единым отрезком времени – VIII–XII веками – и неразрывно связаны между собой, поскольку имеют много общего и были населены в один и тот же период.

Урочище Жайсан, иначе назы­ваемое одноименным святилищем, расположено примерно в 60 км от административного центра Шус­кого района, в долине реки Шу, в низинной степной части северо-западных склонов Шу-Илийских гор. В результате археологической разведки и комп­лексного изучения местности в урочище открыты более сотни культово-мемориальных комплексов и курганов трех разных перио­дов, включая саксо-скифскую эпоху. Кроме того, на холмистой равнине, раскинувшейся на более чем 77 тыс. га, учеными обнаружено большое скопление каменных изваяний – балбалов. Их насчитывается около 40, большинство из них находятся друг от друга приблизительно на расстоянии километра. Вокруг некоторых из них можно увидеть ритуальные ограды прямоугольной формы. Они – одиночные, парные, а также состоящие из нескольких рядов, ориентированных с севера на юг. Скульптуры обожествленных предков установлены с восточной стороны оград, подобно каменным батырам плато Устюрт. К западу от конструкций расположены погребальные сооружения в виде курганных насыпей.

Примечательно то, что все фигуры разные. Их отличают размеры, пол, черты лица. Как правило, их устанавливали на могилах. Но, по словам Искандера Торбекова, бывали случаи, когда людей хоронили далеко от того места, где стоит балбал. К примеру, так бывало с воинами, павшими на поле сражения. Статуи отражают статус человека и род занятий при жизни. Об этом свидетельствуют соответствую­щие принадлежности и атрибуты. К примеру, среди балбалов можно выделить изваяния знати, ремесленника, воина и других. Нередко встречаются женские образы. Их можно выделить по более сглаженным линиям и мягким чертам лица. У некоторых фигур отчетливо видны руки, сложенные вместе на уровне пояса, а в них – сосуд с водой, который символизирует тенгрианское божество Жер-Су.

– Обнаруженные в долине балбалы относятся к доисламской эпохе, когда на территории Казахстана господствовало тенгрианство и люди поклонялись богу Хан-Тенгри, олицетворяющему Небо, богине домашнего очага Умай, а также божеству Жер-Су, то есть Земле-Воде. Тюрки верили, что жизнь приходит из земли, а вода – сама жизнь, которая через определенный период возвращается снова в землю, – отметил Искандер Торбеков.

С восточной стороны возвышаются преимущественно скульптуры мужчин. Считается, что они предназначены для поклонения и возвеличивания предков по отцовской линии. Древние мастера изображали пращуров красивыми и мужественными, с широкими бровями и большими глазами. Фигуры отличают прямые носы, изогнутые усы, серьги в ушах. В традиционной культуре тюрков серьги были атрибутом отнюдь не только женским, как принято это сегодня, а служили для обозначения мужественного характера персоны. Заметим, что достойные мужи носили и ожерелья с драгоценными камнями. Не была обделена вниманием и женщина, образ которой вместе с наконечником стрелы служил одним из идеологических символов комплекса.

Считается, что все памятники, сконцентрированные в сакральной зоне святилища Жайсан, являлись заповедной территорией восточных тюркских племен. Места захоронений совместно с ритуальными сооружениями и каменными скульптурами служили объектами поклонения духам обожествленных предков и проведения ритуалов жертвоприношений им и верховным божествам тюркского пантеона. Кроме того, урочище Жайсан славится своими галереями родовых знаков (тамг) тюркских племен и наскальных рисунков. Здесь их десятки. Примечательно, что они нанесены на камнях скальных пород, лежащих на открытых участках, а не в пещерах, как это обычно бывает. На темной по­верхности глыб петроглифы видны отчетливо.

Среди казахских и тюркских тамг присутствуют собственные знаки народа «он ок будун», тюргешей, карлуков. Тамги высечены на стелах, изваяниях, скалах совместно с петроглифами. Одним из типов родовых знаков собственности являются тамги тюргешей, представленные в форме ромба или круга на подвеске. Аналогичные тамги изображены на груди двух изваяний.

«Описываемые типы тамг непременно изображались с подвес­ками из треугольников, ромбов или кружочков с дополнительными черточками на линиях подвесок. В содержании знаков на культовых памятниках, наскальном искусстве заложен глубокий смысл. Учитывая, что такие знаки высечены на груди отдельных каменных статуй святилища Жайсан и других скульп­турах, в том числе и на изваянии в «трехрогом» головном уборе из Кыргызстана, можно говорить о сакральности знака в виде ромба и его функциях. Они служили символами и, вероятно, подвесками-оберегами или амулетами. Сфера их использования выходила за рамки обычных представлений о тюркской культовой обрядности», – пишет в своей научной статье «Археологические источники в этнографических реконструкциях истории тюрков» известный казахстанский историк и археолог Айман Досымбаева, последние несколько лет занимающаяся исследованием тюркских священных мест Шуского и Меркенского районов. По ее мнению, святилище создано представителями восточных тюрков – карлуками – и служило им начиная с 744 года – времени переселения их на земли «народа десяти стрел» («он ок будун»).

Древние художники искусно отразили сцены охоты, бытовые и ритуальные моменты. На рисунках – изображения всадников, людей, ведущих на поводу верблюдов, а также коней, оленей и горных козлов. По словам Искандера Торбекова, тюрки приходили сюда по разным поводам. К примеру, нередко представители сильной половины просили божеств и духов предков об удачной охоте или успешной торговой сделке, приносили клятвы…

593640df7d96e1496727775.jpeg

Сандыктас – долина предков

На высоте более 3 000 м над уровнем моря у подножия Киргизского Алатау, недалеко от административного центра Меркенского района, на нескольких десятках квадратных километров раскинулось высокогорное плато, на котором расположено тюркское святилище Сандыктас, иначе называемое Долиной предков. В прошлом году памятник культуры и истории вошел в состав государственного природного заказника «Мерке», занимающего площадь 250 кв. м.

Святилище состоит из мно­жества погребально-поминальных сооружений, в которых отражены все этапы развития тысячелетней истории кочевого населения Семиречья. В переводе с казахского языка название «святилище» означает «каменный сундук». И действительно, оно чем-то напоминает его, ведь окружено со всех сторон горными массивами. Добраться сюда крайне сложно. Это место открыто для посещения в основном в теплое время года: с июня до середины сентября. Именно в этот период, по мнению Искандера Торбекова, тюрки ежегодно поднимались сюда, где было прохладнее, чем на равнине Жайсана. В другие месяцы подняться сюда практически невозможно и находиться здесь крайне опасно, поскольку в этих местах нередко бывают лавины и оползни. Но именно в силу своей труднодоступности десятки каменных скульптур меркенского святилища сохранились в первозданном виде. На сегодня Сандыктас – единственный храмовый комплекс тюрков-кочевников на всей территории Центральной Азии.

Подобно урочищу Жайсан, оно известно своими каменными изваяниями, которых обнаружено более 80, отлично сохранившихся в естественных условиях. Здесь также представлено множество курганных комплексов и каменных оград, имеющих неповторимое культурное свое­образие и огромную научную ценность. Балбалы расположены как поодиночке внутри ограды, так и небольшими группами в центре курганов, за их пределами и за оградами. Каменные статуи изображают как мужчин, так и женщин. Некоторые из них, как и каменные бабы шуского святилища, держат в руках символическую чашу с водой.

Изваяния Сандыктаса, как и Жайсана, можно сравнить со статуями терракотовой армии гробницы императора Шихуанди в Китае. Ни одно из них не повторяет друг друга. Видно, что древние мастера хотели обозначить особенности внешности ушедших в мир иной сородичей. Считалось, что их изваяния – это вместилища душ предков, которые при соблюдении всех ритуальных процедур в трудный момент могут помочь потомкам. Некоторые каменные экземпляры из этих двух священных мест хранятся в областном историко-краеведческом музее среди своих собратьев из Таласского, Сарысуского и Рыскуловского районов. Здесь собрана самая большая коллекция балбалов в стране, около 50 экспонатов.

Кроме того, как и в шуском святилище, ученые обнаружили ряд тамг и петроглифов. Во время раскопок, проводившихся здесь в рамках государственной программы «Культурное наследие», учеными обнаружены уникальные экспонаты, занявшие свое место в главных музеях Казахстана. Обращают на себя внимание петроглифы на скалах и каменных изваяниях в горных ущельях. Большинство из них имеют женское лицо. В тюркском мемориальном и монументальном искусстве это очень редкий случай.

– Места средоточия наскальных рисунков служили для проведения обрядов и ритуалов, связанных с календарным циклом, а также с общественно значимыми мероприятиями, – отметил жамбылский археолог Искандер Торбеков.

Интересен Сандыктас и тем, что на его территории найдены следы разных религий: манихейства, ислама, зороастризма, христианства... К примеру, здесь можно увидеть руины буддийского храма и голову статуи Будды. Примечательно, что датировка артефактов говорит о том, что большинство из вероучений сосуществовали одновременно, не мешая друг другу.

Меркенское святилище также называют «Землей исцеления». В древние времена люди приезжали сюда, чтобы прикоснуться к святой земле, веря, что это поможет в лечении от недугов и даровании потомства. Но в первую очередь, по мнению ученых, как святилище Сандыктас, так и урочище Жайсан предназначались для поминания умерших, клятв, молитв и прошений у божеств и духов предков – аруахов. С этой целью сюда по сей день приходят местные жители.

– С момента открытия к этим памятникам истории ученые проявляют повышенный интерес. Это уникальные места, крупнейшие музеи балбалов под открытым небом, аналогов которым нет на территории всей Центральной Азии. Здесь проводятся археологические и экологические туры. Но, к сожалению, пока не проложены туристические тропы. В будущем они, несомненно, станут очень популярными и сыграют немалую роль в развитии туризма как внутреннего, так и въездного, – уверен Искандер Торбеков.

По словам директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова, в программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общест­венного сознания» выражено то, чего давно ждали работники музеев, историки, археологи и туристические компании. Проект «Сакральная география» должен стать фундаментом духовных традиций, а основу национальной уникальности народа составит его богатая духовная история. Ведь, чтобы двигаться вперед, необходимо знать свои корни. Не случайно народная мудрость гласит, что без прошлого нет будущего.

Популярное

Все
Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования президенту России
Трехдневный траур объявили в Дагестане
Казахстан впервые выступит на Олимпийских играх в брейкинге
Свыше 1,3 тыс. паломников умерли во время хаджа в этом году
Венгрия сотворила историю на Евро
Солдат-срочник вышел из комы в Отаре
МСХ просит помощи у Мининформации в разъяснении населению разницы между маслом и спредом
УЕФА принял меры на Евро-2024 из-за Роналду
СМИ: Взрывы прогремели на промышленном объекте в Шотландии
Среди задержанных граждан Казахстана нет – МИД о пожаре в Греции
Жара до 46 градусов ожидается в Казахстане
Премьер провел заседание Совета директоров фонда «Самрук-Қазына»
Президент сменил главнокомандующего ВМС ВС РК
Акимат Астаны не будет ремонтировать горевший ЖК Rixos Khan Shatyr Residences
Объем воды увеличился в Северном Аральском море
Казахстанского туриста задержали в Италии
Определились победители международного турнира по дзюдо среди молодежи
Прием документов в колледжи Астаны стартует 25 июня
Погибший во время паводков спасатель награжден орденом «Ерлігі үшін» посмертно
Более 20 человек погибли при пожаре на заводе в Южной Корее
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Определены победители первой республиканской геологической универсиады
В Алматы приветствовали чемпиона мира Казыбека Ногербека
Тело пропавшей экс-судьи из Казахстана нашли в Германии
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахский – язык чувств
Пусть всегда будет папа! Второй год в Казахстане празднуют День отца
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Когда завершат полную оцифровку аттестатов выпускников предыдущих лет
Создание цифровой системы прогнозирования паводков обсудили в правительстве
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Фермеры готовятся к приходу сайги
Солдат-срочник впал в кому: Токаев поручил провести тщательное расследование
Банкрот? А жена разрешила?
Во сколько оценят бесценный сад?
Когда бизнес в надежных руках
Токаев поздравил Рыбакину с Днем рождения
Переоформлять автомобили стало проще в Казахстане
Цифровую карту телекоммуникаций разработали в Казахстане
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны

Читайте также

Тюркологи в Бишкеке обсудили наследие Махмуда Кашгари
Ключи от счастья
Укрепление сотрудничества обретает особую актуальность
Большой груз большого района

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]