Какую роль играет современная вузовская наука в создании единого поля, единой цепочки важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест? Об этом наша беседа с ректором Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова доктором юридических наук, профессором Еркином Кубеевым.
– Еркин Киноятович, еще в девяностых годах Глава государства говорил о необходимости уделять особое внимание вопросам национальной идеологии и истории, их значимости как ведущего фактора развития нации… – Культурно-историческое знание – это важный фактор созидательного эволюционного развития государства и общества, ядро политики, консолидации любого государства. Разве может в стороне от него остаться вузовская гуманитарная наука?!
– Хотелось бы узнать, как крупнейший вуз региона – Карагандинский государственный университет им. Евнея Букетова, – осознавая себя важным институтом научной и обществоведческой инфраструктуры республики, видит свою роль в решении задач, связанных с модернизацией общественного сознания? – Вспомните: большое внимание Президент в «Рухани жаңғыру» уделяет роли исторического знания в воспитании казахстанского патриотизма. уже стала крылатой фраза, что в его основе «должно лежать особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».
Как видите, роль вуза определяется временем и развитием государства. И она заключается как в продуцировании нового, социально и личностно значимого знания, так и в формировании базовых идеологических концепций, общего национального ценностного кода. Поэтому предложенный Президентом республики проект «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана» призван способствовать «укреплению каркаса национальной идентичности». Именно он упрочит общие духовные связи народа с общенациональными святынями, создаст некий духовный географический пояс, единое поле национальной идентичности.
Ведь очевидна необходимость мобилизации и актуализации культурно-исторических смыслов и общественных ценностей. Они значимы для успешного проектирования будущего страны и должны лечь в основу модернизации личностного и национального сознания. Это обеспечит ее органичность, стабильность и устойчивость во временной перспективе. Ученые нашего университета имеют уникальный опыт в исследовании сакральных мест Сарыарки. В их числе – памятники степной цивилизации эпохи бронзы. Разработана программа научно-исследовательских работ «Археологические культуры Сарыарки в системе древних цивилизаций Евразии». Уверен, она будет способствовать выходу археологических исследований на новый качественный уровень.
– В связи с этим по какому принципу построена научно-просветительская деятельность ученых-историков? – Она приобретает особую значимость. Тому способствует значительный научно-исследовательский потенциал исторического факультета КарГУ, его научно-методические школы. Исследовательская, педагогическая и общественная работа историков связана главным образом с изучением и сохранением культурного наследия родины и определяется необходимостью удовлетворить потребность современного общества в научном, содержательном и ценностном образе прошлого, в тщательной и объективной реставрации исторической памяти. Исторический факультет принимает активное участие в государственных культурно-просветительских проектах «Мәдени мұра», «Халық тарих толқынында».
Хочу обратить внимание на то, что важнейшая духовная ценность общества всегда носит конкретно исторический характер. И патриотизм основан не на абстрактных идеях, а на глубоком знании и позитивном отношении к фактическим событиям, процессам и личностям исторического бытия народа. Много лет наши ученые успешно занимаются изучением и реконструкцией историко-культурных процессов, этносоциальных и этнокультурных взаимодействий и цивилизационного развития на территории древней Сарыарки.
Известно, что огромная степная зона Казахстана в древности была местом, где начиналась история многих современных народов. Изучение исторических памятников позволит воссоздать полномасштабную картину взаимопроникновения древних культур и этносов, без чего невозможно понять то общее, что объединяет ныне живущие здесь народы. Археологические поисково-разведочные и стационарные исследования убедительно доказывают особую роль центрально-казахстанского региона в древней и средневековой истории народов.
На его просторах формировались истоки современного казахского этноса. Наши ученые по крупицам восстанавливают неведомые страницы прошлого, основываясь на многочисленных и разнообразных источниках, на археологических, палеоэтнографических, историко-географических данных. При этом по яркости и значимости центральноказахстанские древности бронзовой эпохи не имеют себе равных.
– Особый интерес уже несколько лет представляют исследования, посвященные Улытау – «духовной столице» Казахстана. В музее университета им посвящена не одна экспозиция. – К истории Улытау восходят истоки казахских традиций, обычаев, национальной культуры. Край легенд, культовых мест, средоточие мавзолеев, наскальных рисунков, пещер, древних городищ. Значение этого края, его исторической роли в становлении казахской государственности по инициативе Главы государства отмечено в 2003 году памятным знаком. Здесь воздвигнут монумент Государственной целостности и единства народа Казахстана.
Помимо научно-исследовательской деятельности, вуз проводит большую работу по популяризации и пропаганде древнего историко-культурного наследия Улытау и всего Центрального Казахстана. С пристального интереса и уважения к традициям и культуре, языку, предкам, истории государства начинает формироваться особое отношение к судьбам своего Отечества, любовь к Родине.
– Насколько мне известно, богатые материалы археологических, географических, этнографических и других научных исследований ученых КарГУ легли в основу развития краеведческого и экологического туризма в нашей области. По ним разработаны новые туристические маршруты, оригинальные экскурсионные программы… – Как только наши историки открыли мавзолей Каражартас в Шетском районе, событие сразу нашло отклик в деятельности туристических компаний Караганды и Астаны при подготовке экскурсионных программ для EXPO 2017. Считаю, что в популяризации культурно-исторического наследия и развития массового экологического и этнографического туризма будет иметь значение и созданный учеными «Атлас уникальных и эпонимных памятников Центрального Казахстана». С использованием новых интерактивных технологий у нас разрабатываются путеводители по памятникам историко-культурного наследия Сарыарки для туристов.
Чтобы вы представили себе масштабы познаний и открытий в сакральной географии нашего региона, приведу в пример проекты «Историко-культурные памятники Сарыарки с высоты птичьего полета (сопка Алтыншокы, буддийский монастырь Кызылкент)» и «Летающее око археолога». Конечно, ХХI век диктует совсем другой подход к популяризации исторических достоинств. Компьютерная грамотность становится насущной необходимостью, а цифровые технологии определяют облик всех сфер жизни человека.
И то, что еще десять лет назад было фантастикой, мы вовсю используем. Наши ученые включили в работу возможности беспилотной высотной фиксации и 3D-моделей памятников и виртуальных панорам. Они позволяют на новом уровне осуществлять художественную презентацию историко-культурных ландшафтов Карагандинской области как объектов национального наследия, обеспечивая их комплексное сохранение и эффективное использование в музейном, выставочном пространстве и в туристической деятельности.
– У вас и филологи стараются не отставать от историков. Cейчас перед Вами лежат собственные университетские издания по краеведению? – Да, это наши сборники: «Жидебай Қожаназарұлы. Ер есімі ел есінде», «Буқар жырау». Они появились благодаря активному развитию литературного краеведения. Их ценность прежде всего в сохранении и популяризации значимых элементов аутентичной истории и культуры народа, на основе которых происходит его национальная идентификация. Отрадно, что деятельность карагандинских филологов направлена на изучение и сохранение языка как квинтэссенции национальной культуры, основы единства нашего народа. Типологическое единообразие казахского языка на всей огромной территории Казахстана зиждется на его уникальной культурологической и исторической функции – упрочнении надэтнической консолидации нации.
– Не так давно о чрезвычайно редкой находке ваших археологов рассказали зарубежные и отечественные СМИ. Действительно в Казахстане появилась своя пирамида? – Можно сказать и так, рассчитывая на могучий интерес к ней. Так называемая казахстанская пирамида была обнаружена в Шетском районе. Это уже упоминавшийся мной мавзолей Каражартас – сооружение бегазы-дандыбаевской культуры XV века до нашей эры, по внешнему виду очень схожее с египетской Ступенчатой пирамидой в Саккаре – древнейшим из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. Понятно, что наша «пирамида» не уцелела. Но основание из камней сохранилось. Открытие уже получило международную известность. Информацию о нем профессор Виннипегского университета (Канада) Франк Альбо включил в свою книгу по истории и архитектуре Казахстана, изданную для имиджевого продвижения выставки EXPO 2017.
Как видите, именно деятельность наших ученых открывает широкие возможности для международного сотрудничества. Многочисленные и яркие памятники казахских степей вызывают пристальное к ним внимание в мире у археологов, историков, этнологов, антропологов. Аутентичность и оригинальность исследований, возможность работать непосредственно с уникальными артефактами отовсюду привлекают в КарГУ исследователей, заинтересованных в изучении крупнейшего самобытного и яркого очага древней металлургии. Достаточно сказать, что археологами нашего университета при раскопках поселения Нураталды-1 в Шетском районе найдены уникальные бронзовые сосуды, принадлежащие андроновской культуре. Это, без преувеличения, открытие мирового уровня, во многом переворачивающее традиционные представления об эпохе бронзы на территории Казахстана. Таких сосудов в мире найдено только два. И оба – учеными Карагандинского государственного университета.
Артефакты из раскопок КарГУ предстали в Музее горного дела города Бохум, Германия, на выставке «Неизвестный Казахстан – археология в сердце Азии». Торжественную церемонию открывал председатель бундестага Германии Норман Ламмерт. Два года назад были начаты работы по крупномасштабному международному проекту «Исследования ДНК ранних индоевропейцев» с участием ученых из Центра геогенетики Копенгагенского университета. Первая статья по результатам исследований опубликована в высокорейтинговом журнале Nature.
Сотрудничество с миром открывает высокие горизонты науки в глобальном контексте. В лабораториях японских вузов профессором Мураками проведены радиоуглеродные анализы обнаруженных на раскопках в ущелье Кент железной руды и шлаков. Результаты ошеломляют. Они датируют возраст металлургического комплекса Алат – ХIV–XIII века до нашей эры. Мы получили подтверждение гипотезы, что именно в Каркаралинском регионе найдена самая древняя железоплавильная печь Казахстана.
То есть глубинная история Центрального Казахстана – это созданная человеком культура, основанная на металлургии бронзы. Одновременно проясняется та важная роль, которую наша земля играла с древнейших времен в исторической судьбе Евразии, внося весомый вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
– Спасибо, Еркин Киноятович, за беседу. Важно, чтобы эти исследования и их результаты не оставались лишь частью научного обихода академического сообщества, а становились достоянием народа, способствовали возникновению и углублению у каждого казахстанца чувства личной сопричастности к великому историческому прошлому.