Казахи все чаще спрашивают: «Кто я в этом огромном мире?» В связи с этим появилось много вопросов

5912
Галия Шимырбаева
Казахи все чаще спрашивают: «Кто я в этом огромном мире?» В связи с этим появилось много вопросов, касающихся традиций
и обычаев казахского народа. И иногда без расшифровки культурного кода, который они несут, без помощи специалистов не обойтись.

Выкуп или благодарность?

– Народ возвращается к своим культурным истокам. Видимо, сейчас настало время самоидентификации и духовного возрождения, – говорит признанный эксперт в этом вопросе, казаховед, учитель высшей категории, лингвокоуч Толеу Аймаганбетова (на снимке).

Она знает, о чем говорит. Написанная ею книга «Поздравляем на казахском!», где расшифрована этническая культура языка, пользует­ся, без преувеличения, большим спросом и у казахов, и у неказахов.

Толеу Аймаганбетова рассказывает о двух обычаях – қалың мал, который в обывательском сознании закрепился как калым – выкуп за невесту, и бауырына салу – когда отдают детей (особенно старших) на воспитание бабушке-дедушке или другим родственникам.

– На самом деле в казахском языке слово «қалыңдық» означает «невеста», – сообщила эксперт. – Оно происходит от слова «қалың». В первом значении – толстый, во втором – несчетное, несметное количество. Но как тогда объяснить общность между словами «қалың», и какое они имеют отношение к изящному, стройному образу невесты? А все очень просто, если опереться на правила словообразования в казахском языке.

Добавив к слову «қалың» аффикс «-дық», получаем новое слово – «невеста», а стоит добавить к этому же корню слово «мал» (қалың мал), и уже – выкуп за невесту. Такой перевод был закреплен за этим словом еще с советских времен. Оно и понятно: тогда этнические особенности, сложившиеся обычаи и традиции народа представлялись в неприглядном свете. Потому у целого поколения за 70 лет выработалось превратное мнение, что казахи продавали своих дочерей за скот. Оно настолько внедрилось в сознание людей, что даже сами казахи по сей день используют в своей речи искаженное «калым» в негативном ключе.

Да, қалың мал действительно означал некую плату, но отнюдь не за невесту. Это было своего рода проявление благодарности родителей жениха сватовьям за то, что они не просто родили и вырастили, но и достойно воспитали свою дочь.

Қалың мал состоял из трех долей. Первая – атаның куші (ата – отец, а күш – сила) – особо скомп­лектованный набор подарков отцу невесты «бес жақсы – пять добротных предметов». Вторая – ананың сүтi (материнское молоко) – предназначалась матери невесты в благодарность за молоко, которым она вскормила дочь.

Третья часть даров – босағаға байлар – больше распространена в Центральном Казахстане. «Босаға» – «порог дома», слово «байлар» происходит от «байлау» – «привязывать». Это подношение к порогу дома в знак почтения к «шаңырақу», где выросла невеста. Более того, сторона жениха берет на себя все расходы по подготовке свадебного наряда невесты во главе с дорогостоящим головным убором сәукеле. Зачастую приданое невесты перевешивало стоимость «қалың мал». И исходя из перечисленного, этнографы в один голос утверждают, что «қалың мал» расходуется в основном на приданое невесты и возвращается в дом жениха.

А подарки в виде киіт – добротной верхней одежды, ювелирных изделий, дорогих тканей – служили символом особой расположенности к новым родственникам. Ведь сторона жениха смотрит на невестку как на верную спутницу их сына и мать своих будущих внуков.

Бауырына салу
Второй обычай, непонятный нынешнему поколению и вызывающий недоумение, – бауырына салу. На русский язык это словосочетание переведено как «усыновление», что опять-таки не соответствует изначально вложенному смыслу.

– Для полного понимания обратимся к этимологии слов «бауыр» и «салу», – говорит Толеу Аймаганбетова. – Бауыр: первое значение – печень, второе – кровный родственник, третье – передняя часть туловища человека. Салу: первое значение – класть, помещать, второе – вспомогательный глагол в словосочетаниях. В данном случе – взять на воспитание.

«Бауырына салу» означает, образно выражаясь, «прижать к груди (к сердцу), взять под свою опеку или на воспитание», а вов­се не усыновить или удочерить.

А теперь о главном. Почему у казахов дедушка с бабушкой брали на воспитание внуков и нередко усыновляли их? К слову сказать, у других народов нет такой традиции. Это явление можно объяснить заботой о многочисленном потомстве и, как следствие, ранней женитьбой детей, принятой у казахов. Соответственно, появление детей у юных супружеских пар влекло за собой и определенные сложнос­ти. И сами молодые родители, и само дитя нуждались в заботе умудренных жизненным опытом старших. Потому дедушка с бабушкой активно включались в процесс ухода за малышом, полностью взяв на себя ответственность за него и освободив неискушенных молодых от родительских забот.

В обязанности юной мамочки входило только своевременное кормление малыша. Совсем еще не старые родители могли подсобить детям при рождении второго, третьего, а то и четвертого ребенка. Ведь они и сами когда-то прошли через это – раннее создание семьи.

Насколько хорош или плох обы­чай бауырына салу, в настоя­щее время толкуют по-разному. Сторонники традиционной этнопедагогики отмечают следую­щие плюсы в детях, воспитывавшихся у дедушки с бабушкой: они рано начинают говорить и успешно овладевают навыками правильной речи; они самостоятельны, осознанны, ответственны и добросовестны; они растут уважительными, отзывчивыми, милосердными; у них хорошо развиваются личностные качества; по праву старшинства вырастают лидерами; у них отличные организаторские способности; вырастают знатоками народных традиций и обычаев и, как правило, бывают духовно богаче своих сверстников.

Наряду с этим немало и отрицательных высказываний. К ним особенно склонны психологи. К приписываемым ими качествам относятся: выраженный эгоизм; чувство превосходства над другими детьми и сверстниками; тяжелые переживания при уходе из жизни дедушки и бабушки; глубокая, порой непреходящая обида на своих родителей; неумение установить отношения с родными братьями и сестрами; ощущение одиночества в среде родных.
Сказать по этому поводу что-то окончательное – затруднительно. То, что считалось когда-то естественным и в порядке вещей, нынче утратило свою значимость. Современные дедушки и бабушки полны энергии, они профессионалы, которые могут еще приносить пользу обществу. Многие по достижении пенсионного возраста наконец прис­тупают к воплощению своих творческих идей и замыслов, до которых не доходили руки. Да и устройство семьи уже совершенно другое: молодые семьи больше предпочитают жить отдельно от родителей.

Все это непременно сказывается на взаимоотношениях членов семьи. Самое разумное в нынешних условиях – это принять вызовы времени, прийти к общему взаимопониманию и по мере возможности всячески стараться не оборвать нить преемственности между поколениями. Для этого есть все основополагающие возможности: образование, благоразумие, взаимный компромисс.
Думаю, что уже в скором времени обычай бауырына салу утратит свою актуальность. Хочу подкрепить свои слова пословицей «Дәстүрдің озығы бар, тозығы бар – есть традиции лучшие и вечные, есть традиции, изжившие себя».

Дитя двух матерей

Народный артист СССР Асанали Ашимов (на снимке) – один из тех, кто испытал этот обычай на себе.

– Недавно я поставил общий памятник двум своим матерям в пантеоне мавзолея святого Карабуры, что в Сузакском районе Туркестанской области. Апа – мамой – я называл жену старшего брата отца – Алтынгуль. Она родила то ли шестерых, то ли семерых детей, но все они почему-то умирали в младенчест­ве. А у казахов принято отдавать первенцев деду и бабке или же бездетным родственникам. Так я и мой двоюродный брат Аскарали стали считаться сыновьями Алтынгуль-апа.

Свою названую мать я боготворил. Она прощала мне шалости, у нее я находил защиту, если разгневанная родная мать пыталась меня наказать. Когда мне пришлось жить в интернате, то, бывало, всю неделю собирал для нее конфеты-подушечки, которые выдавали к завтраку. Апа радовалась им, как ребенок. «Айналайын», – ласково говорила она и тут же скармливала конфетами меня.

Моя любовь к родной матери была смешана с жалостью. Она относилась к Алтынгуль-апе, которая была значительно старше ее, почтительно и никогда не прекословила ей, а меня, следуя давним народным традициям не обращаться к сыну старших родственников по имени, называла «бала».
Но женщины все же ревновали меня друг к другу. Чувствуя это, я старался подходить к матери, только когда мы оставались нае­дине. При этом я ее никак не называл. Ни апа, ни тетя, ни даже по имени – Тажихан. И, помню, всякий раз испытывал мучительное волнение, когда нужно было за чем-нибудь обратиться к ней. Бывало, глядя куда-то в сторону, я говорил: «Сегодня вернусь поздно, пойду смотреть кино в соседнем колхозе».

Первый раз я назвал ее мамой, когда она умирала. Она, словно не веря своим ушам, посмотрела на меня долгим изумленным взглядом.

Уже после ее смерти я понял, что мать жила только мною и только ради меня. Немногословная, она не высказывала своих чувств, мы с ней вообще очень мало разговаривали, разве что порой перекидывались парой шуток. Ее выдавали глаза. Они блестели от радости, когда она смотрела на меня. Встречая меня из командировок, целовала мне руки – в лицо, лоб или голову не смела. Глубоко набожная, она свято верила, что Алтынгуль-апа, которая смотрит на нас с небес, это может не понравиться.

Мне вспоминается такой трогательный случай. Рано утром мы с сыном собираемся в командировку. Я куда-то по республике, Саги уезжал на съемки в Белоруссию. И вот две матери провожают нас. Жена хлопочет возле Саги. Обнимая его, напоминает: кушай вовремя, одевайся теплее. И то же самое я слышу от своей матери. Держа меня, уже седого мужчину, за руку, она несмело упрашивает: береги себя, сынок.

Умирая, мать показала окружающим ее родственницам средний палец. Этот жест у казахов говорит о многом. Тем самым мать наказывала: он у меня не только единственный, он – ортан қолдай жiгiт, то есть всем джигитам джигит, берегите его.

Женское воспитание, вернее, та свобода, которую предоставляли мне мать и Алтынгуль-апа, пошла мне только на пользу. Я рано научился принимать самостоятельные решения. Грех так говорить, но иногда думаю: может, и хорошо, что у меня не было отца. Вернись он с фронта, никогда не пустил бы меня в актеры: эту профессию в ауле не уважали...

Популярное

Все
ИИ управляет природными рисками
Такой разный и чудесный мир
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Найден затерянный город XII века?
Завод построен с нуля
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Раимбек Баталов: «Алтын сапа» – не просто награда, а итог внутренней трансформации бизнеса
Дружба исходит от наших сердец
Выступление у озера Копа
Ориентир на пациента!
Все болезни – от нервов
Гуманизм без избытка
Поставлена цель – вывести сотрудничество на новый уровень
Налажен выпуск зондов и катетеров
Бойцы невидимого фронта
ФАП открыт в Конеккеткене
Скучать не придется
Чтобы отдых не был испорчен
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
Десятое дыхание
Новый виток развития железнодорожного сектора
Новые технологии кардинально меняют подходы
Казахстанские артисты стали номинантами премии Benois de la Danse 2025
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
На перекрестках братских встреч
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Токаев пригласил президента Болгарии в Астану
Раскопки археологического комплекса «Рахат» привлекли внимание гостей из Китая
День работников животноводства празднуют в Казахстане
Neo Nomad Visa: как привлекают «цифровых кочевников» в Казахстан
Куклы могут тоже говорить...
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области

Читайте также

98-летняя бабушка зарегистрировалась в очереди на жилье в Т…
Фонд «Даму» запустил новую программу льготного кредитования…
Скучать не придется
Дружба исходит от наших сердец

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]