
Участники заседания, прошедшего под председательством руководителя комиссии, депутата Мажилиса Ирины Ароновой, рассмотрели промежуточные итоги за 2017 год.
Как отметила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова, в текущем году объем выделенных средств из Национального фонда составил 72 млрд тенге. Ведется строительство 112 школ, из которых 56 продолжающиеся и 56 новых. По плану, составленному с акиматами до конца года, будет введено в эксплуатацию 76 учебных заведений, из них по состоянию на 1 сентября сданы 52 – это 45 школ, которые «перешли» с 2016 года, и 7 новых, строительство которых было начато с начала текущего года.
– То есть некоторые акиматы уже выполнили свои обязательства, – сказала вице-министр.
В рамках ввода данных объектов была создана 31 тыс. новых ученических мест и трудоустроено свыше 2 тыс. педагогов. Ликвидировано трехсменное обучение в 42 школах в семи регионах и построены школы взамен 9 аварийных в пяти регионах.
Между тем не все обязательства выполняются вовремя. Так, по информации депутата Ирины Ароновой, в селе Верх-Уба Восточно-Казахстанской области сорваны сроки строительства школы на 300 мест. Первоначальный срок сдачи был определен до 1 сентября, однако объект до сих пор не введен в строй.
Бибигуль Асылова пояснила, что сроки сорваны из-за отставания графика строительно-монтажных работ.
– Состоялось заслушивание на уровне Премьер-министра и дано поручение о решении вопроса в ближайшее время. На данный момент, по информации акимата Восточно-Казахстанской области, проводится работа по поставке оборудования. Ввод будет осуществлен к концу сентября текущего года, – пообещала вице-министр.
Однако это не единственный случай срыва сроков строительства организаций образования в ВКО. По словам Ирины Ароновой, есть нарушения по сдаче в срок детского сада на 280 мест в Риддере.
– Мы не раз уже с вами говорили, что этот объект превратился в долгострой, и сроки сдачи срывались четыре раза, – констатировала депутат.
Рассказала Бибигуль Асылова и о том, как осваиваются выделенные деньги. По состоянию на сентябрь в акиматы перечислено 55 млрд тенге, из них освоено 52. Неисполнение составило 3 млрд тенге по семи регионам. Так, Акмолинская область не освоила 475 млн тенге в связи с судебными разбирательствами по строительству школ на 800 мест в городе Щучинске.
– На сегодня ситуация разрешена, ведутся земляные, фундаментные работы. Срок сдачи объекта – в 2018 году. Акимат гарантирует освоение средств до конца года, – заверила вице-министр.
В Алматинской области остались неосвоенными 106 млн тенге, в Восточно-Казахстанской – 369 млн, в Жамбылской – 297 млн, в ЗКО – 64 млн, в ЮКО – 353 млн. Самое большое неосвоение средств выявилось в Мангистауской области – 1 млрд тенге в связи с обжалованием итогов конкурса госзакупок по трем школам.
– Необходимо признать, что основной риск неосвоения средств имеется по данному региону. Средства поддержаны с начала года, документация по школам имелась, соглашение между Министерством образования и науки и акиматом Мангистауской области было подписано своевременно, однако конкурсные процедуры длились с февраля, – пояснила Бибигуль Асылова.
Рассказала вице-министр и о строительстве детских садов. В 2016 году из Национального фонда на строительство 19 детских садов было выделено 6 млрд тенге. Построено 17 садов. Это позволило на пять тысяч сократить дефицит в дошкольных организациях. В текущем году финансирование из Национального фонда осуществлялось по одному детскому саду в Жанаозене на сумму 75 млн тенге. Объект уже введен в строй.
– Таким образом, все строящиеся детские сады за счет Национального фонда введены в эксплуатацию, – заверила Бибигуль Асылова.
В ходе заседания депутаты поинтересовались, как в стране устраняется проблема трехсменных школ. Как выяснилось, «лидерами» в этой сфере, а также по аварийности являются ЮКО, Алматинская и Актюбинская области и Астана. По словам Бибигуль Асыловой, в Астане проблема имеет объективный характер в связи с развитием города и приростом населения, в том числе миграционным. Нет трехсменных и аварийных школ в Павлодарской и Костанайской областях.
Но ссылки на рост населения не удовлетворил депутатов. На это Зауреш Аманжолова заявила, что в стране с населением в 18 млн человек вполне можно спрогнозировать, когда и в каком регионе понадобятся новые школы.
– Китай с более чем миллиардным населением и то все прогнозирует. Все можно просчитать, – заметила депутат.
Депутат Мажилиса Джамиля Нурманбетова, между тем, считает, что работа по аварийным школам в стране находится не на должном уровне. Она привела конкретный пример, когда признанная еще в 2009 году аварийной столичная школа № 8 до сих пор остается в плачевном состоянии.
– Как вообще ведется планирование и учет аварийных объектов, если с 2009 года это учебное заведение не вошло в список аварийных, и вовремя не были приняты меры. Там школа в буквальном смысле разваливается, трещины по стенам, перекошены косяки, с потолка течет. Она еще и перегружена в 3 раза. Снаружи стяжку сделали, чтобы просто не развалилась. Как ведется учет, если даже в Астане с 2009-го аварийная школа признается таковой только в этом году. К сожалению, работа ведется очень слабо, – посетовала депутат.
Поднимали депутаты и проблему создания инклюзивных школ, качества строительства школьных и дошкольных образовательных учреждений. Мажилисмен Куаныш Султанов считает, что планировать строительство школ и детских садов необходимо исходя из того, какое количество в том или ином регионе родилось детей и сколько собирается в школу.
Участники заседания договорились провести еще одно, посвященное этой теме. Депутаты пообещали, что будут отслеживать судьбу каждой школы, строительство которой затягивается. И на следующее заседание пригласят представителей антикоррупционных ведомств…