

Город Алматы известен в мире как крупнейший культурный, спортивно-туристический, финансовый и научно-образовательный центр не только Казахстана, но и региона в целом. Здесь сосредоточена львиная доля государственных и частных вузов страны, крупнейших предприятий бизнеса, финансовых и других институтов развития.
В текущем году Казахстан выдвинул кандидатуру Алматы в качестве регионального хаба многосторонней международной дипломатии, а также местом проведения зимней Олимпиады и Универсиады-2017. В рамках последнего саммита глав государств в Минске принято решение об объявлении Алматы культурной столицей стран СНГ в 2014 году.
Таким образом, южный мегаполис продолжает играть ключевую роль в экономической, образовательной и культурной жизни региона, оставаясь в этом плане эпицентром наибольшего притяжения знаний, инноваций, ресурсов и внимания мирового сообщества.
Деловой тонус мегаполиса
На сегодня официальная численность жителей Алматы составляет 1 млн. 489,1 тыс. человек. Это значит, что в южном мегаполисе проживает около 10% от общей численности населения РК. Вместе с тем на Алматы приходится порядка 18% ВВП республики, 25% всех доходов государственного бюджета, 40% совокупного объема оптового оборота. Еще одним существенным фактором экономического потенциала города является то, что его бюджет, достигающий сегодня до 359 млрд. тенге, – это объем, сопоставимый с экономикой Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Монголии. При этом ВРП Алматы в расчете на душу населения составляет 25 тыс. долларов. Это превышает среднестатистический показатель таких стран, как Чехия, Польша и других государств Европы.
Почти 60% всего объема финансовых поступлений в городскую казну обеспечивают малый и средний бизнес. Здесь работает каждый третий трудоспособный алматинец, или около 375 тыс. человек. В силу высокой активности деловой жизни мегаполиса, обусловленной в том числе мерами господдержки и регулирования, уровень безработицы в 2013 году не вышел за рамки 0,2% от экономически активного населения. В рамках реализации государственной программы занятости с начала года было создано 16 тыс. новых рабочих мест. Все эти меры стали залогом расширения русла налоговых поступлений. По итогам текущего года их планируемый объем в городскую казну ожидается в сумме свыше 1,3 трлн. тенге.
Согласно статистическим данным, в январе – сентябре 2013 года предприятиями города выпущено промышленной продукции на 457,9 млрд. тенге. При этом индекс физического объема промпроизводства по отношению к уровню аналогичного периода 2012 года составил 104,4%. Количество активных субъектов малого и среднего бизнеса сегодня составляет 103 455, численность занятых – 374 750 человек.
Субъектами бизнеса с начала года выпущено продукции на 1 448,8 млрд. тенге и выплачено налогов на сумму 399 млрд. 969 млн. тенге.
В рамках реализации первого и третьего направлений программы «Дорожная карта бизнеса-2020» Региональный координационный совет по реализации политики индустриализации одобрил субсидирование 188 проектов МСБ на общую сумму 55 млрд. 651 млн. тенге. При этом сумма выплаченных субсидий составила 3 млрд. 373 млн. тенге.
Точки развития
Карта индустриализации Алматы сегодня состоит из 30 проектов, рассчитанных не только на выпуск наукоемкой продукции, но и на создание более 5 тыс. рабочих мест, львиная доля которых – высокотехнологичные специализации. С 2010 года по сегодняшний день реализовано 19 проектов и создано около 3 тыс. рабочих мест.
В первом полугодии 2013 года состоялся ввод в эксплуатацию двух значимых проектов на сумму 15,5 млрд. тенге. В рамках второго полугодия на рассмотрение в МИНТ РК направлено 3 индустриально-инновационных проекта на общую сумму 67 757,55 млн. тенге.
Как отметил на встрече в СЦК Ахметжан Есимов, Алматы планирует сосредоточить новые промпредприятия в специально отведенной индустриальной зоне. Составлен перечень из 169 потенциальных инвесторов с созданием около 20 тыс. рабочих мест. Данный проект дает перспективы для интенсивного развития промышленности города. При этом создание специализированной промышленной зоны позволит решить такие стратегические задачи, как вывод существующих предприятий из центра города, увеличение общего объема производства Алматы в 1,5 раза, привлечение инвестиционных ресурсов и осуществление трансферта передовых инновационных технологий, а также формирование системы подготовки и использования квалифицированных кадров в промышленном секторе.
Общая площадь индустриальной зоны составляет 490 га. При размещении предприятий на его территории приоритеты будут отдаваться экологически чистым производствам. Уже более 180 промышленных предприятий готовы стать участниками данного проекта. В текущем году на строительство инженерной инфраструктуры выделено порядка 4 млрд. тенге. В 2014 году планируется выделить на эти цели еще столько же.
Кстати, и новые зоны, и появившиеся новые микрорайоны привели к расширению границы Алматы. Сейчас это 23 тыс. га.
Туристические перспективы
Как известно, Глава государства поручил создать вокруг Алматы горнолыжные курорты мирового уровня. Для этого южный мегаполис обладает всеми необходимыми условиями, в частности, уникальным природным ландшафтом предгорий Заилийского Алатау. Отсюда и резон развивать здесь такое направление, как горнолыжный туризм.
– При мультипликативном эффекте только на планируемом горнолыжном курорте «Кок Жайлау» может быть создано около 30 тысяч рабочих мест, – отметил аким Алматы.
При этом он привел в качестве примера опыт реконструкции горнолыжного курорта «Шымбулак», в результате которой значительно возросла его посещаемость. Так, количество пеших туристов возросло с 196 400 в 2010/11 операционном году до 313 300 в 2012/13 году. Количество лыжников за аналогичный период возросло с 43 300 до 97 500 посетителей.
Недавно в Алматы прошла I Евразийская конференция на тему «Развитие новых туристских направлений зимнего туризма». В рамках этого мероприятия ведущие международные эксперты признали перспективность развития горнолыжного туризма в алматинском регионе. Это подразумевает создание целого комплекса курортов, который объединит в единую систему такие уникальные зоны, как Акбулак, Табаган, Шымбулак, Кок Жайлау и Аксайское ущелье.
Ахметжан Есимов сообщил, что совместно с представителями Всемирной туристической организации представители акимата обсудили перспективы развития этой отрасли в Алматы и договорились об открытии в городе их регионального офиса.
– Такое решение было принято после того, как большая делегация Всемирной туристической организации во главе с генеральным секретарем лично ознакомилась с возможностями Алматы и предгорий Алатау, увидела наши горы и оценила возможности уже построенной здесь инфраструктуры, – заметил аким города.
Он также напомнил, что в развивающихся странах туризм по итогам прошлого года дал рост в 4% от ВВП, в развитых странах этот показатель составил от 10 до 15%, а в Казахстане он пока на уровне менее 1%.
Транспорт и инфраструктура
Алматы продолжает совершенствовать дорожно-транспортную инфраструктуру. За последние 5 лет из 26 развязок, запланированных к строительству, построены 20. За это время введены в эксплуатацию более 140 км новых и отремонтировано около 1 тыс. км городских дорог. В 2013 году производится текущий и средний ремонт 224 городских улиц общей протяженностью 158,2 км, в том числе 21 магистральной улицы. Построены дороги в микрорайонах «Шанырак-5» и «Алгабас» общей протяженностью 11,9 км. Продолжается строительство второй очереди алматинского метрополитена.
Отвечая на вопросы журналистов, Ахметжан Есимов рассказал и о перспективах развития метро. Этот вид общественного транспорта очень актуален для перенаселенного мегаполиса, площадь которого, как было сказано выше, серьезно выросла. По его информации, метро в Алматы сейчас субсидируется из республиканского бюджета, однако со следующего года финансирование будет осуществляться из местного бюджета. На это потребуется порядка 2,5 млрд. тенге.
– У нас две станции – «Москва» и «Сайран», которые соединяют центр города с жилыми массивами. Так что с увеличением пассажиропотока, думаю, что суммы субсидий будут год от года уменьшаться, – сказал А. Есимов.
В связи с проектами туристической отрасли перспектива получить дальнейшее развитие имеется и у проекта по расширению существующего аэропорта Алматы. Из слов Есимова выходит, что акимат уже выдал градостроительному совету соответствующее разрешение, которое было предоставлено хозяевами этого объекта.
– Если мы осуществим этот проект, то с учетом постоянно растущего пассажиропотока мощностей обновленного аэропорта и аэровокзала может с лихвой хватить до 2025 года. В нынешнем году этот показатель достиг отметки в 4 миллиона человек, – сказал аким.
Выступая на брифинге, А. Есимов напомнил, что Алматы – это еще и один из крупнейших научно-образовательных центров страны, где много вузов и, соответственно, молодежи. По его словам, из 250 тыс. студентов в городе только 8% трудоустраивается после окончания вуза.
– Подавляющее большинство желает остаться после учебы в Алматы. Это создает определенные проблемы. Нужно ли нам такое количество выпускников, которые, как сказал Президент, обучаются, тратят деньги родителей и государства, а потом работают в другой сфере? – отметил Ахметжан Есимов.
Он сообщил, что в нынешнем году направил всем своим коллегам-акимам письма с просьбой оказать содействие в трудоустройстве выпускников из их регионов. Однако пока никто не ответил. По мнению А. Есимова, этот вопрос требует особого внимания и проработки.
Кульпаш КОНЫРОВА, Досжан НУРГАЛИЕВ